Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность предложения по цене, ее формы






 

Количество предлагаемых к продаже на рынке товаров и услуг, так же как и размеры спроса на них, по-разному реагирует на измене­ние в их цене. Для определения реакции продавцов на изменения цен используется показатель эластичности предложения. Эластичность предложения - это степень изменения количества предлагаемых това­ров и услуг в ответ на изменения в их цене, показывающая отноше­ние процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене. Методика расчета коэффициента эластичности предложения ана­логична методике расчета коэффициента эластичности спроса22:

Различают следующие формы эластичности предложения:

- эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого пери­ода;

- неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому пе­риоду;

- абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = да). Эта форма эластичности предложения свой­ственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;

- абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Es = 0), т.е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна23.

Реакция производителя на изменение рыночной цены (эластич­ность предложения) зависит от фактора времени. В связи с этим в экономической теории рассматриваются три случая эластичности пред­ложения фирмы - мгновенная, краткосрочная и долгосрочная реакции на изменение рыночной цены товара (рис. 16).

Рис. 16. Виды эластичности предложения по цене в зависимости

от фактора времени: S1 - предложение при мгновенной реакции;

S2 - в краткосрочном периоде; S3 - в долгосрочном периоде

 

В первом случае (рис. 16, кривая ∆ S1) производитель не может мгновенно отреагировать на повышение рыночной цены и увеличить объем запланированной поставки товара на рынок. Поэтому сразу (мгновенно) объем продаж не расширится (S1 = 0) в ответ на благопри­ятное изменение рыночной конъюнктуры. Значит, при мгновенной ре­акции величина предложения остается на прежнем уровне Q1. В слу­чае эластичности предложения в краткосрочном периоде (рис. 16, кри­вая S2), производитель уже располагает небольшим отрезком времени для подстройки под новую ситуацию. При повышении цены на рынок могут быть выпущены товарные запасы или расширен выпуск путем увеличения загрузки уже имеющихся мощностей (станков, оборудова­ния). Тогда предложение сможет отреагировать небольшим расшире­нием (∆ S2 > 0) в ответ на повышение цены. Таким образом, в крат­косрочном периоде фирмы располагают некоторым временем, чтобы увеличить выпуск, но в рамках своих производственных возможно­стей, т.е. обладают большей эластичностью по цене по сравнению с мгновенной ситуацией. В долгосрочном периоде (рис. 16, кривая ∆ S3) предложение обладает еще более высокой эластичностью по цене. Так, производители при росте спроса, а следовательно, и цены на их про­дукцию, будут наращивать свои производственные мощности, расши­рять рамки производственных возможностей своих фирм, значительно увеличив объем выпуска (∆ S3 > ∆ S2)24.

 

19. Теория поведения потребителя: кардиналистская


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал