Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медитация тонглен






Установив тело и ум в их естественном состоянии, символи­чески представьте в глубине сердца исконное осознавание, превосходящее все искажения и расстройства ума, как каплю
яркого белого света примерно 2-3 см в диаметре. Представ­ляйте, что эта капля — бездонный источник доброжелатель­ности и сострадания, как свет безмерного добра и радости. Это целительная сндаосознавания. Теперь вспомните трудности своей жизни, страдания, что вам приходится претерпевать, вме­сте с внутренними причинами этих невзгод. Представьте их в виде грозовой тучи, что заслоняет вашу глубинную природу и преграждает путь к истинному счастью. С каждым вдохом устремляйтесь сострадательно:

Как бы мне хотелось избавиться от страдания и его причин,

и представляйте, что втягиваете эту тьму в свет своего серд­ца, где она тает без следа. С каждым вдохом представляйте, что эта тьма рассеялась, и ощущайте, как облегчается это бремя.

Теперь задумайтесь о своем видении человеческого про­цветания. Представьте благословение, которое вы мечтаете получить от мира, и как бы вы сами хотели измениться, чтобы испытать искомое удовлетворение. С каждым выдохом —

Как бы мне хотелось быть счастливым и растить причины

счастья

— представляйте свет, что исходит из неиссякаемого источ­ника вашего сердца, пронизывая каждую пору тела и каждую грань ума. Представляйте, как этот свет заполняет все ваше существо, с каждым выдохом утоляя глубинную жажду сердца.

Далее воскресите в поле осознавания того, кого глубоко любите. Примените тот же поход к этому человеку, с сострада­нием вытягивая с каждым вдохом темноту и причины мучений этого человека, и с каждым выдохом любовно посылая ему свет счастья и его причин. В таком созерцании представляйте, что этот человек избавляется от страдания и обретает истинное счастье, о котором мечтает.

Растворив проявление своего любимого в пространстве осознавания, вспомните того, к кому вы относительно равно­душны, и медитируйте с пониманием, что страдание и благо­получие этого человека столь же вещественны и важны, как ваше и ваших близких.

В следующей стадии этой медитации проделайте все то же самое и в отношении тех, кто вредил вам или кого вы не лю­бите, кто вам не по душе, возможно из-за его/ее недостойного поведения. С каждым вдохом уделите особое внимание тому, как втягиваете в себя множество причин страдания этого чело­века — жадность, враждебность и заблуждения, которые могут косвенно навредить и другим также. С каждым вдохом пред­ставляйте, что этот человек освободился от вредных склон­ностей, а с каждым выдохом — что он/она нашли истинное счастье и воспитывают истинные его причины.

Прежде чем завершить это занятие, раскройте осознавание во все стороны света и включите в поле своей доброжелатель­ности и сострадания всех живых. С каждым вдохом состра­дательно втягивайте мглу невзгод этого мира и их причины и любовно заполняйте весь мир светом счастья и его причин. В конце медитации оставьте все надежды и образы и просто успокойте осознавание в настоящем — без предмета и цели. Просто будьте.


Стадия 6 УСПОКОЕННОЕ ВНИМАНИЕ
 

 

Предаваясь шаматхе с полным погружением, после нескольких тысяч часов строгого обучения вы доби­раетесь до шестой стадии внимания, известной как успокоенное внимание. Ее достигают силой самонаблюдения, и к этому времени сопротивления обучению больше нет. И все же будьте начеку, когда возникает умеренная вялость и когда вы осознаете предмет памятования, но не ярко. Вдобавок теперь появится склонность к легкому возбуждению, при котором предмет созерцания остается в центре внимания, а непроиз­вольные мысли возникают на окраинах, и это возбуждение необходимо уметь выявлять. Возвращаясь к метафоре радио, эта стадия подобна обнаружению желаемой станции, но все еще еле-еле слышно другую или же белый шум. Здесь качество искомого внимания — словно чистый канал, не засоренный посторонними шумами.

В шестой стадии непроизвольные мысли плывут сквозь со­знание словно река по долине. По мере того как ум успокаивает­ся, мысли словно бабочки порхают в пространстве осознавания, и вы в состоянии безучастно свидетельствовать всю последова­тельность их жизни — возникновение, исчерпание и угасание. Они словно стали менее «увесистыми», им труднее притянуть
ваше внимание. Как в теории Эйнштейна, где физическое про­странство искажено физическими телами, в нем находящимися, иногда кажется, что пространство осознавания искажено из-за содержимого ума. Временами, когда мы застреваем в чем-то, ум словно съеживается. Сиюминутное громоздится у нас в со­знании, будто оно важно и огромно. На самом же деле никакое оно не огромное — это ум сжался. Переживаемая объемность содержимого ума относительна — она зависит от просторности ума. Поэтому рассматривайте деятельность ума в правильной перспективе, позвольте пространству осознавания оставаться как можно более просторным. И чем меньше вы цепляетесь за деятельность ума, тем меньше сжимается пространство во­круг нее, тем меньше оно искажается.

Даже на этой относительно зрелой стадии воспитания ша­матхи может возникнуть множество чувств и прочих умствен­ных и физических условий, и многие из них возникают очень неожиданно. Этот способ установления ума в его естественном состоянии особенно славится своей силой раскрывать сдержи­ваемое и подавляемое содержимое ума во всей полноте, у всех по-разному. И заранее не предугадать, какой именно опыт по­лучите лично вы.

Наиболее распространенная трудность этого способа меди­тации — появление страха. Когда цепкая хватка за содержимое ума слабеет, вы подрываете и привычное чувство самоопреде­ления, которое постоянно укрепляется мышлением, памятью, личной историей, надеждами и мечтами. И вот вы отбрасываете эти привычные подпорки, овеществляющие эго. Когда просве­ты между мыслями случаются все чаще и длятся дольше, осозна­вание как бы парит в полом пространстве, в пустоте, лишенной свойств личности. Когда привычное восприятие себя самого теряет опору, вас может охватить страх. Учитель Ген Ламримпа


техники. Единственное, что они могут сделать, — обнаружить нейронные и поведенческие соответствия явлениям, которые вы наблюдаете напрямую. Вы становитесь естествоиспытате­лем своего ума, и вам открывается новый мир, который для большинства людей остается практически целиком бессозна­тельным.

В этой медитации луч осознавания постепенно пробивает­ся с поверхностного слоя перевозбужденной умственной дея­тельности, непосредственно доступной самонаблюдению, вниз, к тайникам ума, обычно залегающим ниже порога сознания. В этом обучении вы заметите, что граница между сознательной и бессознательной деятельностью ума смещается в зависимо­сти от степени расслабления, устойчивости и яркости внима­ния. Особенно если медитируете по многу часов ежедневно, неделями и месяцами, вы копаете вглубь собственной психи­ки. Медитируя, вы вспоминаете давно забытые переживания, и приятные, и нет, и невероятное множество желаний и чувств.


Происходящее на этой стадии — по-своему лучезарный, ясный, различаемый, свободно изливающийся поток мыслей, мысленных образов, воспоминаний, желаний, грез и чувств. Вы проходите глубины своего ума, не отвлекаясь ни на что внешнее. Слетают маски с прежде скрытых явлений, поскольку ничто проявляющееся вы более не подавляете. В этой медитации со­крыта чрезвычайно глубокая терапия, и чем глубже медитация, тем важнее проходить ее под наставничеством зрелого состра­дательного учителя. Во всех занятиях медитацией усвойте му­дрость этой традиции созерцания и непременно претворяйте в жизнь самую сокровенную суть указаний: что бы ни возникло в уме, не позволяйте ему увлекать вас, не цепляйтесь за него и не отождествляйтесь с ним. Просто допустите это. Наблюдайте различающим разумом, осознающим природу возникающих мыслей, ощущений и иной деятельности ума, и позвольте всему соскальзывать обратно в пространство осознавания, не оце­нивая, не вмешиваясь. Это ключ невероятной целительной способности ума к самораскрытию — позволить узлам психики распутаться самим. Таков путь к глубинной здравости ума.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал