Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установление ума в его естественном состоянии
Просто послушав наставления своего духовного учителя и поняв, как объяснить их другим, вы не освободите поток своего ума, а потому следует медитировать. Если потратите и целую жизнь, занимаясь чем-то наподобие медитации — медитируя заторможенно, загромождая ум грезами и постоянно прерывая занятия из-за своей неспособности справляться с рассеянностью ума, — никакого ценного переживания и постижения не возникнет. Поэтому важно в каждом занятии созерцать согласно устным наставлениям своего духовного учителя. Уединитесь, сядьте, приосанившись, на удобной подушке. Мягко поддерживайте дыхание «сосуда», пока жизненные энергии не сольются естественно. Опустошите взгляд. Внутренне расслабившись телом и умом, не позволяя непрерывному потоку сознания утекать из состояния прозрачности и яркости, поддерживайте его естественным и лучезарным. Не загромождайте ум обилием оценивающих суждений, не смотрите на медитацию близоруко, избегайте сильных страхов и надежд, что медитация обернется так, а не иначе. Поначалу медитируйте по многу раз на дню, хорошо сосредоточиваясь в каждом занятии, и пусть они будут недолгими. Когда бы ни медитировали, держитесь изречения: «Не отвлекаться и не цепляться», и воплощайте его в жизнь. Когда постепенно освоитесь с созерцанием, удлините занятия. Если одолевает заторможенность, взбодрите осоз- навание. Если рассеянность и возбуждение избыточны — раскрепоститесь. Определите на собственном опыте допустимую степень умственного возбуждения, а также самые здоровые для вас лично диету и поведение. Избегайте избыточной, сковывающей зажатости ума, потери прозрачности из-за вялости и чрезмерного расслабления, приводящего к непроизвольным речевым проявлениям и движению глаз. Неполезно болтать о необычайном восприятии и разных грезах или говорить: «Я видел божество. Я видел призрак. Я знаю то, я постиг сё», и так далее. Наличие или же отсутствие удовольствий или неудовольствий, к примеру, ощущений движения, всякому свои, ибо велики различия в склонностях и способностях разных людей. Из-за установления ума в его естественном состоянии могут возникнуть чувства физического и умственного благополучия, ощущение прозрачности сознания, могут проявиться пустотные образы и возникнет неумозрительное ощущение, будто уму ничто не может навредить, прекратились в нем мысли или нет. Какие бы мысленные образы ни возникали, мирные или гневные, тонкие или грубые, надолго или накоротко, сильные или слабые, хорошие или дурные, наблюдайте их природу и избегайте любых навязчивых суждений, то они или другое. Позвольте медитации быть сознательной в сути, в ее естественном состоянии — прозрачной и яркой. Служа наставником себе самому, если сможете довести глубинные тонкости до совершенства, словно продевая нитку в иголку, сумятица в потоке ума успокоится, вы перестанете потворствовать ей, и ум всегда будет невозмутимым и бесстрастным. Это глубинная почва, из которой произрастают все состояния созерцательного сосредоточения стадий зарождения и завершения. Это все равно что возделывать почву на поле. И потому с самого начала избегайте громких и бессмысленных заявлений. Самое главное — это медитировать, утончая и облагораживая ум, закладывая основание для созерцания54.
|