![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разновидности масляных систем
Циркуляционные масляные системы характеризуются тем, что одно и то же масло циркулирует по замкнутому или короткозамкнутому контуру. Циркуляционная замкнутая масляная система характеризуется тем, что масло в ней циркулирует по замкнутому контуру: бак — двигатель — радиатор — бак. В качестве примера рассмотрим масляную систему одного из ТРД. Масло из бака 1 (рис. 67) самотеком и под действием некоторого подсоса поступает к нагнетающей секции 34 маслоагрегата двигателя. Эта секция подает масло под давлением, ограниченным двухступенчатым редукционным клапаном 35, к фильтру тонкой очистки 6. Через фильтрующие секции и обратный клапан 8 фильтра 6 масло подводится на смазку деталей и узлов коробки 11 агрегатов двигателя и к маслораспределительной колонке 43. Обратный клапан 8 предотвращает перетекание масла из бака 1 в двигатель, когда последний не работает. На маслораспределительной колонке установлен приемник электрического термометра сопротивления для замера температуры входящего в двигатель масла. От маслораспределительной колонки 43 масло подводится: через дополнительные фильтры 20 и 22 и форсунки (жиклеры) 15 и 24 для смазки и охлаждения средней и задней опор двигателя. 12-точечная струйная подача масла через форсунки 15 на шарикоподшипники средней опоры и шеститочечная через форсунки 24 на роликоподшипник задней опоры обеспечивает надежную смазку, равномерный отвод тепла и промывку опор от продуктов износа; через крестовину для смазки и охлаждения шестерен, подшипников и шлицевых соединений коробки 42 самолетных агрегатов; через крестовину и дополнительный фильтр 9 для смазки центробежного датчика 10 и для гидравлического воздействия на мембрану его электрического микровыключателя КВ-9; через крестовину для смазки и охлаждения шестерен, подшипников и шлицевых соединений правого 4 и левого 41 промежуточных приводов. На трубе подвода масла к промежуточным приводам установлен приемник дистанционного электрического манометра; через левый промежуточный привод для смазки и охлаждения шестерен и подшипников центрального привода, через жиклер 38 для смазки передней опоры 39 и через обратный клапан 37 для смазки подшипников ротора отключенного турбостартера, вращающегося на режиме авторотации. В центральном приводе, в правом и левом промежуточных приводах, в коробке агрегатов двигателя и в коробке самолетных агрегатов установлены жиклеры, через которые обеспечивается струйная подача масла. Вспененное и подогретое отработавшее масло сливается: из средней и задней опор двигателя через пеногасительные сетки 18 и 21 в маслосборники 17 и 25; из коробки 11 агрегатов двигателя и коробки 42 самолетных агрегатов, из правого 4 и левого 41 промежуточных приводов в полость переднего корпуса компрессора; из полости переднего корпуса компрессора через пеногасительную сетку 29 в нижний привод 30. Проходя через пеногасительные сетки, установленные перед откачивающими секциями маслоагрегата, пузырьки воздуха за счет поверхностного натяжения лопаются, и из масла выделяется воздух. Это повышает высотность системы, улучшает эффективность работы откачивающих секций и охлаждение масла в радиаторе. Масло из маслосборников 17 и 25 переднего и заднего кожухов трансмиссии и нижнего привода 30 перекачивается соответственно откачивающими секциями 32, 33 и 31 маслоагрегата через топливно-масляный радиатор 2 и бак 1. В радиаторе циркулирующее масло отдает тепло циркулирующему топливу, т. е. масло охлаждается до требуемой температуры. Суфлирование воздушно-масляных полостей всех приводов опор ротора и бака осуществлено через центробежный суфлер 40, в котором масло отделяется от эмульсии. Воздух и газы сбрасываются в атмосферу, а масло вливается в двигатель.
Циркуляционная короткозамкнутая масляная система характеризуется тем, что масло циркулирует в системе по замкнутому контуру: масляный насос — двигатель — радиатор — масляный насос. В таких системах воздух и небольшая часть масла (после центробежного воздухоотделителя) возвращаются в бак для прогрева находящегося там масла, а основная часть масла после охлаждения в радиаторе поступает в двигатель, минуя бак. Эта система имеет преимущества перед замкнутой: обеспечивается большая высотность, потому что всасывающая линия нагнетающей секции находится под напором, создаваемым откачивающими насосами и насосом подпитки; облегчается запуск из-за ускоренного прогрева.масла; в баке содержится запас чистого охлажденного масла, используемого для подпитки системы. Недостаток короткозамкнутой системы — это отсутствие непрерывного удаления воздуха из масла, находящегося в баке. Короткозамкнутые масляные системы применяются на турбовинтовых двигателях. В качестве примера рассмотрим циркуляцию масла в масляной системе одного из ТВД (рис. 68).
Рис. 68. Циркуляционная короткозамкнутая масляная система» 1—бак; г —насос подпитки; 3, 5—редукционные клапаны; 4 — перепускной клапан; 5 —главный масляный насос; 7, 21— сливные краны; 8— фильтр; 9 — масляный насос ИКМ; 10 — указатель температуры масла; // — указатель давления масла; 12 — центробежный суфлер; 13 — регулятор оборотов; 14 — передняя, средняя и задняя опоры двигателя; 15, 16, 20— насосы откачки; 17 — обратный клапан; 18 — центробежный воздухоотделитель; 19 — воздушно-масляный радиатор; 22 — трубка суфлирования; а, 6, в, г, д, е, ж, з — каналы; ф — фильтры; л —маслосборник
При первоначальном заполнении системы маслом оно поступает из бака 1 к насосу подпитки 2, который подает его под давлением 0, 6—0, 8 кГ/см*, ограниченным редукционным клапаном 3, через перепускной клапан 4 на вход в нагнетающую секцию насоса 5. Нагнетающая секция подает масло под давлением 4 — 4, 5 кГ/см2, ограниченным редукционным клапаном 6, через наборный сетчатый фильтр 8 для смазки двигателя: по каналу а для работы масляного насоса измерителя крутящего момента (И КМ); по каналу б для смазки деталей редуктора; по каналу в для смазки верхних приводов и для работы регулятора оборотов; по каналу г для смазки центрального привода и передней опоры; по каналам д и е соответственно для смазки и охлаждения средней и задней опор двигателя. Отработавшее масло из маслосборников лобового картера м и корпуса камеры сгорания через пеногасительные фильтры ф перекачивается соответственно откачивающими секциями насосов 20, 15, 16 через воздухоотделитель 18 и воздушно-масляный радиатор 19 вновь на вход в нагнетающую секцию насоса 5. Поток масла за радиатором имеет давление 0, 6 — 0, 8 кГ/см2, которое поддерживается секцией насоса 2, благодаря чему повышается высотность системы и обеспечивается возмещение расходуемого в двигателе масла. В центробежном воздухоотделителе 18 происходит очистка масла от воздуха (газов), который перепускается по трубке 22 в бак для прогрева масла. Обратный клапан 17 предотвращает поступление масла из откачивающей секции насоса 20 в откачивающие секции насосов 15 и 16 и запирает масло в этих секциях после остановки двигателя. Суфлирование воздушно-масляных полостей редуктора и лобового картера с атмосферой осуществлено через воздухоотделитель 18 и бак 1 по трубке 22. Воздушно-масляные полости средней и задней опор двигателя суфлируются с атмосферой через центробежный суфлер 12 по трубкам и и з. Для предотвращения перенаддува опор часть воздуха по трубке ж сбрасывается на срез сопла. В системе имеются датчики давления масла и температуры масла на входе в двигатель с указателями 11 и 10 соответственно. Различают открытые и закрытые циркуляционные масляные системы. В открытых системах бак сообщен с атмосферой. Это позволяет изготовлять бак из легких алюминиевых сплавов. Однако из-за уменьшения давления масла на входе в масляный насос с набором высоты, а также вследствие сильного пенообразования при возвращении масла в бак высотность такой системы относительно мала (до Н — 11 00 м). В закрытых системах имеется редукционный клапан, поддерживающий давление в баке на 0, 1-0, 3 кг/см2 выше атмосферного, благодаря чему увеличивается высотность и обеспечивается ускоренный прогрев масла в двигателе. Однако конструктивно такая система получается сложной, а бак — более тяжелым. Нециркуляционные масляные системы применяются на двигателях одноразового применения, форсированных по температуре газа. Такие системы просты по конструкции, но расход масла в них очень велик, так как после однократного использования масла оно перегревается, теряет свои смазывающие качества и поэтому выбрасывается в атмосферу. Комбинированные масляные системы состоят из двух систем: обычной циркуляционной для смазки узлов трения, работающих в условиях нормальных температур, и нециркуляционной системы для смазки опор турбины, работающих в условиях высоких температур. Такие системы нашли применение на высокотемпературных ГТД для сверхзвуковых самолетов.
|