Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надо ли учить аккорды?






Нет никакого смысла запоминать сотни и тысячи аккордов - их надо строить самому под свои конкретные задачи, используя мышление ступенями. Это, казалось бы довольно непосильное занятие для начинающего музыканта, кажется таковым лишь на первый взгляд. Через пару месяцев регулярных упражнений любой оценит преимущества данной системы и заметит, что ориентироваться на грифе стало гораздо проще. Попытаемся выяснить суть этой системы, полагая, что со строением аккордов вы уже достаточно хорошо знакомы.

Начнем с малого. Что такое вообще " ступень"? Ступенью называется звук и его местоположение в каком-либо ладу или гамме. Например, в до-мажорной гамме будет семь основных ступеней - C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си) и пять дополнительных (повышенных или пониженных), соответствующих черным клавишам на фортепианной клавиатуре. Нота C будет являться первой ступенью, B - седьмой, а Eb - пониженной третьей. Если мы находимся в тональности C-минор, то основные ступени в порядке возрастания будут следующие: C, D, Eb, F, G, Ab, Bb. Пока, вроде, все просто.

Аккорды, как известно, строятся на ступенях лада (в классической теории - по терциям). Обычное мажорное трезвучие будет включать в себя тонику, терцию и квинту, то есть ступени I, III и V. Минорный септаккорд будет состоять из ступеней I, bIII, V, bVII. Мажорный нонаккорд будет включать в себя ступени I, III, V, bVII, IX. Обратите внимание - о нотах речь у нас уже не идет, это не требуется! В любых, даже самых неудобных для гитары тональностях, ваше мышление будет оставаться совершенно одинаковым. То же самое мажорное трезвучие в любой тональности будет состоять из ступеней I, III, V и никаких других, и о ключевых знаках можно на время забыть. Единственное, что требуется - это хорошо знать строение различных аккордов.

На этом теоретические выкладки можно считать законченными, и перейдем к практике - как же все это использовать на грифе гитары?

Сперва необходимо научиться свободно находить интервальные соотношения между ступенями. Для этого есть одно простое правило и две небольших схемки. Правило заключается в следующем: сперва всегда ищите на грифе тонику (ступень I), а потом, когда тоника будет служить вам ориентиром, остальные ступени. Посмотрите на рисунки 1 и 2. Они показывают, как на грифе гитары относительно тоники располагаются другие ступени (соответственно, при переходе на более высокую и более низкую струну). Эти схемки запомнить очень просто - достаточно их несколько раз сыграть. Для тренировки быстрой ориентации в ступенях в пределах октавы пробуйте быстро находить ноты с различными интервальными соотношениями с тоникой (терции, квинты и т.д.), причем не последовательно отсчитывая ступени, а моментально находя их. Для этого требуется держать эти схемы в голове " целиком", как бы " сфотографировав" их. Иными словами, вам требуется запомнить, как по отношению к тонике находятся все остальные ступени. После этого попробуйте находить таким же образом пониженные и повышенные ступени. Не забудьте, что при участии в " опознании" третьей струны, схемы чуть изменятся. Но это вы в состоянии сделать самостоятельно.


Рис.1-2

После того, как эта часть задания освоена, можно приступать к следующей, более сложной. Как вы понимаете, используя (соединяя) подобные схемы, ступенями можно заполнить весь гриф, наподобие того, как это сделано на рисунке 3.


Рис.3

Весь гриф нам в данном случае не нужен, а вот в пределах пяти-шести ладов понадобиться. Несмотря на кажущуюся сложность этой схемы, ее зрительно всю можно разбить на составные части, представляющие из себя рисунки 1 и 2. Надеюсь, вы уже это увидели сами. Главная задача здесь - запомнить, какие ступени окружают тонику со всех сторон.

Вы даже не представляете, сколько десятков аккордов можно построить только в пределах этого участка грифа! В качестве примера приведем на рисунке 4 аппликатуры септаккордов, построенных на основных ступенях С-мажорного лада (это будут, соответственно, аккорды Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7 и Bm7b5). Попытаемся сделать так, чтобы все позиции аккордов находились бы в пределах одних и тех же четырех ладов.


Рис.4

Красной точкой на рисунках обозначена тоника аккорда (она вовсе не обязательно должна быть на самой нижней струне). Открытые струны в звукоизвлечении не участвуют. Попробуйте самостоятельно, ориентируясь на местоположении тоники и используя схемы на рисунках 1 и 2, определить, каким ступеням соответствуют остальные ноты аккорда, расположенные на грифе. Обратите внимание, что в аккордах, содержащих более четырех звуков, происходит удвоение некоторых ступеней.

Следует заметить, что приведенные выше аппликатуры аккордов не являются единственными в поставленном условии. С таким же успехом можно было построить другие аппликатуры в пределах этих же или других четырех ладов. Предлагаю это сделать вам самим после прочтения пособия.

Как же самостоятельно строить аппликатуру аккорда на грифе? Для этого нужно определить для себя несколько вещей. Во-первых, в пределах каких ладов вам необходим этот аккорд. Во-вторых, на каких струнах его играть (вам вполне может понадобиться сыграть аккорд только на нижних четырех струнах). В-третьих, какой ступени будет соответствовать самый нижний звук (обычно тонике, но исключения бывают очень часто). После решения этих вопросов вы берете за отправную точку самый нижний звук, и далее - по схемам. Разберем подробно несколько примеров.

Пример 1. Необходимо найти аппликатуру аккорда Fm7 с тоникой в басу, используя струны 2, 3, 4, 5. Состав ступеней аккорда: I, bIII, V, bVII. Этот пример мы рассмотрим наиболее подробно.

При таких условиях лады, на которых будет строиться аккорд, уже жестко заданы - нота F на пятой струне находится на VIII ладу. Следовательно, лады, ограничивающие позицию, должны отстоять от VIII лада не более, чем на четыре лада (максимум на пять - тогда потребуется хорошая растяжка пальцев).

Шаг 1. Находим ноту F на пятой струне (VIII лад).
Шаг 2. Ищем следующую ступень на четвертой струне. Пускай это будет ступень bIII (малая терция). Пользуясь схемами, определяем, что эта ступень будет на VI ладу.
Шаг 3. Ищем следующую ступень на третьей струне. Пускай это будет ступень V (квинта). Пользуясь схемами, определяем, что эта ступень будет на V ладу.
Шаг 4. Ищем последнюю ступень bVII (малую септиму) на второй струне. Пользуясь схемами, определяем, что эта ступень будет на IV ладу.


Рис.5

Итог. Аппликатура получилась очень неудобная (рис.5), хотя аккорд сыграть возможно. Попробуем поменять некоторые ступени местами. Возвращаемся к шагу 2.

Шаг 2. Ищем следующую ступень на четвертой струне. Пускай это будет ступень V (квинта). Пользуясь схемами, определяем, что эта ступень будет на X ладу.
Шаг 3. Ищем следующую ступень на третьей струне. Пускай это будет ступень bIII (малая терция). Пользуясь схемами, определяем, что эта ступень будет на I или XIII ладу. Вариант отпадает. Пускай тогда следующей ступенью будет являться малая септима (bVII ступень). Она лежит на VIII ладу.
Шаг 4. Ищем последнюю ступень bIII (малую терцию) на второй струне. Пользуясь схемами, определяем, что эта ступень будет на IX ладу.


Рис.6

Итог. Получилась удобная аппликатура (рис.6), которую вы все узнаете, если задействуете дополнительно первую и шестую струны.

Может показаться, что процесс построения аккорда по ступеням длителен и трудоемок, но это не так. При достаточной практике ступени аккорда находятся сразу при взгляде на гриф, и неудобные варианты аппликатуры будут видны почти мгновенно.

Пример 2. Необходимо найти аппликатуру аккорда Dmaj7 с терцией в басу, используя лады III-VI. Состав ступеней: I, III, V, VII.

Шаг 1. Находим терцию (F#) в районе III-VI ладов. Она находится на IV ладу четвертой струны.
Шаг 2. На третьей струне в пределах III-VI ладов находится только одна ступень - септима (лад VI).
Шаг 3. На второй струне в пределах III-VI ладов находится только тоника (лад III).
Шаг 4. Оставшаяся ступень V находиться на V ладу первой струны.

Полученная аппликатура показана на рис.7.


Рис.7

Пример 3. Необходимо найти аппликатуру аккорда Bdim7 с тоникой в басу, используя струны 3, 4, 5, 6. Состав ступеней: I, bIII, bV, bbVII.

Шаг 1. Находим ноту B на шестой струне (VII лад).
Шаг 2. Ищем поблизости от тоники следующую ступень на пятой струне. Это будет ступень bV (пониженная квинта). Определяем, что эта ступень будет на VIII ладу.
Шаг 3. Ищем следующую ступень на четвертой струне. Это будет ступень bbVII. Определяем, что эта ступень будет на VI ладу.
Шаг 4. Находим оставшуюся ступень (bIII) на третьей струне. Она будет находиться на VII ладе.

Получившаяся аппликатура представлена на рис.8.


Рис.8

Интересно, что уменьшенный септаккорд относится к категории аккордов, аппликатура которых не меняется при обращениях. Это происходит из-за того, что такой аккорд делит октаву ровно на четыре части (малые терции), не изменяющиеся при любой перестановке звуков внутри аккорда.

К сожалению, не всегда возможно построить аккорд в пределах четко заданных условий. Иногда это потребует очень большой растяжки пальцев, иногда его сыграть попросту невозможно. В другой ситуации его сыграть легко, но он будет плохо звучать в сочетании с другим музыкальным материалом или даже с вашими же предыдущими аккордами. В любом случае все будет решать ваш слух, а практика поможет быстро ориентироваться на грифе гитары. Мышление ступенями для построения аккордов - лишь прикладная сторона этого метода. Главное же его задача - быстрая ориентировка на грифе, " знание" грифа. Тогда вы с успехом сможете строить аккорды, играть " шагающие" басовые линии и сногсшибательно импровизировать.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал