Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 53






Качество образования и здоровье детей являются самыми актуальными вопросами в организации современного учебно-воспитательного процесса в школе.

Одна из основных задач управления учебно-воспитательным процессом -приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании. Длительный 10-11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Укрепление и сохранении здоровья - это наша важнейшая задача. Ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. Мы можем помочь ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научить измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, их отслеживанию. Я считаю, что только такой личностно-ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.

Мониторинг здоровья и физической подготовленности учащихся - это средство стимулирования физического совершенствования обучающихся, направленный на физическое развитие личности. Идеалом физической культуры является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям. Содержанием физической культуры является созидательная, творческая деятельность совместно с педагогикой, медициной, физиологией и другими науками. Ее результат - высокая двигательная активность, физическое здоровье и нормальное физическое развитие, развитие самостоятельности, инициативы, воли, мыслительных способностей и нравственных качеств.

Известно множество средств физической культуры, служащих укреплению здоровья:

• упражнения циклического характера;

• различные виды гимнастических упражнений;

• спортивные и подвижные игры, обеспечивающие высокую эмоциональную привлекательность упражнения силового характера;


• естественные природные факторы (солнце, воздух, вода);

• традиционные средства: контрастный душ, бани, ванны, массаж;

• нетрадиционные восточные оздоровительные системы (ушу, йога, цигун и

др.)-

Эти средства открывают возможности управления здоровьем, а при условии врачебно-педагогического контроля являются одним из направлений формирования здоровья. Их подбор индивидуален и я, как учитель, учитываю особенности каждого обучающегося благодаря данным мониторинга. Очень важным было для меня овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности.

Лечение становится очень дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.

Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека, и я считаю своим долгом научить своих воспитанников этому. Я думаю, что вы единодушны со мной во мнении, что секрет качества жизни -в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:

• замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и
физической пассивности;

• уменьшить склонность к полноте;

• улучшить функции сердца и дыхательных органов.

Обеспечение положительной динамики показателей здоровья на протяжении всех лет учебы - неотъемлемая часть правильной организации учебного процесса.

Главный конечный результат в образовании, это положительная динамика измеряемых по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности показателей здоровья. Рассчитанные по ней критерии также определяют качественные и количественные характеристики. Например, характеристики физического развития: качественные - дефицит массы тела, масса тела в норме, избыток массы тела; количественные -величина весоростового индекса, индекса силы и другие. Характеристики физической подготовленности: качественные - уровень физических качеств в


норме, выше или ниже нормы; количественные - их расчетные значения и т.д.

Эти две группы критериев можно измерить и рассчитать, что было некогда слабым звеном в моей педагогической деятельности.

Основа педагогического мониторинга - тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья, мы осуществляем индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляем причины неудачных результатов, ведем поиск путей оптимизации учебного процесса со стороны как учителя, так и ученика.

Такой подход к оценке качества образования должен изменить отношение к предмету «физическая культура» всего коллектива и руководства школы. Каждый учитель в школе заинтересован в приобщении детей к здоровому образу жизни.

Цель тестирования - диагностика и оценка уровня обученности учащихся, а также показателей их здоровья. Традиционно педагогический диагноз учащемуся ставится на основе данных журнала успеваемости, индивидуальных бесед с ним и с его родителями. Достоверность диагностических выводов существенно возрастает, если традиционные методы адекватно сочетаются с применением тестовых методик.

Формы тестовых заданий:

Для оценки показателей здоровья:

- тесты, определяющие физическое развитие;

- тесты, определяющие физическую и функциональную подготовленность.

Мы знаем, что педагогическое тестирование - это совокупность организационных и методических мероприятий, объединенных общей целью с педагогическим тестом и предназначенных для подготовки и проведения формализованной процедуры предъявления теста, обработки, анализа, интерпретации и представления результатов выполнения теста. Такой подход я использую при сравнении учебных достижений учащихся, классов между собой.

Педагогические измерения - процесс отображения числами уровней физической подготовленности, состояния здоровья учащихся.

Педагогический мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз физического развития обучающегося.


Мониторинг - важнейший элемент в системе педагогической деятельности каждого учителя. В его рамках я отслеживаю, оцениваю, корректирую и прогнозирую образовательную деятельность.

• новое направление развития широкомасштабного тестирования в образовании;

• отслеживание по результатам тестирования динамики показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности;

• наряду с тестированием уровня знаний, комплексная оценка качества
образования и организации работы школы по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся;

• путь к профилактике негативных проявлений в молодежной среде;

• использование для обработки результатов современных информационно-диагностических технологий;

• специально организованные диагностические мероприятия (измерения), выявляющие отклонения от нормы состояния различных систем организма учащегося, для внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.

Эффективное управление процессом развития ребенка предполагает владение информацией о динамике показателей здоровья и уровня знаний. В начале я знакомлю группу тестируемых с методикой и параметрами, характеризующими физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность. Объясняю выполнение проб и тестов, работу с используемыми приборами и инструментами. Подробно разъясняю расчетные формулы и оценочные критерии.

Оценку показателей здоровья желательно начать с учета наследственности (генетический анамнез: история жизни, болезни родственников, первичная диагностика факторов риска), затем перейти к получению исходных данных путем фактических измерений, выполнения проб и тестов, характеризующих в том числе и адаптацию организма к физической нагрузке, и уровень физического состояния испытуемого, потом - к расчетам должных значений различных показателей, их качественной и количественной оценке. Измерения, тесты и пробы должны быть разнообразными и систематическими (например, 2-3 раза в год), что будет способствовать поддержанию и повышению интереса занимающихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей.

Тестирование по физическому воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться, используя простейшие


приборы (динамометр, спирометр, мерную ленту, секундомер и др.), в силе, жизненной емкости легких, развитии грудной клетки, задержке дыхания, в развитии физических качеств и т.д., а главное, в мониторинге отслеживая динамику этих показателей в процессе обучения.

Оценка показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности поможет в профилактике заболеваемости средствами физической культуры, спорта, туризма и закаливания, а также выступает как мотивационное оружие физического совершенствования обучающихся.

Таким образом мониторинг физической подготовленности учащихся способствует грамотному планированию учебно-воспитательного процесса, является эффективным средством стимулирования физического совершенствования и оздоровления обучающихся.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал