Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И терминологический аппарат курсаСтр 1 из 21Следующая ⇒
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика»
УДК 070 ББК 76.01 К 66
Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета Л. Е. Кройчик, кафедра журналистики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.- 287 с. ISBN 5-7567-0158-3
В учебнике рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность. Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Связи с общественностью».
УДК 070 ББК 76.01
Все книги издательства «Аспект Пресс» на сайте Www.aspectpress.ru
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
Предмет, задачи и терминологический аппарат курса
Курс «Основы журналистики» заметно отличается от других профессиональных дисциплин учебного плана. Прежде всего — он фактически открывает собой знакомство студентов с богатым комплексом теоретического знания об избранной ими специальности. Понятия и идеи, которые осваиваются ими на этом этапе образования, будут затем уточняться и дополняться смыслами при рассмотрении других, более конкретных вопросов программы обучения. На то и разрабатываются теоретические основы профессии, чтобы отразить общие, базовые категории: журналист, роли и функции прессы, свобода печати, массовая аудитория, эффективность журналистской деятельности и др. Постепенно студенты овладеют материалом курсов, посвященных организации работы редакций, методике репортерского труда, социологической и психологической культуре журналиста, правовым и этическим нормам в прессе, стилю публикаций и т.д. Общим для всех названных и иных дисциплин является объект изучения — журналистика. Это понятие служит как бы смысловым ядром и нашего учебного курса, и всей системы образования. Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова — система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности — произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования. Понятие «журналистика» не надо смешивать с другими, близкими к нему по содержанию, такими, например, как «печать» и «пресса», которые обозначают лишь отдельные отрасли журналистики, отличающиеся, к примеру, от радио. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации» (СМИ). Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведении, где не рассматриваются ее профессионально-творческие составляющие, а внимание сосредоточено на общественном значении тиражируемых сведений. В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее тексты. Тексты, в свою очередь, служат целям связи и общения между людьми, или массовой коммуникации. Журналистика как средство массовой коммуникации (СМК) — посредник в общении, и в этом качестве она изучается социально-психологической наукой. Однако коммуникация не заменяет собой собственно общение, взаимодействие людей, более того — она может быть построена таким образом, что станет препятствием к общению. По этому поводу нам надо ясно договориться, чтобы в дальнейшем не подменять содержание коллективной практики процессом передачи данных. «Прежде всего я должен оспорить широко распространенное отождествление двух принципиально различных форм деятельности — общения и коммуникации, — заявляет авторитетный философ культуры М. С. Каган. — Их различие на философском языке определяется как отличие межсубъектных отношений, имеющих целью совместное практическое действие или совместную выработку определенной информации, от отношения субъекта к другому человеку как объекту, коему следует передать некую информацию или совершить над ним операцию... В ряде сфер культуры оптимальным видом информационной связи является именно коммуникация, монологическое высказывание... (на этом основаны обучение основам наук, медицинская практика, военная служба), в других же сферах Я обращаюсь к Другому как равному мне по самостоятельности, активности, свободе, праву на творчество субъекту, рассчитывая на его сотворчество...» [1] Говоря на языке примеров, согласо-ванный труд редакционного коллектива представляет собой духовное и производственное общение, равно как и откровенный, неформальный диалог с аудиторией в процессе выпуска газеты или телепрограммы. Обмен же монологами, без искреннего движения навстречу собеседникам («диалог глухих»), только по внешнему виду напоминает общение, а по существу остается однонаправленной трансляцией информации. В американской и частично европейской лексике в сходном значении используется понятие mass media, массмедиа (или просто media, медиа). В английском словаре «Webster» мы находим следующую статью: «mass media (1923) — средство коммуникации (газеты, радио или телевидение), предназначенное для того, чтобы обращаться к массе людей». Нетрудно заметить, что перед нами фактически то же явление, которое выше называлось СМК. Однако с 20-х годов, которые упоминаются в словаре как момент введения термина в употребление, его реальное содержание не могло не измениться. В новых версиях, например в американских справочниках по языку СМИ, mass media толкуются как различные средства, используемые для доставки информации массовой аудитории: радио, телевидение, кабельное ТВ, газеты, журналы, книги, диски и т.д. Очевидно, что имеется в виду не просто единичное издание, а, по меньшей мере, сочетание различных каналов, а в оптимальном варианте — их многосоставный комплекс, включающий в себя электронные средства связи и охватывающий различные стороны жизни аудитории, помимо получения оперативной журналистской информации. Если в той или иной географической точке не сложилась такая система информирования (например, в провинциальном городке, где из всех СМИ наличествуют лишь одна газета да маломощное радио), то вести разговор о местных mass media будет преждевременно. Далее в тексте мы будем употреблять все названные термины как синонимы, если не потребуется выделить какой-то смысловой оттенок процессов, протекающих в системе журналистики (например, различие между прессой и телевидением в методах деятельности). Особое положение в терминологии занимает слово «публицистика», наверняка встречавшееся каждому студенту. У этого явления нет общепризнанной «расшифровки», и о его содержании специалисты ведут нескончаемые споры. Мы возьмем за первоначальный ориентир определение, данное Словарем иностранных слов: «Публицистика (от лат. publicus — общественный) — вид литературы, посвященной обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение; публицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и др.)». В других источниках, в частности в научных трудах, о публицистике говорится как об общественно-политической деятельности, связанной с актуальным идеологическим воздействием на общественное мнение, сознание и поведение. Из сравнения этих двух точек зрения (на самом деле их многократно больше) становится ясно, во-первых, что публицистика — это способ энергичного влияния на умы, настроения и поведение людей, во-вторых, что влияние осуществляется открыто, публично (о чем можно судить по звучанию самого термина), в-третьих, что источник воздействия занимает ясно выраженную позицию по предмету обсуждения, на которую и стремится привлечь общественность. Даже беглый обзор средств такой деятельности наводит на мысль о том, что для нее используется не одна лишь пресса. Публичным идеологическим актом становится и страстное выступление оратора, и документальное кино, и агитационный плакат, и театрализованное представление (вспомним массовые уличные действа, характерные для послереволюционной России в 20-е годы). По своему содержанию идеи, которые несет в себе публицистика, совсем не обязательно относятся к сфере политики: они бывают философскими, эстетическими, экологическими и т.д. Следовательно, публицистика — это явление широкое и многоликое, во всяком случае, она «шире» журналистики. В то же время ее полноценное бытование в современном мире совершенно немыслимо без использования уникальных возможностей прессы. Осознавая это, часть журналистов — как теоретиков, так и практических работников — считает, что всякий журналистский материал является публицистикой. Однако обратим внимание на то, что в словарном определении называются произведения особого вида — те, которые обладают качеством публицистичности. К ним, то есть к текстам, насыщенным идейным содержанием и наступательным по манере его изложения, вряд ли следует относить простенькую заметку или информативное интервью, в которых лишь констатируются факты. Получается, что теперь уже журналистика «шире» публицистики, поскольку в прессе появляются материалы, не обладающие качеством публицистичности, во всяком случае, выраженной в явной форме. Значит, к использованию этого термина как синонима журналистики надо относиться взвешенно, оценивая его уместность в каждом определенном контексте. Предметом нашего курса служат фундаментальные явления и понятия, определяющие роль и назначение журналистики в обществе, ее взаимоотношения с системой власти и управления, задачи по достижению целей общественного прогресса, комплекс требований к личностным качествам и квалификации сотрудника редакции, основы эффективности журналистской деятельности. Студентам предстоит научиться видеть неразрывную связь прессы с воплощением в жизнь социальных теорий и программ, с многообразием существующих в обществе интересов, с динамикой социальной и духовной жизни, особенно на этапе ее реформирования. Задачей курса является познавательно-методологическая ориентация студентов. По окончании университета напряженная служебная деятельность не оставит им времени на углубленное осмысление ее принципиальных основ. «Очень часто я напоминаю себе трамвай, набитый пассажирами... обвисший людьми на подножках и буферах, дико трезвонящий на прохожих... Иногда же — девушку с подносом в ночной пивной, где сразу в двадцать голосов окликают посетители» — так с грустной иронией рисовал свой образ жизни выдающийся журналист М. Кольцов. Именно в годы учения важно составить себе представление о реальной сложности теоретических основ журналистики, неоднозначности их понимания и социальной предопределенности функционирования и развития прессы. Столь же важно выработать личные профессионально-мировоззренческие установки. На этой базе студенты в дальнейшем будут выбирать для себя специализацию по одной из сфер деятельности: литературная работа в периодической печати, телерадиовещание, газетно-журнальный дизайн, пресс-фотография, издательское редактирование, пресс-службы и агентства новостей и др. Надо обратить внимание на то, что профессиональные учебные курсы (включая «Основы журналистики») представляют собой только одну из сторон подготовки редакционных сотрудников. Мировоззренческий и культурный кругозор публициста формируется широким комплексом дисциплин социально-экономического и историко-филологического циклов. Философские и психологические, литературоведческие и экономические познания помогают студентам глубже разбираться в основах специальности, вырабатывать строгие и точные критерии оценки профессиональной практики, формулировать свою позицию по сложнейшим проблемам, находящимся в центре внимания отечественной и мировой журналистики. Наш курс теснее всего соприкасается с культурой социального мышления. Журналистская теория формировалась в неразрывной связи с другими областями обществоведения. Эта связь не утрачена и поныне и даже стала еще прочнее. В исследованиях по вопросам СМИ находят применение новейшие теории, открытия, методы, появляющиеся в других отраслях знания. Отношения журналистики с целым рядом наук строятся как отношения частного, специального с общим, универсальным. Это можно сказать о философии, социологии, истории, филологии, кибернетике. В известном смысле теория журналистики является как бы мостом, соединяющим систему научного знания с редакционным производством. Кроме учебного пособия, которое сейчас находится перед их глазами, студенты должны обращаться к широкому кругу источников: к произведениям выдающихся мыслителей, занимавшихся проблемами духовной жизни, и в частности прессы, к государственным документам, в первую очередь к нормативно-правовым актам, к трудам исследователей журналистики и, конечно, к опыту редакций. Только использование различных источников поможет студентам выработать мотивированные суждения по проблемам, входящим в учебную программу. Напомнить об этом тем более важно, что многие из стоящих на библиотечных полках пособий уже не отражают реальность социальной жизни и журналистики. Из сказанного, однако, не следует, что не надо изучать произведения, которые несут на себе явные приметы ушедшего в историю времени. Наоборот, нужно учиться отделять неизбежные конъюнктурные атрибуты от исследовательского поиска, результаты которого не утрачивают с годами своей ценности. Это относится и к учебным изданиям непосредственно по курсу «Основы журналистики». Самое широкое распространение в стране получили работы проф. МГУ Е. П. Прохорова, выходившие под разными названиями в течение нескольких десятилетий. В них систематизирование представлены центральные понятия и проблематика курса, что в значительной мере облегчило нашу задачу. Выход в свет своего учебного пособия мы понимаем как продолжение сотрудничества крупнейших университетов России в развитии базовой дисциплины журналистского образования. Не исключено, что другие специалисты предложат собственные версии курса, и это разнообразие взглядов пойдет на пользу теории, практике и педагогике журналистики. Изучение теоретического материала не даст должных результатов, если оно не будет дополняться собственной журналистской практикой. Пресса — один из самых динамичных общественных институтов, ее концепции и опыт находятся в прямой зависимости от изменчивой социальной реальности, что особенно важно учитывать в сегодняшней России. Кроме того, она необычайно многообразна по формам индивидуальной творческой деятельности, а это влечет за собой различия во взглядах на ее задачи, принципы, эффективность. Великий естествоиспытатель Чарлз Дарвин писал о том, как потребности практики «руководили» его читательскими интересами: «Все, о чем я размышлял или читал, было непосредственно связано с тем, что я видел или ожидал увидеть... Я уверен, что именно приобретенные таким образом навыки позволили мне осуществить все то, что мне удалось сделать в науке». Студенты-журналисты постоянно пребывают в сходной ситуации, поскольку их профессия принадлежит к числу самых «практических». Отдельное вводное замечание касается студентов специальности «Связи с общественностью», которые тоже изучают методологические основы журналистики. Из опыта преподавания цикла журналистских дисциплин этой аудитории автор убедился, что будущие пиармены легко «входят» в мир прессы, с интересом осваиваются в нем и даже добиваются заметных творческих результатов. Главное же, они на удивление быстро и точно определяют грани соприкосновения двух профессий и сосредоточиваются на тех сторонах журналистики, которые более всего им необходимы в собственной практике. Приведем показательные фрагменты из письменных «рецензий» студентов специальности «Связи с общественностью» на журналистские курсы: «Изучение журналистики помогло мне понять самих журналистов, думаю, что это во многом будет способствовать моим взаимоотношениям с ними, когда я буду работать специалистом по PR»; «Я узнала, как должен вести себя корреспондент... чтобы вывести человека на доверительную беседу и добиться поставленной цели. Все это очень важно не только для специалистов по связям с общественностью, но и для любого интеллигентного человека»; «Знания помогут мне обходить какие-то " подводные камни", которые могут заключаться в интервью... и правильно выбирать издание, в которое следует поместить информацию о своей организации». Это именно те результаты, к которым хотели прийти преподаватели вместе со своей аудиторией.
|