Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российская блогосфера: примеры эффективной коммуникации
Нами был проведен мониторинг российской блогосферы (период с января 2009 г. по март 2011 г.) на предмет эффективности выступлений блогеров. Под качественными критериями эффективности понимались: – попадание информации из блогов в традиционные СМИ (для упрощения были взяты федеральные СМИ); – реакция на сообщения блогеров представителей государственных органов, чиновников, общественных деятелей; – реальные изменения в действительности, произошедшие после публикаций в блогах. В итоге нами были зафиксированы следующие направления эффективной деятельности гражданской журналистики вблогосфере. 1. Информирование. Во многих случаях блогеры реагировали на события быстрее журналистов-профессионалов. Как правило, внимание гражданских журналистов привлекали происшествия. Например, блогеры активно участвовали в распространении информации при авариях на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, землетрясении в Японии в 2011 году. Их внимание привлекают и менее значительные происшествия – например, взрыв баллона с газом в январе 2010 года в Москве первым описал один из местных блогеров, ставший свидетелем ЧП. 2. Воздействие на власть и общественный контроль. Так, блогеры добились наказания для милиционера, избивавшего демонстрантов на митинге 31 июля 2010 года в Санкт-Петербурге. Общественный резонанс, вызванный публикациями в блогах, заставил Министерство образования приостановить введение реформы в средней школе, против которого высказывались большое количество педагогов и общественных деятелей. Широкий отклик находит в настоящее время деятельность российского блогера А. Навального, ставшего известным после серии публикаций о «распилах» бюджетных средств в государственных учреждениях и на предприятиях. Петербургские блогеры зимой 2010-2011 года вели активную кампанию по критике работы служб ЖКХ в городе, москвичи уличили главу Ространснадзора Геннадия Курзенкова в регулярной езде на автомобиле по встречной полосе и т.п. 3. Самоорганизация. Блогосфера используется для организации проведения гражданских акций, мероприятий, оказания коллективной помощи и т.п. Например, екатеринбургские блогеры в 2010 году помогли местному ГУВД найти преступника, сбившего на пешеходном переходе 6-летнюю девочку. Летом 2010 года во время массовых пожаров блогеры собирали пожертвования для пострадавших от стихии, то же самое происходило в 2011 году после землетрясения в Японии. Итак, главными факторами эффективности гражданской журналистики мы можем назвать особенности образа коммуникатора, его положение по отношению к аудитории, техническую специфику коммуникации. Те условия, которые создает гражданская журналистика, позволяют ей во многих случаях действовать эффективнее традиционной – особенно в сфере политики и общественной деятельности, что демонстрируют результаты проведенного мониторинга. *** ЛИТЕРАТУРА: 1. См., например: Schramm W.A. Mass Communications / W.A. Schramm. – Urbana, 1948; Lazarsfield P., Berelson B., & Gaudet H. The People’s Choice / P. Lazarsfield. – New York, 1949; Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. An Inquiry into a Category of Bourgeois Society / J. Habermas. – The MIT Press, 1991и др. 2. См., например: Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения / Б.А. Грушин. – М., 1979; Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности: программа и результаты социологического исследования условий и факторов эффективности местных средств массовой информации /Л.Г. Свитич.— М., 1986; Проблемы эффективности журналистики / Под ред. Я. Засурского, З. Шумберы; Ред.-сост. Л.Г.Свитич.— М., 1990 и др. 3. См., например: Районная печать: пути повышения эффективности: Сборник статей / Отв. ред. В.М.Теплюк; Ред.-сост. Н.К.Заика.— Владивосток, 1988; Лубкович И. М. Местная печать: проблемы повышения эффективности / И.М. Лубкович.— Львов, 1989. 4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. – М., 2003. 5. См.: Пронин Е. И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия / Е. И. Пронин. — М., 1981; Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста / Л.Г. Кайда.— М., 1989. 6. Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности / И.М. Дзялошинский. – М., 1996. 7. Дзялошинский И. М. Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой при помощи СМИ / И. М. Дзялошинский. – (https://www.dzyalosh.ru/01-comm/statii/dzyalosh-01/f-kommunik2.html); Рязанов В.Г. Об оценке эффективности информационной деятельности / В.Г. Рязанов. – (https://www.alanianet.ru/neokavkaz/n1/1–6.htm); Прохоров Е. П. Эффективность деятельности СМИ по проблеме толерантности / Е.П. Прохоров. – (https://www.dzyalosh.ru/01-comm/statii/prohorov-01.html). 8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. – М., 2003. – С. 311. 9. Дзялошинский И. М. Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой при помощи СМИ / И. М. Дзялошинский. – (https://www.dzyalosh.ru/01-comm/statii/dzyalosh-01/f-kommunik2.html). 10. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. – М., 2004. – С. 197. 11. Hiler J. Blogosphere: The Emerging Media Ecosystem: How Weblogs and Journalists Work Together to Report, Filter and Break the News / J. Hiler. – Microcontent News: The Online Magazine for Weblogs, Webzines, and Personal Publishing. – (https://www.microcontentnews.com/articles/blogosphere.htm). 12. Экгардт Л.В. Блоггерство: гражданская журналистика или слухи? / Л.В. Экгардт // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. – 2010. – №2. – С. 223. 13. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова.— М.: Изд-во Моск.ун-та, 1991. – С. 57–61. 14. Мирошниченко А. Когда умрут газеты / А. Мирошниченко. – М., 2011. – С. 24. 15. Быстрицкий А.Г., Красильников М.И. Журналист contra аудитория/ А.Г. Быстрицкий, М.И. Красильников // Социологические исследования. – 1993. – №4. – С. 60–61. 16. Coronel Sh. S. The Media as Watchdog / Sh. S. Coronel. – Harvard-World Bank Workshop, 2009. – P. 9. 17. Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ / И.Д. Фомичева. – М., 2005. – С. 20. 18. Bruns A. From Reader to Writer: Citizen Journalism as News Produsage / A. Bruns. – Brisbane, 2005. – P. 5. Роман Жолудь Журналистика и Интернет
https://grazhrep.livejournal.com/1351725.html
|