Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философская проза периода классики. Общая характеристика. Проза Платона.
Проза Платона Художественная зримость и жизненность сказались и в форме произведений Платона в его диалогах (до нас дошли 23 диалога и одна речь). Диалоги Платона – своеобразные драматические сцены, где собеседники, умудренные в жизни и философии, ведут умный, живой и острый диалектический спор. Диалектическая форма естественно вытекала у Платона, как представителя античной классики, из необычайной живости и подвижности аттического мышления и из потребностей чисто литературного развития, шедшего из эпоса, лирики и драмы к лирико-эпической и драматической прозе. Характер диалога у Платона много раз менялся. Он более драматичен в произведениях ранних и зрелых (Протагор, Федр, Пир, Федон), более уравновешен и спокоен в поздних (Тимей, Законы). В изобилии поэтических приемов Платон превосходит лучших ораторов древности. Платону в равной мере удаются веселый комизм, тонкий юмор, злая сатира (Ион, Гиппий больший, Протагор, Пир) и глубокая проникновенная обрисовка драматических и даже трагических событий с целым рядом житейских деталей: суд над Сократом (Апалогия), его пребывание в тюрьме (Критон), прощание с друзьями и женой, последняя беседа, омовение перед смертью и снятие кандалов. Платон также в равной мере свойственны высокий драматизм повествования и комические ситуации. В целом стиль Платона – отражение зрелой греческой классики, в котором достигли синтеза все известные тогда лиро-эпические, драматические и художественные методы.
24. Труды Аристотеля. Содержание «Поэтики». Разработка Аристотелем новой теории трагедии. Аристотель занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой. В области теории искусства Аристотель дал много ценного. Он обобщил все, что было сказано в этой области до него, привел в систему и на основе обобщения высказал свои эстетические взгляды в трактате «Поэтика». До нас дошла только первая часть этого труда, в которой Аристотель изложил общие эстетические принципы и теорию трагедии. Вторая часть, в которой излагалась теории комедии, не сохранилась. Аристотель в своем трактате ставит вопрос о сущности красоты, и в этом здесь он делает шаг вперед в сравнении со своими предшественниками. Аристотель считал искусство творческим подражанием природе, бытию, считал, что искусство помогает людям познать мир. Он считал, что подражание совершается в искусстве разными способами: ритмом, словом, гармонией. На первый план из всех видов искусства Аристотель выдвигает поэзию, а из форм поэзии выше всего ставит трагедию. Он считает, что в трагедии есть то, что и в эпосе, т.е. изображение событий, и то, что в лирике, т.е. эмоций.
Основною роль играют фабулы и характеры трагедии. Фабула трагедии имеет перипетии и узнавание. Перипетия – это «перемена событий к противоположному». В трагедии обычно перипетия дает переход от счастья к несчастью, а в комедии наоборот, от несчастья к счастью или наоборот.
Такое же требование естественности, жизненности, Аристотель предъявляет и к узнаванию. Он настаивает на такой композиции трагедии, где бы перипетии и узнавание вытекали из самого состава фабулы. Аристотель требует соблюдения в трагедии единства действия.
По мнению Аристотеля, характеры трагедии должны быть благородными по своему образу мыслей. Если в трагедии, изображен прекрасный человек, но чем-то все же виноватый, и этот герой впадает в несчастье или совсем погибает, то такая трагедия возбудит у зрителей сострадание. Образцом построения такого характера является, по мнению Аристотеля, образ Эдипа в трагедии Софокла.
Хор в трагедии, как об этом говорится в «Поэтике» Аристотеля, должен быть органической частью трагедии. Трагедия, как говорит Аристотель, очищает через страх и сострадание (катарсис).
Уже в определении трагедии философ называет речь украшенной (метафора). Драматические произведения должны создаваться ямбическим ритмом (ближе к разговорному языку).
Аристотель требует от драматического произведения раскрытия напряженного конфликта. Он настаивает на идейности драмы.
|