Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осмысленная жизнь
Развитие исключительного умственного здоровья и равновесия, без всяких затемнений, имеет насущное значение для осмысленной жизни, что гораздо важнее, чем обрести сверхобычные способности. Чтобы жизнь наполнилась смыслом, важны три составляющие: поиск истинного счастья, истины и добродетели. Поиск истинного счастья. Когда мыслители вроде Блаженного Августина, Уильяма Джеймза или Далай-ламы говорят, что поиск истинного счастья наполняет жизнь смыслом, вероятно, они подразумевают нечто большее, чем просто погоню за удовольствием. Они имеют в виду нечто более глубокое, некое равновесие и устойчивость ума, что позволяет преодолевать жизненные невзгоды. Истинное счастье — отличительная особенность человеческого процветания, — признак уравновешенного здравого ума, Можно страдать из-за последствий желаний, вредящих нашему собственному благополучию и благополучию прочих, — как, скажем, в случае с навязчивыми пристрастиями. Изнурительна неспособность сосредоточивать внимание по своей воле, когда ум отвлекается на то и се, или просто заторможен. Всех мастей трудности непременно возникают, если мы ошибаемся в восприятии действительности, либо совсем не воспринимая того, что явлено со всей очевидностью, либо путая действительность со своими представлениями и мечтами. Бывает, что мы без необходимости маемся от несдержанности чувств, мечась между избыточной надеждой и страхом, восторгом и подавленностью. Общий показатель всех видов неуравновешенности ума — страдание. Так же, как мы ощущаем боль в теле, когда оно поранено или хворо, наш ум недомогает, если он затемнен или неуравновешен. Осмысленная жизнь устремлена к истинному счастью, причина которого — уравновешенный ум. Чем здоровее ум, тем сильнее чувство внутреннего благополучия. И ключ к достижению исключительной здравости ума — в воспитании сосредоточенного внимания. Шантидева подчеркивал, насколько важно воспитывать шаматху, предупреждая: Те, чьи умы распущены, блуждают, В клыках терзающих, увы, застряли118. Неуравновешенный ум подобен повреждению психологической иммунной системы, и оттого легко подвержен любым затемнениям. Поиск истины Хотя знание и многосторонне, основное место в осмысленной жизни занимают именно те знание и понимание, которые приносят истинное счастье. Согласно Блаженному Августину, стоит найти ответ лишь на один вопрос: «Как стать счастливым?»119 Это счастье он называет «радостью, дарованной истиной». По его мнению, только истина, дающая такое счастье, — божественна. В молитве Св. Августина «Да познаю я себя, дабы познать Тебя» слышится отзвук сократовской жалобы: «Я все еще не способен, как повелевает дельфийское предписание, познать себя, и нелепо устремлять свой взор на что-либо иное, покуда я не изведал этого»120. Есть множество истин, ожидающих раскрытия, многое знание, что предстоит обрести, но может ли быть что-либо важнее и насущнее в поисках истинного счастья, чем прозрение в свою же природу и в отношения с окружающим миром? Суть таких поисков — изучение ума. Поведенческие и нейробиологиче- ские исследования могут многое косвенно сказать об особенностях умственной деятельности, но для изучения ума, как заявил Уильям Джеймз, самонаблюдение — первое, на что следует полагаться во всем и всегда121. Этого взгляда придерживались и созерцатели всего мира, а для внутреннего самонаблюдения за глубинами человеческого ума необходимо сосредоточенное внимание. Поиски добра Аристотель приравнивал настоящее счастье к «человеческому благу», замечая, что оно «понимается как возделывание духа согласно добродетели, и, если добродетелей больше одной, истинное счастье следует понимать в соответствии с лучшей и наиболее полной из них»122. От каждого из нас зависит — со всеми нашими системами верований и ценностями — что именно считать человеческими достоинствами, и какое из них — наиболее ценно и полно. Осмысленная жизнь — та, что воспитывает достоинства, ценимые среди людей. Достойная жизнь естественно будет посвящена тому, чтобы преодолеть свойственные уму черты и поведенческие склонности, идущие вразрез с такой добродетелью; а, чтобы воспитать добродетель и устранить пороки, жизненно важно умение сосредоточивать ум. Уравновешенный ум необходим во всех трех составляющих осмысленной жизни — ив поиске истинного счастья, и истины, и добродетели. Идя по пути шаматхи, применяя чрезвычайно сосредоточенное внимание к природе самого сознания, вы, вероятно, обнаружите глубинную взаимосвязь между тремя этими направлениями поиска. Есть такие грани истинного счастья, какие можно уловить лишь самораскрытием, есть истины, что познаются лишь в переживании добродетельной жизни, и есть добродетели, которые могут возникнуть, если обретено прямое прозрение в природу действительности. В мире, где поиски счастья, истины и добродетели не связаны, а порой и противоречат друг от другу, этот целостный путь поможет объединить древнее и современное наследие мудрости Востока и Запада. Приложение 1 ОБОБЩЕНИЕ ДЕВЯТИ СТАДИЙ
памятование дыхания (анапанасати) Избранное из «Стадий слушателей» («Шравакабхуми»), АрьяАсанга, Vвек Перевод с тибетского и санскрита на английский Б. Алена Уоллеса [223]1 Что есть памятование дыхания? [224] Памятование предмета вдоха и выдоха зовется памятованием. Тогда что же есть два вдоха? Это вдох и промежуточный вдох. А что есть два выдоха? Это выдох и промежуточный выдох. Итак, вдох — это жизненная энергия, втягиваемая внутрь до пупка на вдохе. Промежуточный вдох случается, когда вдох прекратился, а выдох еще не настал. Жизненная энергия также ненадолго втягивается во время расслабления, и это зовется промежуточным вдохом. Выдох и промежуточный выдох следует понимать в том же духе. Вот отличие: направленная вовне жизненная энергия движется наружу от области пупка до верхней губы и кончика носа — оттуда вовне. Каковы причины вдоха и выдоха? Их две: приводящая в движение карма [225] и пространство в области пупка, а более широко — пространство тела. Каковы основы вдоха и выдоха? Их две: тело и ум. Отчего же так? Вдох и выдох зависят от тела и ума. А последние — соответствуют обстоятельствам. Вопрос: Могут ли они зависеть только от тела? Ответ: Такое случается с теми, кто поглощен состоянием созерцательного равновесия без различения — равновесием прекращения, и с теми, кто рожден среди богов — смертных, лишенных различения. Вопрос: Могут ли они зависеть только от ума? Ответ: Такое случается с теми, кто поглощен созерцательным равновесием отсутствия образа, и с теми, кто рожден в мире отсутствия образа. Вопрос: Могут ли они зависеть и от тела, и от ума? Ответ: Так бывает не всегда. Будь оно так, это бы случалось с теми, кто поглощен самадхи четвертой дхьяны, с теми, кто рожден в четвертой дхьяне, и с теми, кто находится в овальной, продолговатой и круглой стадиях развития зародыша2. Но в данных случаях этого не происходит. Следовательно, вдохи и выдохи зависят от тела и ума, [226] и соответствуют обстоятельствам. Каковы движения вдоха и выдоха? Их два: движение вдоха вниз и движение выдоха вверх. В каких областях находятся вдох и выдох? Их две: грубое пространство и более тонкие пространства. Грубое пространство простирается от области пупка вверх до рта или носа, или ото рта и носа до области пупка. Каковы тонкие пространства? Это поры всего тела. Каков четырехуровневый перечень названий вдохов и выдохов? Он таков: (1) жизненная энергия, (2) вдохи и выдохи, (3) вдыхания и выдыхания и (4) образования тела. Слова «жизненная энергия» подразумевают и все остальные жизненные энергии, и это обозначение общее для всех (трех в перечне), а три другие — самобытны. Каковы два изъяна усилий при вдохе и выдохе? Недостаточная вовлеченность и [227] чрезмерная вовлеченность. Из-за недостаточной вовлеченности ленивый ум покрывается пеленой тусклости и сонливости или же отвлекается на внешнее. Чрезмерная вовлеченность вредит и телу, и уму. Как наносится вред телу? Вдох и выдох совершены силою и с трудом отпущены, и из- за этого тело заполняется неуравновешенными жизненными энергиями. А поскольку они изначально охватывают основные и второстепенные области тела, они зовутся «заполняющими». Более того, когда заполняющие жизненные энергии набираются в избытке, говорится, что они плодят недуги и творят физические расстройства в основных и второстепенных областях тела. Это и зовется нанесением вреда телу. Как причиняется вред уму? При чрезмерных усилиях ум перегружается и оттого отвлекается, становясь подавленным или возбужденным. Так причиняется вред уму. В понятиях памятования дыхания следует знать следующие пять видов воспитания: (I) исчерпывающее воспитание с помощью счета, (II) исчерпывающее воспитание с помощью погружения в совокупности, (III) исчерпывающее воспитание с помощью [228] погружения в зависимое происхождение, (IV) исчерпывающее воспитание с помощью погружения в обитель, и (V) исчерпывающее воспитание с помощью шестнадцати граней.
|