Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по чтению и развитию речи.
К концу 2 класса (VIII вид) учащиеся должны уметь:
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшие сказки, рассказы, стихотворения, загадки;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём прочитали или слушали.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.
I четверть
Основные цели и задачи:
1. Воспроизвести в памяти детей знания о названии букв.
2. Развивать умение правильно читать слоги и слова с мягкими – твёрдыми согласными, со стечением согласных.
3. Формировать навык выразительного чтения.
4. Учить подбирать близкие и противоположные по смыслу слова.
5. Развивать устную речь, умение слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; рассказывать по вопросам.
6. Развивать логическое мышление на основе отгадывания загадок, ребусов, кроссвордов.
Дата
| Часы
| Тема урока
| Словарная работа
| Индивидуальная работа
| Предполагаемый результат
| Формы
контроля
| Знать:
| Уметь:
|
|
| Знакомство с учебником. Мы учимся читать.
| Учебник.
|
| Значение учебника.
| Бережно обращаться с учебником.
|
|
|
| Чтение слов по слогам. Подбор слов к данной букве.
| |
| Знать буквы.
| Подбирать картинки к данной букве.
|
|
|
| Чтение слогов и слов с мягкими согласными.
| |
| Гласные, указывающие на мягкость согласных.
| Читать слоги, слова с мягкими согласными.
|
|
|
| Читаем вместе. В. Безбородов.
| |
| Знать гласные.
| Следить за читающим, коллективно прочитывать маленькие фразы.
|
|
|
| Чтение слов по слогам и слитно.
| |
| Признаки твёрдости – мягкости согласных.
| Читать по слогам с переходом к чтению слитно.
|
|
|
| Вн. чт. Чтение стихов о буквах, азбуке.
| |
| Наизусть короткие стихи.
| |
|
|
| Алфавит.
| Алфавит.
|
| Что такое алфавит.
| Рассказывать алфавит наизусть.
|
|
|
| Алфавит.
| Алфавит.
|
| Что такое алфавит.
| Рассказывать алфавит наизусть.
|
|
|
| Беспокойные соседки. А. Шибаев.
| |
| | Находить слова на определённую букву.
|
|
|
| Кошка и мышка.
| |
| Чем питаются кошка и мышка.
| Отвечать на вопросы.
|
|
|
| В лесу.
| |
| Видимые признаки леса.
| Отвечать на вопросы предложениями из текста.
|
|
|
| Ёж и ёлка. Т.Сапгир.
| Недотрога.
|
| | Находить признаки сходства и различия.
|
|
|
| Кошка и птичка.
| Опасно.
|
| | Определять смысл прочитанного.
|
|
|
| Вн. чтение. Русские народные песенки.
| |
| Наизусть короткие песенки.
| |
|
|
| Наш сад.
| |
| Узнавать деревья.
| Выразительно читать.
|
|
|
| Заяц и ворона.
| Дразнит.
|
| ППризнаки птиц, животных.
| Читать по ролям
|
|
|
| Баю-баюшки-баю. В. Безбородов.
| Наутёк.
|
| | Некоторые слова читать слитно.
|
|
|
| Колыбельная «Мальчику».
| Звёзды мигают.
|
| Наизусть.
| Соотносить текст с картинкой.
|
|
|
| Дождик. Е Благинина.
| |
| Признаки дождливой погоды.
| Оказывать помощь старшим.
|
|
|
| Догадайся сам, загадай друзьям.
| |
| Простые загадки.
| Составлять загадки.
|
|
|
| Ау! Л. Пантелеев.
| Сложить буквы.
|
| | Выражать своё отношение к прочитанному.
|
|
|
| Вн. чтение. Русские народные загадки.
| |
| | Составлять загадки.
|
|
|
| Ау! Л. Пантелеев.
| |
| | Отвечать на вопросы.
|
|
|
| Песенка дождя. А. Введенский.
| Глянь грянь
|
| Каким может быть дождь.
| Описать настроение дождя.
|
|
|
| На хоря напала хворь. В. Суслов.
| Хворь.
|
| Внешний вид, условия жизни хоря.
| Соотносить текст с картинкой.
|
|
|
| Как поросёнок научился говорить. Л. Пантелеев.
| |
| Внешний вид, условия жизни поросёнка.
| Объяснять смысл прочитанного. Читать по ролям.
|
|
|
| Вн. чтение. Русские народные сказки.
| |
| Названия народных сказок, их героев.
| Подбирать слова, характеризующие героев.
|
|
|
| Буква «Я» шагает гордо. А. Шибаев.
| Буква шагает.
|
| | Придумывать слова на заданную букву.
|
|
|
| Рыбка.
| |
| | Выражать своё отношение к прочитанному.
|
|
|
| Яма. О. Григорьев.
| |
| | Читать по ролям.
|
|
|
| Дразнилка. И. Демьянов.
| Дразнилки.
|
| Признаки дразнилки.
| Выразительно читать.
|
| II четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение при чтении дифференцировать звуки, правильно их произносить.
2. Продолжить работу над слитным чтением слов из 2 слогов.
3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
4. Развивать устную речь, умение читать небольшой текст по ролям.
5. Развивать логическое мышление на основе отгадывания загадок, ребусов, кроссвордов.
Дата
| Часы
| Тема урока
| Словарная работа
| Индивидуальная работа
| Предполагаемый результат
| Формы
контроля
| Знать:
| Уметь:
|
|
| Стихотворение «Ы».
| Дом одно- и
многоэтажный
|
| Игру «один – много»
| Придумывать слова на букву «ы».
|
|
|
| Эхо. Е. Трутнева.
| Повторы.
|
| | Изменять слова по образцу.
|
|
|
| Мамочка. У. Раджаб
| Вопросительные предложения.
|
| Имя, отчество мамы, место работы.
| Читать с интонацией вопросительные предложения.
|
|
|
| Лучше всех.
| Восклицательные предложения.
|
| | Рассказывать про маму по данным вопросам.
|
|
|
| Мила и мыло.
| Шутка.
|
| Другие скороговорки.
| Выучить наизусть.
|
|
|
| Муравей. По В. Бианки.
| «Чуть жив от страха»
|
| | Слитно читать слова из 2 слогов.
|
|
|
| Лиса и Тетерев. (Сказка)
| Указ добыла, гулять так гулять.
|
| Птица тетерев.
| Отвечать на вопросы по содержанию.
|
|
|
| Вн. чтение.
| |
| | Внимательно слушать
|
|
|
| Лиса и Тетерев. (Сказка)
| Тетерев.
|
| Повадки лисы, тетерева
| Читать по ролям.
|
|
|
| По грибы.
| Поблагодарила.
|
| | Устанавливать причинно-следственные связи
|
|
|
| Белка.
| Съедобные и ядовитые грибы.
|
| Жизнь белки.
| Выразительно читать.
|
|
|
| Слоны. Е. Благинина.
| |
| | Дифференцировать «ц»-«с» при чтении
|
|
|
| Цапля объясняет.
| |
| О ком читаешь.
| Выучить наизусть.
|
|
|
| Внеклассное чтение.
| |
| | |
|
|
| Гроза. А.Шибаев.
| Повторы.
|
| Что такое гроза.
| Описывать признаки грозы.
|
|
|
| Шишки у Мишки. Е.Петрищева.
| |
| | Правильно произносить «ш»
|
|
|
| Кто что заслужил.
| Заслуга, заслужил.
|
| Почему так назван рассказ
| При чтении дифференцировать «ж»-«ш»
|
|
|
| Три сестры.
| Осколки.
|
| Какую помощь могут оказать дети
| Объяснять причинно-следственные связи
|
|
|
| Заяц и Белка. Н Сладков.
| Новость.
|
| | Читать по ролям.
|
|
|
| Вн. чтение.
| |
| | |
|
|
| Ёж. А. Толстой.
| Победил, храбрость, хвастовство
|
| Диких, домашних животных.
| Находить ответы в тексте.
|
|
|
| Зайчонок и осень. (Сказка)
| Перелётные птицы, времена года.
|
| Признаки осени.
| Находить ответы в тексте.
|
|
|
| Жалко птичек.
| Пичуги.
|
| Признаки зимы.
| Составлять рассказ по рисунку.
|
|
III четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение читать по слогам и целыми словами.
2. Расширять словарный запас учащихся.
3. Развивать умение составлять предложения по картинкам.
4. Развивать устную речь, уметь отвечать на вопросы к тексту.
5. Развивать память через упражнения по заучиванию наизусть стихов, загадок, поговорок.
Дата
| Часы
| Тема урока
| Словарная работа
| Индивидуальная работа
| Предполагаемый результат
| Формы
контроля
| Знать:
| Уметь:
|
|
| Внеклассное чтение. Загадки о зиме.
| |
| Признаки зимы.
| Находить признаки зимы, описанные с загадках.
| Опрос выученных загадок.
|
|
| Добрые слова. О. Дриз.
| Вежливые слова.
|
| Вежливые слова.
| Использовать по назначению вежливые слова.
|
|
|
| Доброго пути. А. Кондратьев.
| В добрый путь.
|
| Вежливые слова.
| Использовать по назначению вежливые слова.
|
|
|
| А что ещё? А. Шибаев.
| |
| | Работать с картинкой.
|
|
|
| Два хвостика. А. Шибаев.
| |
| Различие букв «и» - «й».
| На вопросы отвечать словами из текста. Читать по ролям.
|
|
|
| Одна буква. А. Шибаев.
| |
| Роль буквы в слове.
| Правильно читать, без искажений.
|
|
|
| Внеклассное чтение. Чтение произведений о детях.
| Поступок.
|
| | |
|
|
| Буква заблудилась. А. Шибаев.
| |
| Восклицательные, вопросительные предложения.
| Находить различие в словах. Выразительно читать.
|
|
|
| Отец и мать. Г. Юдин.
| Заботливые родители.
|
| Чтение слов с «ь» знаком.
| Пересказывать сказку.
|
|
|
| Ласточка примчалась. А. Майков.
| Весенние месяцы.
|
| Признаки весны.
| Находить признаки весны, описанные в стих-и.
|
|
|
| Крошка-воин. Шутка.
| Рассказ-шутка.
|
| | Отвечать на вопросы к тексту.
|
|
|
| Шутка.
| |
| Наизусть.
| Читать слова с «ъ» знаком.
| Наизусть
|
|
| Первая рыбка. Е Пермяк.
| Котелок, дружная семья, навар.
|
| | Отвечать на вопросы к тексту. Составлять рассказ по картинке.
|
|
|
| Внеклассное чтение. Чтение произведений о матерях.
| |
| Наизусть стих. о маме
| Составлять рассказ о маме
| Наизусть
|
|
| Ветхая избушка. А. Блок.
| Ветхая избушка, резвая игра.
|
| Признаки весны.
| Находить признаки весны на картинке.
|
|
|
| Кошкин щенок. В. Берестов.
| Приёмный сын, чистоплотное.
|
| Жизнь домашних животных.
| Читать по слогам и целыми словами.
|
|
|
| Зайчик Н. Горелова.
| Трусливый, смелый, солнечный.
|
| Наизусть.
| Объяснять значения слов.
|
|
|
| Кот-мечтатель.
| Мечтатель.
|
| | Составлять рассказ о коте.
|
|
|
| Почему кот моется после еды. Сказка.
| Позавтракаю, рассердился, простодушный.
|
| Жизнь, повадки птиц и домашних животных.
| Подбирать прилагательные к данному существительному.
|
|
|
| Внеклассное чтение. Стихи о весне.
| Весенние месяцы.
|
| Признаки весны.
| |
|
|
| Жеребёнок. С. Чёрный.
| Названия детёнышей.
|
| Животных и их детёнышей.
| Описывать животное.
|
|
|
| Как малышу маму нашли. В. Орлов.
| Названия детёнышей.
|
| Животных и их детёнышей.
| Отвечать словами текста.
|
|
|
| Белка и Медведь. Н. Сладков.
| |
| Жизнь и повадки диких животных.
| Читать по ролям.
|
|
|
| Тошкины сны. Е. Чарушин.
| Клички животных.
|
| Жизнь, повадки домашних животных.
| Соотносить существительные и прилагательные.
|
|
|
| Внеклассное чтение. Чтение произведений о честности.
| |
| | |
|
|
| Кто первый.
| Первый – последний.
|
| Первый – последний.
| |
|
IV четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение читать по слогам, переходя к чтению целыми словами.
2. Развивать умение внимательно слушать небольшие тексты и отвечать на вопросы по содержанию.
3. Продолжить работу по развитию речи: умению строить красивые предложения.
4. Воспитывать интерес к чтению, любознательность.
Дата
| Часы
| Тема урока
| Словарная работа
| Индивидуальная работа
| Предполагаемый результат
| Формы
контроля
| Знать:
| Уметь:
|
|
| Как Маша стала большой. Е. Пермяк.
| Перепробывала, подшучивали, примеряла.
|
| | Отвечать на вопросы по содержанию. Понимать смысл подтекста.
|
|
|
| Сила – не право. К. Ушинский.
| Выхватил, поскакал, показалось. Право.
|
| Права и обязанности учащихся.
| Объяснять главную мысль рассказа.
|
|
|
| Пузырь, Соломинка и Лапоть. (Сказка)
| Переплывем, перетянемся, переломилась.
|
| | Объяснять, что изображено на картинке.
|
|
|
| Внеклассное чтение. «Всё наоборот» Забавные стихи.
| |
| | |
|
|
| Про нос и язык. По Е. Пермяку.
| Внученька, курносый.
|
| | Читать по ролям.
|
|
|
| Гусь и журавль. К. Ушинский.
| Разговаривает, удивительная, послушал.
|
| Название нескольких птиц.
| Объяснять пословицу.
|
|
|
| Инсценирование сказки «Гусь и журавль»
| |
| Внешний вид птиц.
| Выражать своё отношение к героям сказки.
|
|
|
| Жадина. Я. Аким.
| Жадина, приглашу, приятель, не назовёшь.
|
| | Выразительно читать стих.
|
|
|
| Дразнилка.
| Замарашка, ссадины, ладошки, картошка, морковь, взойдёт.
|
| | Выразительно читать стих.
|
|
|
| Медвежата. Г. Снегирёв.
| Медвежата, родились, берлога, вылезли, увидели, солнышко, медведица.
|
| Жизнь животных весной.
| Находить признаки весны, описанные в тексте. Отвечать на вопросы по содержанию
|
|
|
| Апрельский дождь.
С. Погореловский.
| Дождик, дорожки, калитка, деревья.
|
| Весенние месяцы.
| Выучить наизусть.
| Наизусть.
|
|
| Внеклассное чтение. «Хочу попрыгать, поиграть» Рассказы о играх и игрушках.
| |
| | |
|
|
| Кораблик. В. Сутеев.
| Купаться, прыгнул, засмеялся, не захлебнулся, скорлупку, столкнули.
|
| Особенности жизни животных.
| Работать с картинкой, отвечать на вопросы, внимательно читать.
|
|
|
| Для чего руки нужны.
| Дедушка, разговаривали, правильно, держится.
|
| Профессии людей.
| |
|
|
| Серёжа и гвозди. В.Берестов.
| Покраснев, гвозди, извиваются, издеваются, не вбиваются.
|
| Правила обращения с острыми предметами.
| Устанавливать причинно-следственные связи.
|
|
|
| Нужный гвоздь. С. Баруздин.
| Пожалуйста, собралась, по очереди, понабивал, кастрюлька.
|
| Названия инструментов.
| Отвечать на вопросы по содержанию.
|
|
|
| Внеклассное чтение. Рассказы о детях.
| |
| | |
|
|
| Нужный гвоздь. С. Баруздин.
| |
| Полезные поступки.
| Кратно передавать содержание, выразительно читать.
|
|
|
| Торопливый ножик. Е Пермяк.
| Строгал, некрасивая, терпение, осторожно, слушаться.
|
| | Передавать смысл своими словами.
|
|
|
| Что такое хорошо и что такое плохо. В. Маяковский.
| Крошка, секрет, прогулка, рожица, поступает, радостный.
|
| Поступки.
| Выучить отрывок наизусть.
| Наизусть.
|
|
| Внеклассное чтение. «Что читать летом»
| |
| | |
|
Тематическое планирование по развитию устной речи
2 класс (VIII вид)
1 час в неделю
Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида.
Москва. «Просвещение» 2006
Под редакцией В.В. Воронковой
2010- 2011 уч. год
Учитель: Л.Е. Лебедева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2006. Под редакцией В.В. Воронковой.
Количество часов по программе С(К)ОУ VIII вида соответствует количеству часов в учебном плане.
Учебник: Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс. Москва: АРКТИ, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
|