Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медитация тонглен
Установив тело и ум в их естественном состоянии, символически представьте в глубине сердца исконное осознавание, превосходящее все искажения и расстройства ума, как каплю Как бы мне хотелось избавиться от страдания и его причин, и представляйте, что втягиваете эту тьму в свет своего сердца, где она тает без следа. С каждым вдохом представляйте, что эта тьма рассеялась, и ощущайте, как облегчается это бремя. Теперь задумайтесь о своем видении человеческого процветания. Представьте благословение, которое вы мечтаете получить от мира, и как бы вы сами хотели измениться, чтобы испытать искомое удовлетворение. С каждым выдохом — Как бы мне хотелось быть счастливым и растить причины счастья — представляйте свет, что исходит из неиссякаемого источника вашего сердца, пронизывая каждую пору тела и каждую грань ума. Представляйте, как этот свет заполняет все ваше существо, с каждым выдохом утоляя глубинную жажду сердца. Далее воскресите в поле осознавания того, кого глубоко любите. Примените тот же поход к этому человеку, с состраданием вытягивая с каждым вдохом темноту и причины мучений этого человека, и с каждым выдохом любовно посылая ему свет счастья и его причин. В таком созерцании представляйте, что этот человек избавляется от страдания и обретает истинное счастье, о котором мечтает. Растворив проявление своего любимого в пространстве осознавания, вспомните того, к кому вы относительно равнодушны, и медитируйте с пониманием, что страдание и благополучие этого человека столь же вещественны и важны, как ваше и ваших близких. В следующей стадии этой медитации проделайте все то же самое и в отношении тех, кто вредил вам или кого вы не любите, кто вам не по душе, возможно из-за его/ее недостойного поведения. С каждым вдохом уделите особое внимание тому, как втягиваете в себя множество причин страдания этого человека — жадность, враждебность и заблуждения, которые могут косвенно навредить и другим также. С каждым вдохом представляйте, что этот человек освободился от вредных склонностей, а с каждым выдохом — что он/она нашли истинное счастье и воспитывают истинные его причины. Прежде чем завершить это занятие, раскройте осознавание во все стороны света и включите в поле своей доброжелательности и сострадания всех живых. С каждым вдохом сострадательно втягивайте мглу невзгод этого мира и их причины и любовно заполняйте весь мир светом счастья и его причин. В конце медитации оставьте все надежды и образы и просто успокойте осознавание в настоящем — без предмета и цели. Просто будьте.
Предаваясь шаматхе с полным погружением, после нескольких тысяч часов строгого обучения вы добираетесь до шестой стадии внимания, известной как успокоенное внимание. Ее достигают силой самонаблюдения, и к этому времени сопротивления обучению больше нет. И все же будьте начеку, когда возникает умеренная вялость и когда вы осознаете предмет памятования, но не ярко. Вдобавок теперь появится склонность к легкому возбуждению, при котором предмет созерцания остается в центре внимания, а непроизвольные мысли возникают на окраинах, и это возбуждение необходимо уметь выявлять. Возвращаясь к метафоре радио, эта стадия подобна обнаружению желаемой станции, но все еще еле-еле слышно другую или же белый шум. Здесь качество искомого внимания — словно чистый канал, не засоренный посторонними шумами. В шестой стадии непроизвольные мысли плывут сквозь сознание словно река по долине. По мере того как ум успокаивается, мысли словно бабочки порхают в пространстве осознавания, и вы в состоянии безучастно свидетельствовать всю последовательность их жизни — возникновение, исчерпание и угасание. Они словно стали менее «увесистыми», им труднее притянуть Даже на этой относительно зрелой стадии воспитания шаматхи может возникнуть множество чувств и прочих умственных и физических условий, и многие из них возникают очень неожиданно. Этот способ установления ума в его естественном состоянии особенно славится своей силой раскрывать сдерживаемое и подавляемое содержимое ума во всей полноте, у всех по-разному. И заранее не предугадать, какой именно опыт получите лично вы. Наиболее распространенная трудность этого способа медитации — появление страха. Когда цепкая хватка за содержимое ума слабеет, вы подрываете и привычное чувство самоопределения, которое постоянно укрепляется мышлением, памятью, личной историей, надеждами и мечтами. И вот вы отбрасываете эти привычные подпорки, овеществляющие эго. Когда просветы между мыслями случаются все чаще и длятся дольше, осознавание как бы парит в полом пространстве, в пустоте, лишенной свойств личности. Когда привычное восприятие себя самого теряет опору, вас может охватить страх. Учитель Ген Ламримпа техники. Единственное, что они могут сделать, — обнаружить нейронные и поведенческие соответствия явлениям, которые вы наблюдаете напрямую. Вы становитесь естествоиспытателем своего ума, и вам открывается новый мир, который для большинства людей остается практически целиком бессознательным. В этой медитации луч осознавания постепенно пробивается с поверхностного слоя перевозбужденной умственной деятельности, непосредственно доступной самонаблюдению, вниз, к тайникам ума, обычно залегающим ниже порога сознания. В этом обучении вы заметите, что граница между сознательной и бессознательной деятельностью ума смещается в зависимости от степени расслабления, устойчивости и яркости внимания. Особенно если медитируете по многу часов ежедневно, неделями и месяцами, вы копаете вглубь собственной психики. Медитируя, вы вспоминаете давно забытые переживания, и приятные, и нет, и невероятное множество желаний и чувств. Происходящее на этой стадии — по-своему лучезарный, ясный, различаемый, свободно изливающийся поток мыслей, мысленных образов, воспоминаний, желаний, грез и чувств. Вы проходите глубины своего ума, не отвлекаясь ни на что внешнее. Слетают маски с прежде скрытых явлений, поскольку ничто проявляющееся вы более не подавляете. В этой медитации сокрыта чрезвычайно глубокая терапия, и чем глубже медитация, тем важнее проходить ее под наставничеством зрелого сострадательного учителя. Во всех занятиях медитацией усвойте мудрость этой традиции созерцания и непременно претворяйте в жизнь самую сокровенную суть указаний: что бы ни возникло в уме, не позволяйте ему увлекать вас, не цепляйтесь за него и не отождествляйтесь с ним. Просто допустите это. Наблюдайте различающим разумом, осознающим природу возникающих мыслей, ощущений и иной деятельности ума, и позвольте всему соскальзывать обратно в пространство осознавания, не оценивая, не вмешиваясь. Это ключ невероятной целительной способности ума к самораскрытию — позволить узлам психики распутаться самим. Таков путь к глубинной здравости ума.
|