![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Размышления о медитации
Самые высокие стадии шаматхи памятования дыхания, которые приводят к приобретенным знакам, авторитетно описаны в классическом сочинении Буддагосы «Путь очищения»39. Хотя Буддагоса и перечисляет разные осязательные ощущения среди приобретенных знаков, связанных с медитацией памятования дыхания, индо-тибетская традиция Махаяны подчеркивает, что высбты на пути шаматхи можно покорить лишь с помощью внимания, сосредоточенного на предмете самого ума, а не впечатлениях чувств40. Причина заключается в том, что развитие шаматхи предполагает и развитие исключительной яркости внимания. Сосредоточиваясь на предмете любого физического чувства, можно, конечно, добиться устойчивости, но потенциал яркости не раскроется во всей полноте. Для этого необходим предмет в уме. В буддийской традиции часто подчеркивается, что шаматху можно покорить лишь с помощью осознавания ума, а не осознанностью чувств. Медитация памятования дыхания восходит к учениям Будды, записанным на языке пали и позже истолкованным просвещенными и созерцателями Тхеравады; беседы, приписываемые Будде в традиции Махаяны, также придают особое значение этому способу воспитания равновесия внимания. К примеру, в «Сутре Совершенства мудрости в десяти тысячах стихов» Будда описывает памятование дыхания своему ученику Шарипутре, приводя в пример работу гончара на гончарном круге: Шарипутра, рассмотри пример гончара и его ученика, вращающего гончарный круг: если он делает длинный виток, он знает, что виток длинный; если он делает короткий виток, он знает, что виток короткий. Шарипутра, так и бодхисаттва, великое существо, осмысленно вдыхает и выдыхает. Если вдох долгий, он знает, что вдох долгий; если выдох долгий, он знает, что выдох долгий. Если вдох короткий, он знает, что вдох короткий; если выдох короткий, он знает, что выдох короткий. Вот так, Шарипутра, бодхисаттва, великое существо, пребывает в самонаблюдении и памятовании, отбросив влечение и разочарование к миру, не овеществляя его; и он живет, наблюдая тело как тело изнутри41. Этот замечательно насыщенное изречение заслуживает подробного толкования, но сейчас я предложу лишь пару замечаний. Самонаблюдение — это мыслительная способность отслеживать состояние тела и ума. Благодаря этой способности мы отмечаем, когда ум поддался вялости или возбуждению, и как только это выявлено, необходимо сделать все, чтобы преодолеть эти нарушения равновесия. Памятование и самонаблюдение действуют совместно, как это описано выше и в бесчисленном множестве других буддийских сочинений о созерцании. Хотя современная традиция Випассаны и подчеркивает, что в способе памятования нам следует принимать свои изъяны без всяких попыток изменить их42, этот совет отходит от учения Будды и от сочинений светил прошлого. Если вы не уравновешиваете свое внимание, когда оно впадает в вялость или возбуждение, сумбур лишь усиливается, и качество вашего памятования неопределенно долго останется ущербным. Понятие неовеществления в этом изречении подразумевает, что больше нет цепляний за внешние предметы и события как за истинные источники радостей и печалей. Напротив — мы понимаем, что эти чувства возникают из нашего же ума, и это прозрение исцеляет неуравновешенность ума — влечение и разочарование, к которым приводят желания, создающие помехи. Я знал некоторых буддистов тибетской традиции, которые пытались освоить шаматху, сосредоточиваясь на сознательно созданном или воображаемом мысленном образе, а не на приобретенном знаке, который возникает стихийно, когда ум достаточно сосредоточен на предмете созерцания. Я тоже пробовал этот метод, когда начинал осваивать шаматху. Многие из нас, и азиаты, и западники, обнаружили: усилия, требуемые в создании и поддержании такого образа, истощают. Если осваивать сосредоточение на сознательно созданном образе краткими заходами, вероятно, и не возникнет заметного напряжения, но, если вы медитируете по многу часов в день, день за днем, неделя за неделей, это может иссушить энергию и привести к непомерному стрессу и напряжению. Видимо, поэтому Будда и утверждал, что созерцателям, склонным к избыточной умозрительности, следует осваивать шаматху, развивая памятование дыхания. В отличие от множества других способов, этот успокаивает тело и ум, а не душит их напряженными усилиями. Хотя мысленный образ приобретенного знака рано или поздно и возникает в медитации памятования дыхания, это случается стихийно, и потому не служит причиной напряжения, как это может произойти в том случае, когда созерцатель создает мысленный образ намеренно.
|