Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по развитию устной речи
(ознакомление с окружающим миром)
К концу 2 класса (VIII вид) учащиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленные вопросы; составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов и их частей; обобщающие названия групп предметов.
I четверть Основные цели и задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о летних и осенних явлениях в природе. 2. Учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев, созревание плодов и т.п. 3. Расширить представления детей об овощах и фруктах, их значении для человека. 4. Развивать речь на примере составления описательного рассказа. 5. Формировать приёмы таких умственных действий, как сравнение и обобщение. 6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память. 7. Воспитывать мотивацию к учению.
II четверть Основные цели и задачи: 1. Развивать умение наблюдать за изменениями в природе. 2. Уточнить и расширить представления учащихся об одежде и обуви. Формировать умение выбирать одежду и обувь по сезону и роду деятельности. 3. Познакомить с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников. 3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на речевой опыт учащихся. 4. Развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения. 5. Воспитывать бережное отношение к вещам.
III четверть Основные цели и задачи: 1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями в разные времена года. 2. Уточнить и систематизировать знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях животных, птиц, насекомых. 3. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения на примере сравнения отдельных животных. 3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на речевой опыт учащихся. 4. Развивать наблюдательность и связную речь. 5. Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.
IV четверть Основные цели и задачи: 1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями весной. 2. Расширить представления об основных органах растений. Познакомить с группами «комнатные растения», «раннецветущие растения». 3. Закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения, связанных с охраной здоровья человека. 3. Обогащать словарный запас. Развивать связанную речь учащихся на основе составления рассказов на заданную тему. 4. Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. 5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.
Тематическое планирование по трудовому обучению 2 класс (VIII вид) 2 часа в неделю Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2006 Под редакцией В.В. Воронковой
2010- 2011 уч. год Учитель: Лебедева Л.Е.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. Предусмотрены следующие виды труда: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами; работа с проволокой и металлоконструктором.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний. Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Первая четверть. Умения.
Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно. Сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя и самостоятельно. Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно (для однотипных изделий). Выполнение первого изделия каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальных изделий — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при изготовлении изделия. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. Употребление в речи технической терминологии. Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя. Пространственная ориентировка, умение на глаз и с помощью линейки определить высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние прямоугольных геометрических тел (кубик, брусок). Умение указать положение ближе — дальше, а также положения, усвоенные в 1 классе. Самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: высокий — низкий, широкий — узкий, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: впереди — сзади, справа — слева, рядом.
В т о р а я ч е т в е р т ь. Умения. Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией частично с помощью учителя и самостоятельно. Составление плана работы над несложным изделием самостоятельно, над сложным — по вопросам учителя. Самостоятельное изготовление несложных изделий, сложных (объемные елочные украшения) — частично с помощью учителя. Умение придерживаться планирования при выполнении изделия. Умение осуществлять контроль действий в ходе работы частично с помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе по операциям. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние геометрических тел. Умение указать положения: напротив, один над или под другим. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: больше — меньше, выше — ниже, шире — уже, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: около, между, сверху — снизу.
Третья четверть. Умения. Ориентировка в задании самостоятельно и с частичной помощью учителя. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы над новым видом изделия по частичным вопросам учителя, для однотипных изделий — самостоятельно. Выполнение первого изделия нового вида работ с помощью учителя, однотипных и ранее выполняемых — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при выполнении задания, осуществлять необходимые контрольные действия. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Пространственная ориентировка: закрепление умений, слов и фраз, указанных во второй четверти.
Четвертая четверть. Умения.
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельное составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке. Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий — короче, длинный — длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко — далеко. Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке. Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа — слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела. I четверть Основные цели и задачи: 1. Дать представление о свойствах различных материалов, встречающихся в природе. Рассказать о способах подготовки его к работе. 2. Учить выбирать нужный материал для изготовления определённой поделки. 3. Формировать умение работать по образцу. 4. Развивать у детей мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление. 5. Воспитывать бережное чувство к природе.
II четверть Основные цели и задачи: 1. Учить ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией с помощью учителя и самостоятельно. 2. Учить использовать трафареты, рационально размещать их на бумаге. 3. Формировать умение работать по образцу, самостоятельно и в парах. 4. Развивать устную речь, употребляя слова, обозначающие пространственные признаки предметов. 5. Воспитывать аккуратность.
III четверть Основные цели и задачи: 1. Учить соблюдать пропорции в изделии и между деталями изделия. 2. Учить расчленять формы изображения на простые геометрические фигуры. 3. Обрабатывать пластилиновые изделия руками и стекой и соединять их в одно целое способом примазывания. 4. Развивать умение составлять выкройку по заданным размерам под руководством учителя. 5. Развивать пространственные отношения при работе с линейкой. 6. Воспитывать усидчивость.
IV четверть Основные цели и задачи: 1. Учить соблюдать правильное расположение деталей при выполнении объемных работ. 2. Учить сравнивать образец с натуральным объектом. 3. Развивать умение работать по плану и отсчитываться по проделанной работе. 4. Развивать речь, употребляя слова, обозначающие пространственные признаки предметов. 5. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
|