![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дозвуковые и сверхзвуковые входные устройства
Дозвуковое входное устройство, как правило, представляет собой диффузор с внешним сжатием, т. е. основной процесс торможения воздушного потока происходит перед входным устройством. Внутри канала дозвукового входного устройства воздух течет со сравнительно небольшими скоростями, не превышающими 0, 6—0, 65 местной скорости звука. Дозвуковое входное устройство применяется при полетах на небольших сверхзвуковых скоростях (до М= 1, 3-1, 5), при которых потери энергии в прямом скачке уплотнения еще незначительны. Простейшее дозвуковое входное устройство ТРД состоит из внешнего обтекателя 1 (рис.2), корпуса 2 и внутреннего обтекателя 3. Внешний обтекатель имеет профилированную переднюю кромку, что обеспечивает плавное ее обтекание воздухом и устраняет срыв потока, когда его направление не совпадает с осью входного канала. Обтекатель изготовлен из листового материала АМц или АМг. Для повышения жесткости к стенке обтекателя точечной или роликовой электросваркой приварены продольные и поперечные профилированные элементы. Передняя профилированная кромка изготовлена глубокой вытяжкой и приварена к внешнему обтекателю. Внутренний обтекатель служит для плавного преобразования воздушного потока кругового сечения в кольцевой поток. Он изготовлен посредством глубокой вытяжки и сварки из листового материала АМц, АМг или стали 10. Его делают неразъемным или с разъемом в продольной плоскости. Во входном устройстве ТВД внутренний обтекатель образуется обтекателями втулки воздушного винта 1(рис. 3) и корпуса редуктора 4.
Рис.2. Дозвуковое входное устройство ТРД
Рис. 3. Входное устройство ТВД: 1-обтекатель втулки воздушного винта; 2-внешний обтекатель; 3-корпус входного устройства; 4 —обтекатель корпуса редуктора
Сверхзвуковые входные устройства применяют на больших сверхзвуковых скоростях полета (М > 1, 5) для получения максимальной эффективной тяги. Процесс торможения сверхзвукового потока происходит в системе косых скачков уплотнения, которые Заканчиваются слабым прямым скачком. Эти входные устройства могут быть подразделены на диффузоры с внутренним, внешним и смешанным сжатием (рис. 4).
Рис. 4. Схемы сверхзвуковых диффузоров: а —диффузор с внешним сжатием (1 —створка; 2 — внешний обтекатель; 3— центральное тело); б —диффузор с внутренним сжатием; в —диффузор со смешанным сжатием
В диффузоре с внешним сжатием (рис. 4, а) сжатие осуществляется в системе косых скачков уплотнения, число которых зависит от геометрии центрального тела. Первый косой скачок образуется на вершине первого конуса, два других — в местах перехода одного конуса в другой, и заканчивается система косых скачков прямым скачком, который возникает в горле диффузора. Важной особенностью работы сверхзвукового диффузора является согласование расхода воздуха, проходящего через диффузор и компрессор. Это возможно только на расчетном режиме полета, когда все скачки уплотнения проходят через переднюю кромку наружной обечайки. В полете на сверхзвуковых скоростях при несоответствии расхода воздуха, проходящего через диффузор, с потребным количеством воздуха для нормальной работы двигателя происходит нарушение устойчивой работы входного устройства, наступает помпаж. Помпаж входного устройства может возникнуть на больших сверхзвуковых скоростях полета при значительном увеличении количества воздуха, подводимого к двигателю, по сравнению с расходом воздуха через двигатель, т. е. когда пропускная способность диффузора значительно превышает потребности двигателя в расходе воздуха. В результате повышается давление перед компрессором, канал переполняется излишним количеством воздуха, разрушается система скачков и вызванные этим завихрения потока резко уменьшают расход воздуха через горло диффузора. Затем цикл колебаний потока повторяется, каждые 5—8 сек. Сильная пульсация потока в диффузоре, как правило, приводит к помпажу двигателя. Для обеспечения устойчивой работы входного устройства в широком диапазоне чисел М полета применяют регулируемые диффузоры. Регулируемый диффузор имеет подвижное центральное тело 3 (см. рис. 4, а), которое при изменении скорости полета перемещается в канале переменного диаметра, регулируя площадь горла диффузора и обеспечивая расчетное положение скачков уплотнений, благодаря чему согласуются расходы воздуха через диффузор и компрессор. Кроме того, положение скачков регулируется и створками 1. Управление центральным телом осуществляется автоматически от системы регулирования двигателя. Сверхзвуковое входное устройство для числа М = 2, 5 необходимо изготовлять из стали, так как температура заторможенного потока и элементов входного устройства достигает при этом 215° С и более, при числе М = 3, 5 необходимо применять жаропрочную легированную сталь, так как в этом случае температура заторможенного потока превышает 475° С. Достоинство сверхзвукового диффузора с внешним сжатием состоит в том, что благодаря возможности его регулирования он сохраняет способность устойчивой работы в широком диапазоне скоростей полета, в результате чего увеличивается надежность работы силовой установки. Основным недостатком этого диффузора является сравнительно большое лобовое сопротивление из-за наличия центрального тела. В диффузоре с внутренним сжатием (см. рис. 4, б) возникает система первичных и отраженных косых скачков, число которых может быть различным и определяется профилированием канала. Такие диффузоры обладают малым внешним сопротивлением, однако их применение затрудняется тем, что в них не удается осуществить устойчивый процесс сжатия с высоким к. п. д. в достаточно широком диапазоне чисел М полета. В диффузоре со смешанным сжатием (см. рис. 4, в) скачки уплотнения расположены и внутри и вне диффузора. По своим свойствам он занимает промежуточное положение между двумя вышеописанными. Основной проблемой при создании входных устройств с изменяемой геометрией является проблема согласования пропускной способности диффузора с потребным расходом воздуха, проходящего через двигатель на заданном режиме полета при минимальном внешнем сопротивлении и наиболее эффективном сжатии воздуха в диффузоре, что определяет тягу, экономичность и надежность силовой установки в целом.
|