![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внимательный образ жизни. Психологи выяснили: чтобы приобрести развитые навыки в сложных умениях, требуется от пяти до десяти тысяч часов обучения данному предмету по восемь часов в
Психологи выяснили: чтобы приобрести развитые навыки в сложных умениях, требуется от пяти до десяти тысяч часов обучения данному предмету по восемь часов в день пятьдесят недель в год. Примерно такова приверженность, необходимая для успешного продвижения по пути шаматхи. В течение дня между занятиями медитацией очень важно поддерживать памятование и самонаблюдение. Согласно буддийской психологии, когда мы улавливаем что-либо с помощью любого из шести чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания или мысленного восприятия — существует очень краткий миг перед тем, как ум домыслит или как-то назовет прямое переживание. Определить эту долю секунды чистого восприятия, прежде чем представления, упорядочивания и отклики чувств перекроют ее, можно лишь при высокой яркости внимания43. Этот краткий миг важен, ибо дает возможность ярче воспринять природу явлений, включая и тонкий непрерывный поток сознания ума, где укоренены все виды восприятий чувств и умозрительности. Выдающаяся школа буддийской психологии утверждает, что каждую секунду случается примерно шестьсот вспышек мышления, что приблизительно совпадает и с пониманием современной психологии. Эти вспышки мышления возникают непрерывно, весьма напоминая кинокадры. Непосредственно проверяя это, легко обнаружить, что переживания постоянно меняются. Глубинно мы находимся в непрерывном изменении, что обусловливает тело, ум, окружение и само осознавание. И хотя у нас ежесекундно есть примерно шестьсот возможностей, чтобы уловить ту или иную грань действительности, буддийские созерцатели и современные психологи сходятся во мнении, что обычно мы воспринимаем все гораздо медленнее. В буддизме мгновения познания, когда мы ни во что сознательно не вовлекаемся, называются незамеченным осоз- наванием. Проявления возникают в уме, но мы их не засекаем и в итоге о том, что случилось, не остается воспоминаний. Когда мы внимательно слушаем музыку, к примеру, другие впечатления чувств — внешние посторонние звуки, очертания, цвета и ощущения тела — по-прежнему предстают перед осоз- наванием, но мы замечаем лишь малую толику их. Внимание крайне избирательно. Устойчивость внимания — мерило того, сколько замеченных вспышек осознавания сосредоточено на выбранном предмете. К примеру, если прошло пятьдесят мгновений замеченного внимания в секунду и все пятьдесят сосредоточены на осязаемых ощущениях дыхания, это указывает на относительно высокий уровень устойчивости. Но в неуравновешенном уме доля этих пятидесяти замеченных мгновений, разбросанных в разных полях восприятия, весьма велика. Устойчивость — это связанность с выбранным предметом. Когда мы расслаблены и внимание устойчиво, при усиливающейся яркости мы каждую секунду можем переживать высокую плотность вспышек замечающего сознания. Количество таких вспышек замечающего сознания, сосредоточенных на выбранном предмете, может возрасти, скажем, с пятидесяти до ста. В гипнагогическом состояния сознания — при глубоком расслаблении перед тем как заснуть, когда ум изымается из физических ощущений, — яркость внимания может быть очень высокой. Подозреваю, что исключительная яркость этой переходной стадии сознания и некоторых снов, возможно, частично обусловлена тем, что ум расслаблен и разобщен со всеми ощущениями, и другие возбудители на него почти не притязают. Но сны зачастую неустойчивы, и мы обычно ими почти не управляем. Вот почему последовательность обучения шаматхе начинается с расслабления, затем мы приводим внимание к устойчивости, и, наконец, сохраняя расслабленность и устойчивость, постепенно усиливаем яркость. Многие созерцатели придают в медитации особое значение яркости, ибо знают, что это даст им ощущение «подъема». Но для длительной яркости требуется выполнение двух обязательных условий — расслабления и устойчивости. Если хотите добиться высокой яркости, воспитайте, во-первых, расслабление, во-вторых, — устойчивость, а затем прибавляйте яркости. Этим граням внимания нужна почва беспристрастности, или непредвзятости, без которой неуравновешенность внимания и чувств никогда не уляжется. Общий знак духовного успеха — спокойствие в жизненных неурядицах, и ключ к тому — беспристрастность.
|