Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парадокс Гиффена






Английский экономист прошлого века Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса. Это явление и получило название «парадокса Гиффена».

Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим обра­зом: «Дело в том, что картофель представлял основной продукт пита­ния ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сокра­тить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее де­шевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса»46.

Для товара Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замены (рис. 27).

Рис. 27. Эффекты дохода и замены для некачественных товаров при

относительно большом эффекте дохода (товар Гиффена)

 

Эффект замены приводит к относительно небольшому увеличе­нию потребления товара (от А к С), но эффект дохода оказывает более крупный понижающий эффект в потреблении товара X от С к В47.

Таким образом, если при изменении цены некачественного блага эффект дохода окажется сильнее эффекта замены, то будет нарушен за­кон спроса. Товар Гиффена - это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, по­скольку эффект дохода превышает эффект замещения48.

 

26. Предприятие в экономике: сущность и виды

Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реа­лизации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факто­ров производства49. Все предприятия можно условно разделить на ком­мерческие и некоммерческие формы деятельности50.

Коммерческое предприятие - самостоятельный хозяйствую­щий субъект с правами юридического лица, действующий в усло­виях самофинансирования и ставящий своей целью получение мак­симальной прибыли. Основными формами коммерческих предпри­ятий являются частнопредпринимательские (единоличные) фирмы, партнерства (товарищества) и корпорации (акционерные обще­ства). Существуют также государственные и муниципальные пред­приятия.

В табл. 5 представлены основные достоинства и недостатки основ­ных форм деловых предприятий.

Таблица 5


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал