Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект дохода и эффект замены






В микроэкономической теории существует два подхода для вы­деления эффекта дохода и эффекта замены: в соответствии с теорией Дж. Хикса и Е.Е. Слуцкого. На примере нормального товара рассмо­трим версию, предложенную Хиксом, как более общую.

При снижении цены какого-либо блага потребитель получает возможность переместиться на более высокую кривую безразличия. Это увеличение полезности является следствием увеличения реальной покупательной способности. Рост реальной покупательной способно­сти - результат изменения реального дохода и изменения относитель­ных цен. Это значит, что, во-первых, потребитель может купить то же количество товара, потратив меньше денег (при этом у него останутся средства для дополнительных покупок); во-вторых, потребитель станет потреблять больше товара, который подешевел, и меньше товара, кото­рый теперь стал относительно дороже. Как правило, эти два процесса проходят одновременно, но отличаются друг от друга (рис. 26).

Рис. 26. Эффекты дохода и замены, по Хиксу, для нормальных благ (цены ↓)

На рис. 26 потребитель выбирает набор товаров А на первоначаль­ной линии бюджетного ограничения А 'А ". Если цена товара X упадет, то уменьшение Рх повернет бюджетное ограничение в положение А'В' и потребитель сможет приобрести товарный набор, соответствующий точке В. Однако если при падении цены товара X одновременно сни­зится доход потребителя, то линия бюджетного ограничения сдвинется из положения А'В' в положение С'С", и товарный набор максимальной полезности потребителя будет соответствовать точке С, которая нахо­дится на первоначальной кривой безразличия. Таким образом, переме­щение вдоль кривой безразличия U0 из точки А в точку С представляет собой эффект замены. Уменьшение цены товара X вынуждает покупа­теля заменять больше товара Х на меньшее количество товара Y. Пере­мещение потребления из точки С в точку В выражает эффект дохода. Общий эффект от понижения цены товара равен сумме эффекта заме­ны и эффекта дохода. Для нормальных товаров эффект замены и эффект дохода действуют в одном направлении (обратном к изменению цены).

Повышение цен - на рис. 26 повышение цены товара X сдвинуло кривую бюджетного ограничения из положения А'А" в положение А 'С".

 

Рис. 26. Эффекты дохода и замены, по Хиксу, для нормальных товаров (цены ↑)

Это переместило оптимум потребления (точка А) на более низкую кривую безразличия (U1) - в точку С. Чтобы выделить эффект замены, необходимо провести новую касательную (В'В") к прежней кривой без­различия U0, параллельную новому бюджетному ограничению (А'С’'). Получаем точку В. В данном случае длина отрезка ХАХВ представляет собой эффект замены, а длина отрезка ХВХС - эффект дохода. Они име­ют одинаковую (отрицательную) направленность (повышение цены по­нижает реальный доход).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал