Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение греческой трагедии и ее структура. Древнегреческий театр, его строение. Организация спектаклей и праздников Дионисий.






 

Происхождение Ант. Т. (3 источника):

 

1) Обряды, связанные с культом богов плодородия: во время этих обрядов белого козла, в котором, считалось, живет дух бога, убивали, разрывали на части. Убийцы символизировали духов плодородия – сатир. Среди них были менады – женщины. Это делалось, чтобы ускорить смерть бога для нового рождения молодого и сильного (дух бессмертен, воплощается в молодое тело). Позднее этот обряд, его смысл забылся и начал восприниматься как символическое изображение борьбы добра (бога) и зла (демоны плодородия). Трагедия: трагос – козел, одэ – песня.

2) Дифирамб – гимн в честь Диониса(бог плодородия), исполняется всегда хором. Во всех античных трагедиях всегда есть хор. Потом из хора выделился солист – корифей, который вступал в диалог с хором. Сцены из жизни бога разыгрывались в виде пантомимы. Форма трагедии произошла от дифирамба. А содержание – от обряда.

3) Похоронный гимн (фрэн (трен – укр.)). При его исполнении певцы били себя в грудь. В трагедии есть песня хора - коммос, которая буквально озн. «бить себя в грудь».

Теория Театра

- Ее создал Аристотель и изложил в произведении «Поэтика», что состоит их двух частей: Трагедия и Комедия.

Он выделяет такие элементы трагедии:

-Фабула – реализуется через действия и характеры – душа трагедии. Обязательно должна иметь мысль(идею), в трагедии словесное выражение. Особенности фабулы – перелом (кульминация), который делит произведение на две части: развязка и завязка. Они могут быть простыми и запутанными, т.е. с неожиданными поворотами событий (перипетиями). Характеры должны быть не порочными и не идеальными, герои имеют право на ошибку.

- Одним из признаков трагедии есть катарсис - очищение путем подобных аспектов. Понятие катарсис двояко: в нравственном смысл – очищение от эгоизма, от равнодушия, от пассивности, учит сопереживать и сочувствовать; медицинская трактовка – катарсис до предела обостряет чувства человека и таким образом разряжает их.

 

Структура трагедии за Поэтикой Аристотеля: пролог, эписодий, эксод и хоровая часть, разделяющаяся в свою очередь на парод и стасим.

Пролог – целая часть трагедии до появления хора.

Эписодий – целая часть трагедии между цельными песнями хора.

Эксод – целая часть трагедии, после которой нет песни хора, из хоровой же части парод – первая целая речь хора.

Стасим – хоровая песнь без анапеста и трохея.

Коммос, входящий в последнюю часть, - общая печальная песнь хора и актеров.

 

Древнегреческий театр, его строение:

- Театрон – место, где сидели зрители (амфитеатр), 13 секторов.

- Орхестра – площадка, на которой стоял хор.

- Скенэ – сооружение, в котором хранился реквизит (декорации, одежда) – ворота.

- Параскении – 2 выступа по бокам сцены.

- Парод – проход для хора.

- Проскений – (сейчас сцена) – место между орхестрой и скенэ.

 

17. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный».

 

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.

В начале трагедии Гефест по велению Зевса приковывает Прометея к скале на краю света. Он был прикован за то, что дал людям огонь, наделил памятью, разумом, научил приручать животных, вспахивать землю, научил делать снадобья, лекарства из трав, поведал об изменении времен года, измыслил и сложенье букв, научил строить жилища и корабли, ориентироваться по звездам, извлек с земных недр золото и серебро. Узника посещают Океаниды, их отец Океан, царевна Ио (возлюбленная Зевса), в своих скитаниях по свету случайно попавшая к скале. Тогда же Прометей и рассказывает им, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, и проклинает Зевса. В конце трагедии к Прометею является Гермес, посланный Зевсом, чтобы узнать о браке, что владычества его лишит, но Прометей отказывается открывать судьбу, вздымается ветер, гром грохочет, удар молнии. Прометей проваливается под землю.

Имя Прометей значит " Промыслителъ". В трагедии Эсхил рисует образ борца, морального победителя. Это повесть о борьбе против верховного божества Зевса (Зевс изображен деспотом, предателем, трусом и хитрецом). Характеры монолитны и статичны как и в других произведениях Эсхила. В героях никаких противоречий, они выступают каждый с одной чертой. Не характеры, общие схемы. Действия никакого нет, трагедия состоит исключительно из монологов и диалогов (художественны, но совсем не драматичны). По стилю—монументально-патетическая (хотя действующие лица только боги, патетизм ослаблен—длинные разговоры, философское содержание, довольно спокойный характер). Тональность восхвалительно-риторическая декламация в адрес единственного героя трагедии Прометея. Все возвышает Прометея.

Развитием действия является постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное нарастание монументально-патетического стиля трагедии.

 

18. «Эдип-царь» Софокла. Проблематика. Образ Эдипа.

Трагедии Софокла:

- Ввел третьего актера;

- Отказался от трилогий (с одним сюжетом), каждая трагедия имеет свою идею, проблему..

- В центре его трагедий – индивид, судьба отдельного конкретного человека.

- Герои Софокла – личности цельные, не противоречивые, но сложные, раскрываются с разных сторон.

- В своих трагедиях Софокл использует прием контраста как способ характеристики персонажа: волевому, сильному герою противопоставляется безвольный, слабый.

- Героями своих произведений сделал женщину («Антигона»).

- песни хора не всегда связаны с действием, например в «Антигоне» одна из первых песнь посвящена человеку, который по Софоклу научился всему сам. Человеку ничто не страшно кроме смерти, он сам творит свою судьбу.

- Самая известная трилогия Софокла – трилогия о царях города Фивы:

~ «Царь Эдип»

~ «Эдип в Колоне»

~ «Антигона»

«Царь Эдип» - трагедия фатума (судьбы, рока), её главная идея – «от судьбы не уйдешь» - эта идея иллюстрируется историей двух царей (Лай и Эдип), которые пытались обмануть судьбу.

Главное в трагедиине что происходит, а как происходит, и что чувствует, думает и как ведет себя Эдип.

Трагедия начинается с того, как на Фивы наслали чуму, Эдип пытается узнать почему. Боги были разгневаны, потому что не был найден убийца Лая (предыдущего царя, до Эдипа) Эдип ищет убийцу Лая, в ходе поиска понимает, что убийца – он сам. Первой это понимает мать Эдипа (его жена по совместительству), она кончает жизнь самоубийством. Эдип выкалывает свои глаза застежкой матери, дабы не видить осуждающих взглядов. Он покидает Фивы, чтобы освободить город от чумы.

Хоть от судьбы не уйдешь, но от человека зависит, насколько достойно он встретит удары судьбы.

Проблема: человек и судьба.

Образ Эдипа:

- Эдип озн. «с перерезанными сухожильями».

- Он раскрывается как царь, как муж, как отец, как сын и как страдающий человек, достойно принимает удары судьбы.

19. «Антигона» Софокла. Проблематика. Суть конфликта. Образы.

 

Сюжет: Антигона вопреки запретам Креонта (царя) провела погребальный обряд над телом своего брата Полиника, тело которого как предателя должны были отдать на растерзание псам. Креонт приказывает заточить Антигону в пещере, а та, не желая смириться перед царём вешается. Гемон (жених Антигоны, сын царя) закалывается, узнав о смерти возлюбленной, его мать также кончает жизнь самоубийством, когда узнает о смерти сына. Под ударами всех этих несчастий Креонт понимает и осознает всю свою низость.

Проблематика: На первом плане у Софокла проблема нравственного выбора, который может привести героя как к добру, так и к злу. В наиболее знаменитых трагедиях этого драматурга – «Аяксе», «Эдипе-царе» и «Антигоне» – на долю главного героя выпадает тяжкое испытание, посланное богами, и человеку остаётся или изменить себе, или погибнуть (в том числе и в глазах общества, как Эдип) В «Антигоне» дочь Эдипа, невзирая на запрет нового фиванского царя, хоронит своего брата Полиника, пошедшего войной на родной город, и за это её обрекают на смерть. В спорах между Антигоной и Креонтом выясняется, в чём ценность человека и какие поступки считать достойными. Проблема отношения человека и власти, а так же проблема нравственного выбора стоят сейчас не менее остро, чем во времена Софокла, и поэтому «Антигона» была и будет актуальна и нужна.

 

Конфликт: В трагедии «Антигона» Софокл вскрывает один из конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».

 

Образы:

Антигона - у нее сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом., она чтит закон родового общества, у нее нет сомнений в правильности выбранного решения. Силой своего ума и большого сердца – Антигона сама выбрала свою участь.

Креонт - правитель суровый и непреклонный..ставит свою волю выше всего. Свои действия он оправдывает интересами государства. К людям идущим против государства - готов принимать самые жестоки законы. Признает только полное подчинение правителю.

Исмена - сестра Антигоны..Сторож, гемон-сын креонта..Слабость Исмены-контарстность силы Антигоны.

Гемон – сын Креонта, жених Антигона, юн, но мудр, прислушивается и уважает волю отца, но имеет свое мнение, слушает и слышит голос народа, уважает.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал