Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление ума в его естественном состоянии






Просто послушав наставления своего духовного учителя и поняв, как объяснить их другим, вы не освободите поток своего ума, а потому следует медитировать. Если потра­тите и целую жизнь, занимаясь чем-то наподобие медита­ции — медитируя заторможенно, загромождая ум грезами


и постоянно прерывая занятия из-за своей неспособности справляться с рассеянностью ума, — никакого ценного переживания и постижения не возникнет. Поэтому важно в каждом занятии созерцать согласно устным наставлениям своего духовного учителя.

Уединитесь, сядьте, приосанившись, на удобной подушке. Мягко поддерживайте дыхание «сосуда», пока жизненные энергии не сольются естественно. Опустошите взгляд. Вну­тренне расслабившись телом и умом, не позволяя непрерыв­ному потоку сознания утекать из состояния прозрачности и яркости, поддерживайте его естественным и лучезарным. Не загромождайте ум обилием оценивающих суждений, не смотрите на медитацию близоруко, избегайте сильных страхов и надежд, что медитация обернется так, а не иначе. Поначалу медитируйте по многу раз на дню, хорошо сосре­доточиваясь в каждом занятии, и пусть они будут недолгими. Когда бы ни медитировали, держитесь изречения: «Не от­влекаться и не цепляться», и воплощайте его в жизнь.

Когда постепенно освоитесь с созерцанием, удлините занятия. Если одолевает заторможенность, взбодрите осоз- навание. Если рассеянность и возбуждение избыточны — раскрепоститесь. Определите на собственном опыте допу­стимую степень умственного возбуждения, а также самые здоровые для вас лично диету и поведение.

Избегайте избыточной, сковывающей зажатости ума, потери прозрачности из-за вялости и чрезмерного рас­слабления, приводящего к непроизвольным речевым проявлениям и движению глаз. Неполезно болтать о не­обычайном восприятии и разных грезах или говорить: «Я видел божество. Я видел призрак. Я знаю то, я постиг сё», и так далее. Наличие или же отсутствие удовольствий


или неудовольствий, к примеру, ощущений движения, вся­кому свои, ибо велики различия в склонностях и способ­ностях разных людей.

Из-за установления ума в его естественном состоянии мо­гут возникнуть чувства физического и умственного благопо­лучия, ощущение прозрачности сознания, могут проявиться пустотные образы и возникнет неумозрительное ощущение, будто уму ничто не может навредить, прекратились в нем мысли или нет. Какие бы мысленные образы ни возникали, мирные или гневные, тонкие или грубые, надолго или на­коротко, сильные или слабые, хорошие или дурные, наблю­дайте их природу и избегайте любых навязчивых суждений, то они или другое. Позвольте медитации быть сознательной в сути, в ее естественном состоянии — прозрачной и яркой. Служа наставником себе самому, если сможете довести глу­бинные тонкости до совершенства, словно продевая нитку в иголку, сумятица в потоке ума успокоится, вы перестанете потворствовать ей, и ум всегда будет невозмутимым и бес­страстным. Это глубинная почва, из которой произрастают все состояния созерцательного сосредоточения стадий за­рождения и завершения.

Это все равно что возделывать почву на поле. И потому с самого начала избегайте громких и бессмысленных заяв­лений. Самое главное — это медитировать, утончая и об­лагораживая ум, закладывая основание для созерцания54.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал