![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь с последующими дисциплинами
Курса является основой для последующего освоения дисциплин «Педагогическое проектирование», «Методика воспитательной работы», «Воспитание молодежного лидера», «Инновационные технологии в профессиональной педагогической деятельности». «Стилистика русского научного дискурса», Педагогическая практика, исследовательская практика. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) -способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3). - готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4); -способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); -готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6); -способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: место педагогики и психологии в системе наук о человеке.; объект, предмет и функции педагогики, отрасли педагогического знания; понятийный аппарат педагогики; структуру методологического знания; функции методологического знания; методы психолого-педагогического исследования; классификацию методов; этапы педагогического исследования, способы представления результатов; уметь: анализировать различные научные подходы; применять аксиологический подход в изучении психолого-педагогических явлений, описывать классификацию педагогических ценностей; разрабатывать научный аппарат исследования, определять логику его развёртывания; составлять план исследования, применять теоретические и эмпирические методы исследования; проводить статистическую обработку результатов; владеть: способами поиска научной информации, её обработки, оценки; способами обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; навыками академического письма, формами представления результатов исследования; научным стилем изложения результатов; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Общая трудоемкость дисциплины составляет: 6 зач.ед. (216 академических часов), из них: 1, 6 зач.ед. (58 академических часов) – аудиторные занятия, 2, 9 зач.ед. (104 академических часов) – самостоятельная работа.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическое занятие № 1. Логика развёртывания научно-педагогического исследования.
Цель: формирование способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный потенциал; раскрыть сущность, особенности возникновения замысла исследования, пути его реализации. Охарактеризовать научный аппарат исследования. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции Представления о месте педагогики и психологии в системе наук о человеке; Знание понятийного аппарата педагогики; понимание структуры, функций методологического знания, умения разрабатывать научный аппарат исследования, определять логику его развёртывания; составлять план опытно-экспериментальной работы, владение способами обоснования актуальности, постановки проблемы исследования, его целей и задач, выдвижения гипотезы, формулирования основных положений. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности). ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач; ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии).
Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью формирования логического мышления как важнейшего инструмента научной работы, организации и проведения исследования. Подготовка к занятию требует уяснения ключевых терминов: логика исследования, его этапы, сущность работы исследователя на каждом этапе. Важно охарактеризовать Теоретическая часть. В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поиска исследовательских шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя, а также определить логику и характер изложения результатов. Логика исследования – последовательность его шагов. В соответствии с логикой выделяют три этапа: постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренченский. Постановочный: проблема; -тема; -объект и предмет; -научные факты; -исходная концепция; -ведущая идея и замысел; -гипотеза; -цель и задачи исследования. Собственно исследовательский: -отбор методов; -проверка гипотезы; -конструирование предварительных выводов; -их опробование и уточнение; -построение заключительного вывода. Оформительско – внедренческий: -апробация (обсуждение выводов, их представление общественности); -оформление работы (отчёты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты); -внедрение результатов в практику. Особого внимания, подробного рассмотрения требует уяснение содержания постановочного этапа. Проблема и тема (тема должна указывать на проблему). Проблема должна быть актуальной. Источник проблем – противоречия: узкие места, затруднения, конфликты. Переход от практической задачи к научной осуществляется в два этапа: 1.Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу; 2.Установить, имеются ли эти знания в науке (если уже есть, то необходимо лишь их отобрать и систематизировать). Логика исследования – последовательность его шагов. Этапы исследования: постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренческий. Постановочный (проблема, тема, объект и предмет, научные факты, исходная концепция, ведущая идея и замысел, гипотеза, задачи исследования). Логика исследования – последовательность его шагов. Этапы исследования. Постановочный (проблема, тема, объект и предмет, научные факты, исходная концепция, ведущая идея и замысел, гипотеза, задачи исследования). Выбор области исследования (изучение потребности в обновлении образовательной системы; учёт реальных условий и возможностей).
Собственно исследовательский(отбор методов, проверка гипотезы, конструирование предварительных выводов, их опробование и уточнение, построение заключительного вывода). Оформление и внедрение: апробация (обсуждение выводов, их представление общественности); оформление работы (отчёты, доклады, книги, диссертации, проекты); внедрение результатов в практику. Логика перехода от практической задачи к научной: -определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу; -установить, имеются ли эти знания в науке (если они есть, то научной проблемы не существует: надо собрать, обобщить то, что есть). Вопросы и задания 1. Какова роль теорий обучения, воспитания, управления в структуре педагогической науки; 2. Охарактеризуйте педагогический процесс как объект исследования; 3. Определите сущность метода классификации. 4.Определите противоречия, лежащие в основе предполагаемого вашего исследования. 5. Обоснуйте актуальность перечисленных ниже тем: -Формирование личностных качеств лидера в студенческом коллективе; -Применение информационных технологий в СРС; -Условия повышения эффективности внеучебной работы со студентами; -Организация работы с учащимися опережающего развития в системе «Школа – вуз»; -Создание детских и молодёжных организаций в образовательных учреждениях инновационного типа; - Разработка новых форм и методов контроля знаний в профильных образовательных организациях. 6. Сравните понятия «педагогическая система» и «педагогический процесс». Установите общее и особенное. 7. Почему эффективность научного поиска обусловливается последовательностью исследовательских шагов? Обоснуйте целесообразность выделения трёх этапов конструирования логики исследования (постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренческий).
Список литературы и источников 1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010. 2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010. 3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010. 4. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.
5.Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010 6. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011. 7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.). 8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.
|