Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Размышление о медитации. В начале годичного обучения, организованного в 1988 году в штате Вашингтон, Ген Ламримпа предупреждал участников
В начале годичного обучения, организованного в 1988 году в штате Вашингтон, Ген Ламримпа предупреждал участников, что могут возникнуть видения злых духов или прочие пугающие образы. Многие тибетские созерцатели отмечали такие переживания, когда предавались длительной непрерывной медитации, а существование таких не принадлежащих человеческому роду созданий — часть традиционного тибетского мировоззрения. Как впоследствии оказалось, ни один из участников того ретрита, насколько мне известно, не переживал подобные видения — вероятно, из-за того, что вера в их существование не свойственна современному западному обществу. Но некоторые участники время от времени переживали нашествие «бесов» похоти, духовного высокомерия, страха, скуки, сомнений в себе, виноватости и чувства собственной неполноценности. Наука вроде бы зачистила объективный физический мир от богов, духов и бесов, но субъективный мир ума продолжают густо населять их внутренние подобия-двойники. Интересно сравнить недвойственное мировоззрение созерцателя XIX века Дуджома Лингпы с двойственным европейским мировоззрением XVI-XVII веков. То были годы научной революции и протестантской Реформации, когда Европа погрязла в болезненной борьбе с демонами и охоте на ведьм. В европейском мировоззрении того времени демоны были явью, они жили снаружи и вносили хаос в жизнь людей и общества. Демоны были также камнем преткновения и для натурфилософов, которых позднее стали называть учеными, — они пытались понять движущие силы и естественные законы физической вселенной. Исаак Ньютон предложил решение проблемы демонов: он ограничил их область обитания пространством человеческого ума. Очистив внешнюю действительность от демонов, он сделал физический мир более предсказуемым и защищенным местом научных изысканий. Ньютон переселил демонов западного мира в хранилище человеческого ума, а внешний мир пространства, времени и материи оставил пронизанным светом безграничной любви и разума Бога. С точки зрения буддизма это может быть истолковано как Ньютоновская версия тонгле- на. Но Ньютон не предложил растворять этих демонов в свете человеческого сердца, а позволил им остаться в человеческом уме, где они тихо прятались, пока два столетия спустя Фрейд не принялся копать тайники психики. Буддисты признают, что злые духи и демоны существуют, но они — не что-то абсолютно внешнее или абсолютно внутреннее. Они возникают в пространстве человеческого переживания, где перед нами предстают все проявления — внешние и внутренние. Когда проходите пласты психики насквозь, с помощью такой медитации, как установление ума в его естественном состоянии, вы можете столкнуться с явлениями, которые с виду напоминают злых духов. Важно понять, что злые духи могут проявиться в уме из-за правильной медитации, не говоря уже о неправильной. Если вы тибетец, злые духи могут оказаться многоглавыми и многорукими. Если вы — человек Запада, ваши бесы могут принять обличие, широко принятое в нашем обществе. По мере того как вы вычерпываете глубины своей психики, ваши бесы выйдут на свет вашего сознания. Можете не сомневаться. Дуджом Лингпа объясняет злых духов как внешние наслоения злокачественных склонностей ума — ненависти, жадности, смятения, гордыни и ревности. Когда бесы нападают, для тибетцев — даже зрелых созерцателей — привычно пойти к врачу и рассказать, что случилось во время медитации. Если снадобье ничего не меняет, следующий шаг — визит к астрологу. Если и это не помогло, следующим шагом может стать обращение к ясновидящему. Но если появление злых духов — следствие наведения порядка в невротичном уме, никакие внешние усилия не помогут избавиться от них. Придется самим разбираться с этой напастью. Как это сделать? Дайте им возникнуть — и уйти. Пусть бесы ума саморазоблачатся, а вы, не цепляясь за них и не борясь с ними, позволите им исчезнуть своим чередом в лучезарном пространстве осознавания. Это и значит позволить уму самоисцелиться. В «Сути ваджры» Дуджом Лингпа замечает, что вся эта нечисть лишена собственного бытия — она лишь проявляется уму. Такова же сегодня и точка зрения многих психологов, но важно видеть, насколько Дуджом Лингпа убежден, что самость не более истинна, чем все прочие проявления уму. И те, и другие «пустотны», лишены собственного предметного бытия, и мы, а не воображенные сверхъестественные существа, ответственны зато, что с нами приключается. Многие буддийские пособия по медитации предлагают списки ожидаемого в созерцании, если оно выполняется верно. Такие тексты ценны, но они не дают полного перечня всех трудностей, возникающих при правильном исполнении медитации. Многие пособия описывают то, что может случиться, а не то, что часто случается, даже когда медитацию выполняют верно и последовательно. отрицательный отклик на шутки и смех остальных — кажется, что они насмехаются над вами и злословят; навязчивая жажда счастья, наблюдаемого у других, — из-за собственных невзгод; страх и ужас перед оружием — и даже перед своими же друзьями, ибо ум постоянно пребывает в потоке треволнений; все вокруг будоражит всевозможные страхи и надежды; перед сном просыпаются предвидения о тех, кто придет навестить вас завтра; неуправляемый страх, гнев, настойчивая привязанность и ненависть в ответ на возникающие образы — видёния лиц, очертаний, умов и разговоров, а также бесов и прочих, не дающих заснуть; рыдания от преданности и преклонения перед гуру или от веры и преданности Трем Драгоценностям, от ощущения отрешенности и разочарованности в самсйре и от прочувствованного сострадания ко всему живому; исчезновение всего страдания и насыщение ума сияющей ясностью и восторгом, схожими с исконным пространством, хотя эта сияющая ясность и предваряется резкими переживаниями; ощущение, что злые духи и боги и вправду уносят вашу голову, конечности и жизненно важные органы, оставляя лишь след пара, таково может быть просто ощущение или же переживание во сне. Вероятно, многие в ответ на такие неприятные переживания бросят медитировать или прибегнут к медицинской помощи, но Дуджом Лингпа называет все это «знаками успеха»! На самом деле, понимание, насколько захламлен и взвинчен ум, — и впрямь успех. Но чем глубже вы проникаете во внутренние дикие просторы ума, тем больше сталкиваетесь со всяким неожиданными, а порой и глубоко ранящими воспоминаниями и порывами — психологическими и физическими. Иногда это может настолько беспокоить, что потребуется психологический совет или лечение. Дуджом Лингпа советует взять уверенный курс в медитации, продолжая наблюдать все возникающее, не отвлекаясь и не цепляясь. Это трудная задача, но и возможность пробиться вперед. Никак иначе в глубины сознания не погрузиться — лишь через психику со всеми ее неврозами и расстройствами. Утешает лишь то, что ни одно из этих раздражающих переживаний не свежеиспеченный опыт, возникший из-за медитации. Что бы ни поднялось, оно уже там было, скрытое суетливостью и подавленностью ума. Подчеркивая, насколько непредсказуемыми могут быть эти переживания, Дуджом Лингпа приводит некоторые общие склонности у людей разных психофизических устройств, связанных с пятью стихиями58: У человека с телосложением огня преобладает радость; у того, кто с телосложением земли, преобладает тусклость; тот, кто телосложением воды, склонен к ясности; у того, кто с телосложением воздуха, преобладают резкие ощущения; а у кого телосложение пространства, преобладает чувство бессодержательности. Согласно тибетскому буддизму, непосредственно связанному с традицией тибетской медицины, человеческое тело, как и физическая среда, соткано из пяти стихий. У большинства людей преобладает одна стихия или более, и это влияет на их физическое телосложение, поведение и особенности ума. Вот краткое обобщение этих пяти видов телосложений59: Телосложение земли Положительные стороны: ощущение устойчивости, укорененности, уверенности; убежденность и стойкость устремлений; ответственность. Отрицательны стороны: угнетенность, леность и инерция; тугое и буквальное мышление, недостаток созидательности; вялость и подавленность; нечувствительность и недостаток вдохновения. Телосложение воды Положительные стороны: удобство с собой и со своей жизнью; текучесть, легкость движения по жизни, приятие условий, жизнерадостность и довольство. Отрицательные стороны: самодовольство, низкая работоспособность; слабый и неуравновешенный ум; крайняя суетливость и щепетильность. Телосложение огня Положительные стороны: способность зачинать новые дела и завершать их; чутье и одухотворенность, вдохновляющие начинания, радостное отношение к своей работе и свершениям. Отрицательные стороны: легкая возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, неустойчивость, неугомонность, нетерпимость, болтливость, склонность к бессоннице. Телосложение воздуха Положительные стороны: способность оборачивать отрицательные события в положительные; любознательность, податливость разума. Отрицательные стороны: слабая устойчивость, слабая удовлетворенность, капризность, трудность в принятии всего таким, как оно есть, тревожность, несобранность, нервозность, суетливость, разброд чувств, непоседливость. Телосложение пространства Положительные стороны: способность принимать все, что приносит жизнь, терпимость и уравновешенность во всем. Отрицательные стороны: витание, потеря связи с тем, что происходит, потеря смысла из-за поверхностной связи с жизнью, недостаточная осознанность, недоступность. Утешает, что трудности, встречающиеся на пути медитации установления ума в его естественном состоянии, не беспредельны. Пройдя все слои психики насквозь, вы оказываетесь в лучезарном и ясном пространстве осознавания. Дуджом Лингпа так описывает этот прорыв: После того, как все приятные и резкие ощущения растворятся в пространстве осознавания — благодаря позволению мыслям быть, не имея с ними ничего общего, — все вас окружает. Многие верят, что мы напрямую воспринимаем внешние, физические явления с помощью пяти чувств, и что образы ума, которые мы воспринимаем чувствами, — точные воспроизведения постигаемых нами предметов. Меж тем, ней- робиолог Антонио Дамасио опровергает это предположение, часто называемое наивным реализмом62: Трудность с понятием «воспроизведение» — не в двусмысленности, ибо всякий может предположить, что это значит, а в том, что за ним следует: получается, что мысленный образ, или последовательность нервного отклика — в уме и в мозге, — воспроизводят с некоторой точностью предмет, связанный с этим воспроизведением, словно устройство предмета накладывается на это воспроизведение... Когда мы с вами смотрим на предмет вне нас самих, мы создаем, каждый в своем мозге, сопоставимые образы. Нам это хорошо известно, ибо мы можем описать предмет похожим образом вплоть до мельчайших деталей. Но это не означает, что видимый нами образ — подобие некого предмета вне нас самих. В абсолютном смысле нам не известно, какой этот предмет в самом деле. В свете такого взгляда нейробиологии с помощью пяти чувств мы непосредственно воспринимаем образы, производимые головным мозгом, но они — не достоверные представления чего бы то ни было, существующего независимо от головного мозга. Эти впечатления цветов, звуков, запахов и прочего не более осязаемы, чем мысли или сны. Пусть нам и кажется, что мы видим цвета и прочее как они есть во внешнем мире независимо от наших чувств, это лишь наваждение, весьма напоминающее грезу. Из этого можно заключить, что единственная сторона действительности, которую мы непосредственно воспринимаем, состоит из проявлений уму и пяти чувствам, и ничто из этого физически не доказуемо. Нет никакого объективного мерила, каким можно было бы сравнить наши восприятия чувств, или воспроизведения, с физическими явлениями «снаружи», которые, как нам кажется, существуют независимо от наших восприятий и воспроизведений. Само существование независимой вселенной, построенной на явлениях, определяемых нами как физические, похоже, под вопросом. И привычное нам переживание бодрствования приобретает качество, схожее со сновидением. Такое толкование близко размышлениям философа Эммануила Канта, и из него вытекает, что нет никакой вселенной (физической или иной), независимой от человеческого ума, и, как утверждает Кант, наши попытки воспринять ее или постичь происходят посредством человеческих чувств и умственных способностей, но ни одно из них не обеспечивает нам доступ к действительности, существующей независимо от способов выяснения. На это указывал и физик Вернер Гей- зенберг: «Наблюдаемое нами — не сама природа, но природа, доступная имеющемуся методу исследования»63. Со времен Галилео Галилея ученые пытались уловить природу внешней действительности, существующей независимо от человеческого переживания, а буддисты пытались понять то, что они называют лока (санскр.), — оно сравнимо с тем, что феноменологи именуют либенсвельтом (нем. lebenswelt) — с миром переживания. Как у сна нет независимого от нашего переживания существования, так нет его и у мира бодрствующего переживания. Дневная подготовка к ночной медитации осознанного сновидения может способствовать пробуждению природы переживаемого нами мира. Наиболее действенное средство обучения осознанному сновидению — воспитание «критически осмысляющего настроя» в отношении состояния сознания, и его можно добиться, спрашивая себя, не сон ли это наяву.
|