Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Размышление о медитации
Вышеприведенными словами Падмасамбхава предлагает выяснить природу своего самоопределения как наблюдателя и исполнителя, совершающего выбор и исполняющего выбранное. Хотя он и преподносит это как средство обретения шаматхи, то, что вы задаете вопросы и выясняете природу своего переживания, вполне позволяет считать этот способ и випашьяной — медитацией созерцательного прозрения. Современная когнитивистика также ставит под сомнение наши привычные представления о природе себя и явлении воли, и большинство ученых пришли к выводу, что источник воли находится в мозге. Буддисты соглашаются, что мозг оказывает влияние на волю, но нейробиологам еще предстоит предъявить хоть какие-то убедительные доказательства, что мозг — источник воли, особенно если это подразумевает, что за производство воли отвечает исключительно мозг. Нейробиология изучает лишь физические причины умственных процессов, и потому никаких иных причин она определить не в состоянии. Это не означает, что нефизические причины не существуют или не могут существовать. Буддисты изучают ум прежде всего с точки зрения самонаблюдения и опознают множество источников воли, и совсем не очевидно, что все они — физические. Предположение, что все волевые проявления происходят посредством мозга, не нарушая никаких физических законов, целиком и полностью совместимо с буддизмом, но это не означает, что следует принимать так называемый принцип замкнутости, утверждающий, что физический мир не допускает никаких причинных влияний, в своей основе нефизических. Наиболее очевидная брешь в принципе замкнутости связана с энергией-временем принципа неопределенности Гейзенберга, согласно которому нефизические влияния могут вторгаться в происходящее на очень краткие промежутки времени, не нарушая принципа сохранения массы-энергии, и эти мгновения могут привести к поддающимся измерению эффектам в макромире76. Это не доказывает, что есть нефизические влияния на физический мир (как бы физики могли определить их, если б эти влияния имели место, если у ученых есть инструменты, которыми можно измерять лишь физические явления?), но это показывает, что такие влияния не нарушили бы никакие законы физики. В своей книге «Иллюзия сознательной воли» нейробио- лог Дэниэл М. Вегнер сообщает об исследованиях механизмов мозга, связанных с волевыми действиями, начиная с предположения, что лишь физическая деятельность мозга и порождает все умственные процессы. И потому неудивительно, что в итоге он приходит к выводу: «Всякий полагает, что обладает сознательной волей. Нам кажется, что у нас есть самость. Нам кажется, что у нас есть ум. Нам кажется, что мы — деятели. Нам кажется, что мы — причина того, что делаем... Отрезвляюще и абсолютно точно назвать все это иллюзией»77. Заявление Вегнера о любом «фундаментально точном» утверждении о взаимодействиях тела-ума видится особенно завышенной претензией в свете недостатка современного научного знания о том, как работа нервной системы влияет на деятельность ума и наоборот. Более того, непосредственные выводы из его предположения, в котором он опирается на авторитет всей науки, заключаются в том, что никто не несет моральную ответственность за свои действия. Если это неизбежный вывод, основанный на недвусмысленно принятых научных фактах, тогда разумно было бы применить это предположение к законодательству и вообще ко всей нашей оценке человеческого поведения. Но Вегнер пришел к своим выводам, опираясь на накопленные материалистические предубеждения, широко принятые среди психологов и исследователей мозга более чем столетней давности. Он просто обнаружил некие ограниченные эмпирические доказательства, поддерживающие уже существующее предположение. Допустим, некий исследователь измеряет лишь колебания, вызываемые музыкальными инструментами оркестра, исполняющего Пасторальную симфонию Бетховена. Он обнаружит, что прежде, чем кто-либо услышит музыку, инструменты издают специфические вибрации, и поэтому вполне может допустить, что эти вибрации и есть единственный источник возникновения симфонии. Но он упускает из виду роль композитора, дирижера, мастерство и внутренний настрой музыкантов, слушателей и так далее. Хотя он и прав в том, что вибрации инструментов играют важную роль в звучании музыки, его вычленяющий подход не даст ему увидеть множество других влияний, и он не заметит, что многие люди могут сочинять и проигрывать мелодии в уме и без вибраций музыкальных инструментов как источника-причины музыки. Буддийские созерцатели пришли к выводу: хотя головной мозг и обусловливает ум, и он нужен для той или иной специфической деятельности ума, пока сознание подосновы — во плоти, человеческая психика возникает из этого фундаментального потока сознания, обретающего плоть из жизни в жизнь. Эта теория совместима со всем существующим научным знанием об уме и мозге, в ней нет ничего нелогичного, и с точки зрения зрелых буддийских созерцателей, — это не предположение, основанное лишь на вере. То, что относится к чисто религиозной вере или философскому рассуждению, как это понимают ученые, для буддийских созерцателей может быть гипотезой, подтвержденной на деле. Граница между наукой и метафизикой определяется не Природой или Богом, а пределами опытной проверки. Воспитание шаматхи широко воспринимаемо как средство убедиться в относительной природе ума, так же известной как сознание подосновы, упомянутой в предыдущей главе. Но в некоторых случаях, согласно толкованию Падмасамбхавы, медитации шаматхи без знака может быть достаточно, чтобы убедиться в природе изначального осознавания. Этот способ медитации — глубинное бездействие. Вы осознаете осознавание, по сути ничего не делая. Мнимое независимое эго временно остается не у дел, а для избранных, у кого, вспоминая древнюю метафору, «глаза лишь чуть запылены»*, этого может быть достаточно, чтобы уловить окончательную природу ума и ее связь с действительностью в целом. Цитата из Аячана-сутты. — Прим. ред. В отличие от сознания подосновы, которое можно рассматривать как состояние относительной твердыни ума, исконное осознавание (санскр. видъя, тиб.рикпа) можно описать как состояние сознания абсолютной твердыни. Его именуют еще и изначальным сознанием (санскр. джняна), и постижение этого окончательного уровня сознания — основная тема Дзокчен. Это состояние предполагает наименьшую деятельность ума с высочайшим возможным потенциалом ума и свободой сознания. Изначальное сознание неотделимо от абсолютного пространства явлений (санскр. дхармадхату), превосходящего двойственность внешнего и внутреннего пространств. Из этого пространства, неотделимого от изначального сознания, возникают все явления, создающие переживаемый нами мир. Все проявления внешнего и внутреннего пространства, время, материя и сознание возникают из абсолютного пространства явлений и состоят из различных образов и очертаний этого пространства. В ограниченной относительной пу- стотности сознания подосновы, как в состоянии глубокого сна, деятельность ума — у каждого человека своя — возникает из внутреннего пространства сознания и в нем же растворяется. Но и все явления времени и пространства возникают из абсолютного пространства явлений — вневременной, безграничной пустотности, и в него же и возвращаются. Относительное бездумное ничто подосновы можно постичь, освоив шаматху, но абсолютная пустотность обычно постигается лишь через освоенность с випашъяной. Собственные созерцательные переживания и постижения абсолютного пространства изначального сознания превосходят любые разделения на воспринимающего и воспринимаемое, ум и материю и, уж конечно, любые слова и представления. Такое прозрение не подразумевает встречи субъективного сознания и объективного пространства, а скорее влечет за собой недвойственное постижение единства абсолютного пространства и изначального сознания. Абсолютное пространство явлений — это глубинная природа переживаемого мира, а изначальное сознание — глубинная природа ума. Все разделения на воспринимающего и воспринимаемое, ум и материю — лишь творения умозрительности. Единство абсолютного пространства и изначального сознания есть Великое совершенство, которое часто зовется «единым вкусом» всех явлений. Сознание подосновы можно назвать относительным, или ложным, бессодержательным состоянием сознания, ибо оно отличается от подосновы, которая знает; ему свойственны отчетливые переживания блаженства, лучезарности и бездумности, оно познается, когда ум изъят из внешнего мира, и оно обусловлено временем и причинностью, характерными для данного отдельного человека. И потому, несмотря на свою бессодержательность, это ничто имеет внутреннее устройство. А вот единство абсолютного пространства и изначального сознания — абсолютное, или истинное, отсутствие чего бы то ни было. Пусть оно и насыщено блаженством, лучезарностью и отсутствием умозрительности, они не присутствуют в нем отдельными свойствами (как в сознании подосновы). Когда шаматха освоена, вы постигаете сознание подосновы, и неуравновешенность ума лишь временно приглушается, пресекается, но говорится, что, если постигнуто изначальное сознание, полностью устраняются как неуравновешенность ума (санскр. клеша), так и его затемнения (санскр. аварана). Так же и блаженство, переживаемое в состоянии сознания подосновы, ограничено и преходяще, а непостижимое блаженство, свойственное состоянию изначального сознания абсолютной твердыни, — безгранично и вечно. Выявив сознание подосновы, вы постигаете относительную природу своего отдельного сознания, а постижением изначального сознания осознавание расширяется беспредельно. В той же мере и творческий потенциал сознания, к которому получен доступ благодаря шаматхе, ограничен, а тот, что раскрывается благодаря окончательному созерцательному прозрению, — судя по всему, не имеет пределов. Будда так говорил о состоянии сознания абсолютной твердыни:
Всем явлениям предшествует ум. Когда познан ум, познаны все явления. Когда обретена власть над умом, Обретена власть над всем 78. ЙОГА СНА — ДНЕВНАЯ МЕДИТАЦИЯ
Различающим памятованием уделяя пристальное внимание всему, что возникает, вы обретаете все более ясное осознавание природы действительности бодрствования, а это, в свою очередь, приводит к осознанности во снах. Готовясь днем к осознанному сновидению, обратите особое внимание на знаки сновидения и проводите проверки состояния, чтобы определить, бодрствуете вы или спите. С буддийской точки зрения, все мы — кто еще не обрел состояние будды и не пробудился — проводим жизни в состоянии, схожем со сном. Поэтому дневная медитация, представленная в этой интерлюдии, помогает постичь мнимую природу бодрствования. Согласно классической буддийской философии — разновидности эмпирического плюрализма — достоверными явлениями считаются те, что причинно влияют на другие явления и подвержены влиянию других явлений, а недостоверные явления — это умозрительные напластования на мир переживаемых восприятий. Есть три вида достоверных явлений: (1) материальные явления, состоящие из элементарных частиц, (2) когнитивные явления, сознательно постигающие предметы, и (3) отвлеченные сложносоставные данности — например, Вдобавок к таким достоверным условностям мы еще и умозрительно достраиваем то, что совсем не имеет почвы в действительности. С точки зрения классического буддийского мировоззрения мы склонны представлять все более статичным и живучим, нежели оно есть на самом деле. Так мы путаем непостоянное с постоянным. Мы также считаем богатство, славу и удовольствия чувств источниками счастья, но в действительности они не таковы. Так мы путаем то, что не приносит истинного удовлетворения, с тем, что его приносит. И третье: мы часто смотрим на вещи как на «я» и «мое», а это по сути это просто явления, возникающие в зависимости от внеличност- ных причин и условий. Так мы принимаем лишенное неизменной, единой независимой самости за нечто, наделенное такой самостью, — или считаем себя частью этого нечто. Осмысленно и с различением осознавая любые виды проявлений восприятия — физические, умственные или иные, — мы начинаем видеть разницу между тем, что проявляется непосредственному переживанию чувств и умозрительными напластованиями. Так мы обнаруживаем, до какой степени наши переживания в бодрствовании мнимы. Но подобная сновидению природа переживаемого нами мира может распространяться гораздо глубже. В «Сутрах совершенства мудрости» Будда выдвигает гораздо более радикальное утверж- паттана), примите за «знаки сновидения» все, что кажется постоянным, абсолютно удовлетворительным и принадлежащим независимой самости. Осознайте, что вы соединяете свои умозрения с непосредственным содержимым переживания, и вспомните совет Будды: «Когда смотришь — просто смотри; когда слушаешь — просто слушай; когда ощущаешь — просто ощущай; когда мысленно воспринимаешь — просто мысленно воспринимай»'. Вкрапляя воззрение Срединного пути в дневные занятия, вы можете последовать советам Падмасамбхавы: Вот как это на самом деле: все явления [сами по себе] не существуют, но проявляются, словно они есть, и определяемы, как различные предметы, скажем, белое и красное. То, что непостоянно, вы ухватываете, как постоянное, и то, чего на самом деле нет, вы принимаете за истинно существующее. Хотя сказано, что эта причина порабощенности всех смертных подобна наваждению, ежели цепляться за бытие обманчивых проявлений, будет казаться, что явления истинно существуют. Вначале они возникли из нематериального, сейчас они возникают, хотя [сами по себе] и не существуют, и в итоге они превратятся в ничто. Учтите это, поскольку всё непостоянное, неустойчивое и переменчивое лишено глубинной природы и сродни наваждениям85. Когда бы вы ни переживали нечто как существующее независимо от умозрительной системы координат, опознайте сходную со сновидением природу этого — так вы начнете осознавать в бодрствовании. * Палийский канон, Кеваддха-сутра, сутра Бахии. Стадия 9 РАВНОВЕСИЕ ВНИМАНИЯ
ужно лишь легчайшее усилие, чтобы пройти от восьмой стадии внимания к девятой, известной как равновесие внимания. Теперь безукоризненное самадхи может непрерывно и без усилий длиться по крайней мере четыре часа. Глубоко освоившись с этим обучением, можно без всяких усилий соскальзывать в созерцательное равновесие, лишенное и тени вялости или возбуждения. Это не означает, что внимание необратимо уравновешено. Если по какой-то причине медитация прервана, можно заметить, что вялость и возбуждение разъедают равновесие внимания. Они не были устранены необратимо. Но, если продолжать оттачивать внимание неукоснительной медитацией при созерцательном образе жизни, этот изумительный уровень душевного здоровья будет вашим навсегда. Чтобы достичь этой точки, почти наверняка потребуется много месяцев или даже лет неуклонной круглосуточной медитации. Нельзя преуспеть, погружаясь в это обучение хотя бы и вплотную, но не подолгу и с частыми перерывами. Также высот шаматхи не достичь, если уходить во множество кратких затворов — на несколько недель или месяцев. Необходимо долго неуклонно медитировать, не прерываясь. Срезать не удастся. Созерцатели, достигшие девятой стадии равновесия внимания, описывают ее просто как «совершенство». Ум приходит к еще более глубокому состоянию безмолвия и покоя, и это теперь можно уподобить царю всех гор — горе Меру. Вполне понятно, что в это время вы можете подумать, что это и есть шаматха. Вы почти уже там.
|