Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как «проснуться» в течение дня
Чтобы освоиться с осознанным сновидением днем, можно делать следующее: (1) производить «проверки состояния», (2) проверять состояние на знаки сновидения, (3) предвкушать ночное осознанное сновидение. Проверки состояния Проверка состояния нужна, чтобы определить, бодрствуете вы прямо сейчас или спите. В бодрствовании переживаемый физический мир не целиком зависит от личного ума. К примеру, когда вы читаете страницы этой книги, хотя видимые образы, которые вы наблюдаете, и созданы вашим мозгом, бумагу и типографскую краску, состоящие из химических веществ, наличие которых не зависит от вашего восприятия, произвели другие люди. Если вы на миг отвернетесь от книги, бумага и чернила никуда не денутся, хотя зримого проявления их вам и не будет. Учитывая состояние независимости книги относительно ее восприятия вами, всякий раз, когда вы смотрите на строчки текста на этой странице, вы видите одни и те же слова. А вот если бы вы прямо сейчас видели сон, то книга, которую вы сейчас читаете, не имела бы собственного бытия, отдельного от ее восприятия вами. Она была бы сущим творением вашего же ума; так что, закройте вы на миг глаза или отвернитесь в сторону, этой увиденной во сне книги просто не будет. Нет ее вне поля вашего зрения — нет и в уме: она прекратит свое существование. Поскольку во сне нет никакой постоянно существующей внешней книги, вернув взгляд на книгу во сне, вы заметите, что слова изменятся на 75%, если перечитаете ее единожды, и на 95% — если дважды. Попробуйте прямо сейчас. Отверните голову на несколько секунд, а затем снова посмотрите на эту страницу. Если слова изменились (конечно, чтобы это заметить, нужно запомнить, что именно было написано), тогда вы почти наверняка видите сон. Если они остались теми же самыми, вероятно, вы бодрствуете. Если проделать это дважды или даже трижды, и слова останутся теми же самыми, тогда можно с большой вероятностью заключить, что вы не спите. Но если они хотя бы раз изменились, вероятно, вы не ошибетесь, заключив, что это сон. Это упражнение может показаться дурацким, поскольку вы и раньше были вполне уверены, что не спите. Но часто мы так же уверены, когда видим сон. Переживаемое нами в окружающем мире мы принимаем за объективно достоверное, существующее независимо от нашего осознавания, и откликаемся на события, будто бы не спим. Но, проводя время от времени проверки состояния, можно определить, бодрствуем мы или спим. Когда этот настрой освоен, привычка переходит и в состояние сна, и, если применить ее, внезапно можно обнаружить, что это сон. С этого начинаются осознанные сновидения. В шаматхе развивается память настоящего — как и в случае с памятованием о том, чтобы сосредоточивать внимание на выбранном предмете в неиссякаемом потоке сего мгновения. Вы также помните наперед, что следует в будущем опознать неуравновешенность внимания и исправить его, если возникнет вялость или возбуждение. Осознанное сновидение дневного времени содержит похожую память наперед — чтобы проводить проверки состояния в течение дня. Если в какой- то момент вы сталкиваетесь с чем-то странным, остановитесь и спросите себя: «Насколько это странно?» Во снах могут случаться разные сверхъестественные явления — скажем, внезапные перемещения нас самих с места на место или иные непоследовательности вроде изменившихся слов в книге или иных странных явлений или обстоятельств. Но, не придерживаясь «критически осмысляющего настроя» по отношению к ним, мы пропускаем их, не догадываясь, что это сон. Все время применяйте такой критический настрой — ставьте под сомнение природу любого текущего переживания, и эта привычка проникнет в сон и поспособствует осознаванию. Знаки сновидения Знаки сновидения — чрезвычайные события, которые часто случаются во снах, и если их замечать, могут подсказать вам, что вы видите сон. В этом способе медитации вы следите за появлением в своих переживаниях знаков сновидения, которые бывают трех видов. Личные знаки сновидения состоят из действий, событий, людей, предметов и состояний ума, часто переживаемых во снах. Чтобы распознать и наблюдать эти знаки сновидения, стоит уделять пристальное внимание снам и вести дневник сновидений, отмечая повторяющиеся обстоятельства. Помните их, и когда бы ни переживали их, остановитесь на мгновенье и проведите проверку состояния, чтобы убедиться, спите вы или бодрствуете. Сильные знаки сновидения состоят из событий, которые, как вам кажется, могут случиться только во снах. К примеру, если вы читаете книгу, а она превращается в кальмара, это сильный знак сновидения; если вы опознаете его таковым, значит, у вас — осознанный сон. Во снах часто возникает изобилие и иных необычайных событий, но не применив критически осмысляющего настроя к этим сильным знакам сновидения, вы будете воспринимать все переживания как объективно достоверные. Слабые знаки сновидения — крайне маловероятные события, но, по вашему мнению, не совсем невозможные. Если вы наблюдаете, как по лужайке перед вашим домом плетется слон, это пример слабого знака сновидения, если вы не живете в джунглях Шри-Ланки или в охотничьих заповедниках Кении. Если вы переживаете нечто слегка выходящее за рамки обычного, проведите проверку состояния. Если в поле зрения есть что-нибудь, что можно прочитать, проведите описанную выше проверку состояния. Если ничего подобного нет, можно просто присмотреться к окружающей обстановке и заметить, устойчива ли она в той же мере, как в обычных переживаниях бодрствования. Высматривайте необъяснимые отклонения, которые могут намекать на то, что вы спите. Предвкушение В течение дня помните, что ночью уснете и будете видеть сны, и постоянно будите решимость: «Сегодня ночью, когда усну, я распознаю состояние сна». Устойчивость и яркость внимания, воспитанные шаматхой, вместе с упражнениями по памятованию наперед, сослужат хорошую службу и придадут ясности всем вашим переживаниям — ив бодрствовании, и во сне. ПОЛНОСТЬЮ УСПОКОЕННОЕ ВНИМАНИЕ
реодолев трудности первых шести стадий воспитания внимания, вы добираетесь до седьмой — полностью успокоенного внимания. Асанга лаконично описывает эту стадию развития так: «Привязанность, меланхолия и тому подобное успокаиваются, не успев возникнуть»64. Такие переживания могут иногда возникать, но их сила разрушать равновесие ума утрачена. Непроизвольные мысли текут в уме, словно неспешная река по долине, но, когда ум все глубже успокаивается в своем естественном состоянии, им не за что зацепиться. А если нет цепляния, вы не привязаны к ним, и у них нет силы влиять на вас. Седьмую стадию можно освоить силой воодушевления: теперь сама медитация наполняет вас радостью. Именно это и побуждает вас медитировать и быть готовым встретиться с еще более утонченными препятствиями. Когда преодолена умеренная вялость, легкая вялость все же остается: предмет памятования возникает ярко, но внимание слегка расшатано. Никто, кроме зрелых созерцателей, не способен заметить такую легкую вялость. Она выявляется лишь по отношению к исключительно высокой яркости, а на нее способен лишь хорошо обученный ум. Также иногда возникает и легкое возбуждение. Как уже предлагалось, когда нападает вялость, взбодрите внимание, а когда одолевает возбуждение, слегка раскрепоститесь. На седьмой стадии эта легкая неуравновешенность внимания быстро опознается благодаря тонко отточенной способности самонаблюдения, и ее легко устранить. Тибетское слово гом, обычно переводимое как «медитация», имеет подтекст освоенности, — именно это качество переживания вы обретаете на стадии полностью успокоенного внимания. Теперь вы искушены в уравновешивании и облагораживании своего внимания, и оставшееся путешествие в постижении шаматхи — тропинка под горку. На седьмой стадии полностью успокоенного внимания ум настолько очищен, что занятия медитацией длятся по крайней мере два часа, и лишь с легчайшими заминками из-за вялости и возбуждения. В обоих представленных способах шаматхи — памятовании дыхания w у становлении ума в его естественном состоянии — от вас требуется все меньше и меньше. Уделяя внимание дыханию, вы делаете немногое, но все же по-прежнему высвобождаете непроизвольные мысли, когда они возникают. Здесь предпочтение отдается безмолвному уму, без умозрений, в противовес постоянно возникающим умозрительным рассуждениям и образам. В установлении ума в его естественном состоянии даже и этого не следует делать. Теперь нет предпочтенья и отсутствию мыслей. Вместо того, чтобы сознательно позволять им уйти — исчезнуть из пространства ума, — вы оставляете их в покое, умышленно никак на них не влияя. Вы просто поддерживаете постоянное памятование пространства ума и всей деятельности, что в нем возникает. Медитация:
|