Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации
Трудовая деятельность представляет собой одну из тех областей, где наи-более отчетливо проявляются особенности правового статуса иностранных гра-ждан при реализации ими конституционных прав. Правовое регулирование ре-ализации иностранными гражданами права на труд в настоящее время приоб-рело особую актуальность в связи с активизацией миграционных процессов, происходящих как в целом во всем мире, так и на территории бывшего Совет- ского Союза. Только за последние годы приток вынужденных мигрантов в Рос- сию составил около миллиона человек. Одним из основных законов РФ, который регулирует данные правоотно- шение, является ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, согласно статье 2 настоящего ФЗ физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства, является иностранным гражданином.При этом особо указано, что в целях данного Закона понятие «иностранный гражданин» вклю- чает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда за- коном для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан[1]. Поэтому для целей настоящей работы термины иностранный гражданин, иностранец далее будут использоваться применительно и к лицу без гражданст- ва. Если же между указанными лицами при осуществлении ими трудовой дея- тельности в РФ будут иметь место какие-либо отличия в их правовом положе- нии, то данное обстоятельство будет обязательно принято во внимание. Хоте- лось бы также обратить внимание на то, что используемый по тексту настоящей работы термин «иностранец» рассматривается в качестве категории, объединя- ющей термины «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»[2]. Особенности трудоправовой деятельности иностранных граждан, прибы-вших в РФ в порядке, не требующем получения визы, регулируются статьей 18.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также Поста- новлением Правительства РФ «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении использовании для осуществления трудовой деятельности инос- транных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы» от 23.12.2006 N 798. Для более полного регулирования вопросов регистрации и учета иност- ранных граждан законодатель принял отдельный ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18.07.2006 N 109-ФЗ, в котором нашли отражение изъятые из ФЗ «О правовом положении иностран- ных граждан в РФ» нормы о порядке регистрации и миграционного учета инос- транных граждан[3]. Согласно со статьей 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», с иностранным гражданином в РФ могут быть оформлены трудовые от- ношения, если он въехал в РФ и пребывает на ее территории, на законных осно- ваниях, то есть имеет действительные разрешительные документы, предусмот- ренные законодательством или международным договором РФ, соответствую- щие его правовому статусу и подтверждающие его право на пребывание и трудовую деятельность в РФ. ФЗ «О правовом положении иностранных граж- дан в РФ» устанавливает определенные группы иностранных граждан в соот- ветствии с режимом их законного нахождения в РФ: 1.постоянно проживающие; 2.временно проживающие; 3. временно пребывающие. Статус иностранных граждан пребывающих в РФ, находится под прис- тальным вниманием РФ. В зависимости от режима нахождения иностранных граждан на территории РФ во многом зависит их право на осуществление тру- довой деятельности в России. Наиболее распространенной категорией инос- транных граждан, находящихся на территории РФ, являются временно пребы- вающие иностранные граждане. Согласно ФЗ «О правовом положении инос- транных граждан в РФ» временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы[4]. В соответствии с ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в РФ» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Под местом пребывания иностранного гражданина понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит пос- тановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном ФЗ «О мигра- ционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»[5]. Следует обратить внимание наряд общих моментов, определяющих осо- бенность трудоправового статуса иностранных граждан, временно пребываю- щих на территории РФ с целью осуществления трудовой деятельности: 1.Цель фактической деятельности иностранных граждан в РФ должна со- ответствовать цели их въезда в Россию, заявленной при получении визы или при пересечении государственной границы который указан в миграционной карте см: (приложение 1). 2.Работодатель, желающий привлечь к трудовой деятельности инос- транных граждан, должен в установленном порядке получить от уполномочен- ного органа субъекта РФ подтверждение о возможности полного или частично- го удовлетворения его заявки на привлечение иностранной рабочей силы; 3.Заключение трудовых отношений с работодателем, заказчиком работ (услуг) осуществляется на основании требований миграционного и трудового законодательства; 4.Работодатель, в случае привлечения к работе граждан государств, с ко- торыми у России действует визовой режим взаимных поездок, должен заблаго- временно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников и оформить каждому потенциальному иностранному работнику персональное приглашение на въезд в РФ; 5.Иностранный гражданин для осуществления трудовой деятельности на законных основаниях должен иметь разрешение на работу см: (приложение 2). 6.Трудовые отношения с временно пребывающими в РФ иностранными гражданами носят срочный характер и должны, соответственно, оформляться срочным трудовым договором см: (приложение 3). 7.Состояние здоровья привлекаемого к трудовой деятельности иностран- ного гражданина должно отвечать требованиям, установленным российским законодательством то есть соответствующие медицинские справки подтверж- дающие отсутствии у иностранного работника заболеваний указанных в поста- новлении Правительства РФ «О перечне инфекционных заболеваний, представ- ляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностран- ным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, разрешения работу в РФ см: (приложение 4). Согласно статье 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотрен- ных этим законом. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражда- нина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым законом. Иностранные граждане данной категории, прибывшие в РФ с целью осу- ществления трудовой деятельности и вставшие на миграционный учет в соот- ветствующем территориальном органе ФМС России, могут обратиться в мигра- ционный орган за разрешением на работу, срок действия которого не может превышать разрешенного срока временного пребывания. В течение указанного срока иностранный гражданин, прибывший в РФ в безвизовом порядке, вправе подыскивать устраивающее его место работы, а в случае отрицательного результата – обязан выехать из РФ. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в случае заключения иностранным гражданином трудового или гражданско-пра- вового договора между с работодателем срок его временного пребывания в РФ может быть продлен на срок действия заключенного договора, исчисля- емый со дня въезда иностранца в РФ, но не более чем на 1 год. Указанное ограничение срока временного пребывания не распространяет- ся на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой дея- тельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на ино- странных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 указанного закона и с частью 2 статьи 16 ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ[6]. Положения бланка разрешения на работу, не позволяющей вносить в него изменения, продление срока действия разрешения на работу осуществляется путем выдачи иностранному гражданину нового бланка разрешения на рабо- ту. В квоте выдачи разрешений на работу учитывается только первый, 90-днев- ный, бланк разрешения. В соответствии с Приказом ФМС России «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разре- шения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражда- нину или лицу без гражданства» от 25.12.2006 г. № 370 в бланк разрешения на работу при его продлении в установленном законом порядке вносятся реквиз- иты работодателя, с которым иностранный гражданин заключил трудовой договор[7]. Согласно Приказу ФМС России «О некоторых вопросах выдачи разре- шений на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не тре- бующем получения визы» от 26. 02. 2009г.№ 36[8] дополнительно указывается, что при выдаче разрешений на работу иностранным гражданам территори- альные органы должны руководствоваться, в том числе, положениями пунктов 1 и 5 статьи 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных нас- тоящим ФЗ. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, при- бывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудо- вой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоя- щего ФЗ, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Пунктами 45, 46 и 136.7 Административного регламента предоставления ФМС России, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляю щими переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным аген- тством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о прив- лечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привле- чение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам определено, что выдача иностранному гражданину разрешения на работу рассматривается как юридически значимое действие и за его совершение взимается государственная пошлина[9]. Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, на территории России правила, установленные данным Кодексом, законами, ины- ми нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международ- ных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотре- но федеральным законом или международным договором РФ[10]. Таким образом, согласно положениям данной статьи, иностранные граж- дане в период пребывания в РФ вправе осуществлять трудовую деятельность на основании заключения трудового договора либо гражданско-правового догово- ра на выполнение работ (оказание услуг). В ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» отсутствуют ограничения в отношении трудовых отношений с участием иностранцев в ка- кой-либо определенной отрасли экономики. Поэтому законодательство допус- кает, что иностранные граждане могут заниматься в РФ и другими видами дея- тельности, как предусмотренными в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», так и осуществляемыми на основе норм других федеральных законов, что подтверждается статьей 2 Закона о занятости. Данная норма закона разрешает иностранным гражданам заниматься различными видами деятель- ности, выполнение которых позволяет считать этих граждан занятыми трудо- вой деятельностью. В соответствии со статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранные граждане вправе свободно распоря- жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профес- сию, а также свободно использовать свои способности и имущество в целях предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической дея- тельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ. Например, в соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные граждане могут на условиях, установленных данным законом, осуществлять инвестиции на территории РФ, получать доходы и прибыль от предпринимательской деятельности в РФ[11]. Вместе с тем, анализ содержания ст. 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» показывает, что она не определяет отношения к перечисленным в ней видам трудовой профес- сиональной деятельности, как это указывается в ее названии, а на самом деле устанавливает запрет на занятие иностранными гражданами отдельных долж- ностей и занятие определенными видами трудовой деятельности. Кроме того, Правительство России запретило иностранцам в 2011 году за- ниматься розничной торговлей в палатках, на рынках и прочей розничной тор- говлей вне магазинов, а также продавать алкогольные напитки, включая пиво и фармацевтические товары. В соответствии с этим документом, на 2011 год ус- танавливается допустимая доля иностранных работников в розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, «в размере 0% общей численности ра- ботников, используемых указанными субъектами»[12]. Иностранцам запрещается поступать на муниципальную службу, заме- щать должности в составе судовых экипажей, быть членом экипажа военного корабля или другого судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспече- нием безопасности, заниматься иной деятельностью и замещать иные должнос- ти, допуск к которым ограничен федеральным законом. Надо заметить, что ог- раничение на занятие должности в составе экипажа торговых судов расходится с нормой Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 г. №81-ФЗ[13]. Статья 56 Кодекса разрешает принимать в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ кроме граждан РФ иностранных граждан. В то же самое время они не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника, механика и радиоспециалиста. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на основании трудового договора[14]: В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ, ко- торой определяется сфера действия норм трудового права, и распространяются на иностранных граждан нормы трудового законодательства, иностранные гра- ждане могут осуществлять трудовую деятельность в РФ на основании трудово- го договора. Согласно указанной статьи Трудового Кодекса РФ, на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содер- жащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, международных организаций и иностранных юри- дических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ[15]. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на основании гражданско-правовых договоров: Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на ос- новании гражданско-правового договора на выполнение работ регулируется соответствующими нормами гражданского законодательства РФ, среди кото- рых особое место занимает Гражданский кодекс РФ. Вид гражданско-правового договора зависит от характера и специфики выполняемых работ (оказываемых услуг). В соответствии с законодательством РФ иностранные граждане вправе заключать гражданско-правовые договоры, связанные с трудовой деятельностью на территории РФ, предусмотренные фед- еральными законами, иными нормативными правовыми актами и договорен- ностью сторон. Согласно статье 23 Гражданского Кодекса РФ иностранный гражданин может быть зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального пре- дпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без обра- зования юридического лица[16].
|