![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие №19. Метод социальных проектов как средство интеграции научного исследования и практики
Цель: Формирование умений проводить исследования по проблеме повышения эффективности технологии социального проектирования как средства обучения и воспитания; раскрыть общее и особенное в проектировании образовательного процесса и научного исследования Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции Знание сущности, способов, этапов проектирования; владение способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; навыками академического письма, формами представления результатов исследования; научным стилем изложения результатов; навыками представления результатов в иллюстративной форме; методикой организации научно-педагогического исследования; способами, формами внедрения результатов исследования в практику; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности). ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-7 (способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии). Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью развития умений проектирования профессиональной деятельности, повышения социальной активности студентов. Теоретическая часть. Социальное проектирование представляет собой процесс моделирования и конструирование новых социальных объектов, связей и отношений, направленных на изменение социальной среды. Социальное проектирование начинается с выявления противоречий, несоответствий в работе социальных институтов, системы управления, коммуникативных связей. Выявление, анализ и обобщение этих противоречий является основанием для формулирования проблемы, поиска путей, средств её решения. Социальное проектирование, направленное на изменение политической, социально-экономической, культурно-досуговой, бытовой сфер жизни, ориентирует его участников на обращение к нормативно-правовым документам, развивает умения и навыки информационного поиска, актуализирует креативные возможности, готовность отстаивать свою точку зрения, способствует осознанию собственной социальной позиции. Выделяют три главных этапа (ступени) проектирования: моделирование, создание проекта, методическая разработка. Первый этап – замысел, идеальные представления о желаемых результатах воспитательных действий (моделирование). Моделирование – это мысленный образ будущей деятельности, постановка целей и задач, предполагаемые способы их решения, предвосхищение желаемого результата. Работа педагога на данном этапе, как правило, имеет творческий характер и находит воплощение в концепциях, в описании моделей, в формулировании проблемы, прогнозировании эффективности будущей деятельности. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с воспитанниками. Второй этап – это разработка общих подходов к организации будущей деятельности, разработка основных компонентов модели (создание проекта). На данном этапе осуществляется описание компонентов модели в общих чертах, определяются внутренние связи между компонентами, определяются связи с внешней средой. Результаты этого этапа находят закрепление в педагогических документах: положениях, паспорте имеющихся ресурсов; программах (модули, разделы, темы); планах воспитательной работы; договорах с партнёрами. На этой ступени производится реальная работа с созданной моделью, она доводится до уровня практического использования - для преобразования педагогической действительности. Третий этап – детализированное и законченная разработка конкретных действий, воспитательных дел и мероприятий (методическая разработка) Методическая разработка (например, создание сценария) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками педагогических отношений (методическое конструирование). Такое конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Окончательная разработка воспитательных дел и мероприятий - это уже решение методической задачи: результаты воплощаются в сценариях воспитательных дел и мероприятий, материальных и технических средствах, презентациях, индивидуальных и групповых заданиях, методическом обеспечении). Обязательным условием эффективности проектной образовательной технологии является практическая значимость результатов, внедрение полученных результатов в практику. Методическим условием реализации проектной технологии является соблюдение определённой последовательности, порядка действий: определение проблемы и постановка задач («мозговой штурм», «круглый стол»); выдвижение гипотезы; обсуждение методов решения (наблюдений, опросов, эксперимента и др.); обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.); выводы, выдвижение новых проблем исследования. Отличительной особенностью социального проектирования является направленность на выявление и позитивное решение социально значимых проблем. Вопросы и задания 1. В чём заключается общее и особенное научного и социального проектов? 2. Подготовьте таблицу, отражающую виды проектов. 3. Разработать конкурсный проект, имеющий социальную направленность. 4. Подготовить отзыв на студенческий социальный проект. 5.Сформулируйте темы студенческих социокультурных проектов и обоснуйте их актуальность. Приготовьте выступление, содержащее ретроспективный анализ возникновения и распространения проектных технологий..
Список литературы и источников 1.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010. 2..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010 3. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика.-2012.-№7. – С.3-13
4. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.
5.Беляев А.В. Гражданское образование в федеральном университете.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.-245с. 6. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011 7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.). 8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.
|