Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации






Согласно пункту 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В свою очередь, инос- транный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако прежде чем получить указанные разрешения, работодатель и заказчик работ (услуг) должны получить заключе- ние о привлечении и об использовании иностранных работников[25].

Работодатель и заказчик работ (услуг), получивший разрешение на прив- лечение и использование иностранной рабочей силы, может привлекать инос- транных работников только на той территории, той численности и профес- сионального состава, страны происхождения или обычного проживания, и на тот срок, которые указаны в разрешении. Для получения заключения о целесо- образности привлечения и использования иностранных работников работода- тель подает заявление о выдаче заключения на привлечение и использование иностранных работников в Центр занятости по месту предполагаемого привле- чения и использования иностранных работников. Одновременно с заявлением в Центр занятости подаются следующие документы:

1. Копии свидетельства о регистрации — для юридического лица.

2. Копии свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и до- кумент, удостоверяющий его личность, — для физического лица.

В соответствии с пунктами 3 - 4 статьи 18 ФЗ «О правовом положении иностранных в РФ»:

1.Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта РФ;

2.Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается федеральным органом исполнительнойвласти в сфере миграции при наличии заключения федераль- ного органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта[26].

Наличие потребности в привлечении иностранцев на работу в России ре- гулируется посредством ежегодного формирования и утверждения квот на вы- дачу приглашений на въезд в РФ и разрешений на работу.

Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специаль- ности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Важно отметить, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке госу- дарственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норма- тивному правовому регулированию в сфере социально-экономического разви- тия и торговли вправе утвердить перечень профессий (специальностей, долж- ностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоус- траивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которые квоты не будут распространяться.

Механизм распределение квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу разработан в ненадлежащем образе, без учета реальных потребностей субъектов РФ. В 2007 году в Москве работало 35% всех неле- гальных мигрантов РФ или 73% иностранных граждан, трудоустроившихся в Центральном федеральном округе[27].

Предложения органов государственной власти субъектов РФ в отноше- нии величины потребности в привлекаемых иностранных работниках формиру- ются с учетом соблюдения принципа приоритетного использования националь- ных трудовых ресурсов, а также текущей и прогнозируемой ситуации на наци- ональном рынке труда.

Порядок определения исполнительными органами государственной влас- ти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников и фор- мирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой дея- тельности в РФ, утвержден постановлением Правительства РФ «О порядке оп- ределения исполнительными органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ» от 22.12.2006 г. №783[28].

Согласно пункту 12 указанного Порядка территориальные органы обяза- ны рассматривать заявки работодателей, с учетом имеющейся в этих органах следующей информации:

1.Использование в предыдущем и текущем годах установленных квот и соблюдение допустимой доли иностранных работников, используемых в раз- личных отраслях экономики хозяйствующими субъектами;

2.Допущенные работодателями нарушения порядка привлечения инос- транных работников и их устранение;

3.Страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.

Необходимо также добавить в этот список оценочный параметр, которым является уровень нелегальной миграции, так как суммарное количество легаль- ных и нелегальных иностранных работников дает возможность определить ре- альную величину потребности в иностранных работниках в субъекте РФ. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осу- ществления трудовой деятельности, утверждаемая Правительством РФ на каж-дый год в целом по стране, затем распределяется по субъектам РФ на основа- нии предложений органов государственной власти субъектов РФ.Общие подхо- ды к привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы:

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении инос- транных граждан в РФ», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разре- шения на привлечение и использование последних.

В свою очередь, иностранный работник имеет право осуществлять трудо- вую деятельность только при наличии разрешения на работу см: (приложение № 2). При этом согласно пункту 9 статьи 13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности инос- транных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъ- екте РФ. Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены прика- зом ФМС России «О формах и порядке уведомления ФМС об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» от 28.06.2010 г. № 147[29].

Срок подачи такого уведомления в территориальный орган ФМС России и службы занятости населения субъекта РФ по месту нахождения организации не должен превышать 3-х рабочих дней с даты заключения трудового или граж- данско-правового договора. Разрешительный порядок в сфере трудоустройства не касается иностранцев, на законном основании постоянно проживающих на территории РФ. То есть указанные лица могут работать в РФ без получения каких-либо дополнительных разрешений, заключая различные виды договоров о труде. Конечно, должны учитываться особенности их правового статуса при осуществлении отдельных видов трудовой деятельности[30].

Обязательный порядок получения разрешений на работу и разрешений на привлечение и использование иностранных не применяется к ряду категорий иностранцев. В пункте 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», кроме иностранных граждан, которые постоянно проживают в РФ или являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживаю- щих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ, перечислены также и другие категории иностранных граждан, в отношении ко- торых указанный разрешительный порядок не применяется.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на освобождение ряда категорий иностранцев от получения разрешения на работу, работодатели, тем не менее, обязаны при привлечении иностранных граждан, въехавших в РФ в порядке, требующем получения визы, получать разрешение на привлечение и исполь- зование иностранных работников. Данное правило в соответствии с междуна- родными нормативными правовыми актами и соблюдением принципа взаим- ности не применяется в отношении сотрудников дипломатических предста- вительств, консульских учреждений иностранных государств РФ, междуна- родных организаций, аккредитованных в РФ иностранных работников инос- транных СМИ. Следовательно, для привлечения и использования остальных, не входящих в указанный перечень, категорий иностранных РФ в порядке, тре- бующем получения визы, работодателю необходимо в установлен- ном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане могут осуществлять профессиональную деятель- ность в представительстве иностранного СМИ в РФ при условии соблюдения правил аккредитации и пребывания на территории РФ, утвержденных Поста- новлением Правительства РФ «Об утверждении Правил аккредитации и пребы- вания корреспондентов иностранных средств массовой информации на терри- тории РФ» от 13.09.1994 г. №1055[31].

Дополнительно необходимо отметить, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории РФ в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим- пийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются отдельным ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий- ских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горнокли- матического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ[32].

В свою очередь, особенности осуществления трудовой деятельности инос- транными гражданами на территории РФ в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран –участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Влади- востоке определяются ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономи- ческое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как цен- тра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.05.2009 г. № 93-ФЗ[33].

Порядок получения разрешений на привлечение и использование инос- транных работников:

Основанием для оформления и выдачи разрешения на привлечение и ис- пользование иностранных работников является обращение работодателя, заказ- чика работ (услуг) в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом. В случае отказа в предоставлении государственной услуги представленные документы возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) и ему разъясняются при- чины и основания отказа, оформляется решение в письменной форме, которое выдается на руки работодателю, заказчику работ (услуг).

Срок оформления и выдачи ФМС России и ее территориальными органа ми разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных ра- ботников не должен превышать 30 дней со дня приема документов. Выдача ра- ботодателям, заказчикам работ (услуг) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, требующем получения визы.

Для получения разрешения на работу иностранным гражданам, работо- датель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в территориаль- ный орган ФМС России документы, установленные Административным регла- ментом[34].

В случае выявления оснований для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации данного решения работодателю, заказчику работ (услуг) должно быть направ- лено письменное уведомление с изложением причины отказа.

Выдача иностранным гражданам разрешения на работу, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы:

Для получения разрешения на работу иностранным гражданам инос- транный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения ви- зы, представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный ор- ган документы, установленные Административным регламентом.

Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных инос- транным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы или представителем уполномоченной им по доверенности организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных граж- дан в РФ, либо лицом, выступающим в соответствии с гражданским законода- тельством РФ в качестве представителя данного иностранного гражданина, яв- ляется их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 13.1 ФЗ «О правовом положении инос- транных в РФ» территориальный орган ФМС России не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в РФ в поряд- ке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на рабо- ту обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого РФ в этом качестве. В случае выявления оснований для отказа в выдаче разре- шения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации решения об отказе должно быть направлено письменное уведомление с изложе- нием причины отказа. Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок, и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера, являющейся документом строгой отчетности, фор- ма которого утверждается ФМС России.

За выдачу иностранцу разрешения на работу взимается государственная пошлина. В соответствии с изменениями в Налоговый РФ, внесенными ФЗ от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ, с 29 января 2010 г. ее величина составляет 2000 рублей. Повышена также величина госпошлины при оформлении разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В этом случае рабо- тодателю придется уплачивать 6000 руб. за каждого привлекаемого иностран- ного работника.

Основания для приостановления действия выданного разрешения на прив- лечение и использование иностранных работников и аннулирования разреше-

на работу:

ФМС России или ее территориальный орган вправе приостановить дейст- вие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в случае выявления нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг) норм миграционного законодательства, до устранения им в установленный срок до- пущенных нарушений. Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если ра- ботодатель:

1.Не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;

2.Не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган Федеральной миграционной службы России о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

3.Не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту сво- его учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пре- бывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;

4.Не направил в 3-дневный срок в территориальный орган ФМС России информацию о нарушении иностранным работником условий трудового дого- вора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание ус- луг), а также о досрочном расторжении договора;

5.Не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган ФМС России, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведаю- щий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работ- ником места работы или места пребывания;

6.Не обеспечил соблюдение гарантий материального, медицинского и жи- лищного обеспечения иностранному гражданину.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и ис- пользование иностранных работников производится на основании решения ФМС России или ее территориального органа, оформленного в соответствии с приложением № 11 к Административному регламенту, с указанием вида нару- шения и срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:

1.подачи работодателем соответствующего заявления;

2.ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуаль- ного предпринимателя;

3.выявления факта представления работодателем недостоверных сведе- ний при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использо- вание иностранных работников;

4.использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) РФ, в котором ему разрешено их привлекать;

5.не устранения работодателем допущенных нарушений в предписанный срок.

В ходе исследования были выявлены некоторые проблемы. В настоящее время в РФ отсутствует правовой механизм, позволяющий работодателям — физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, ис- пользовать труд иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы. Представляется, что работодатели физические лица, не явля- ющиеся индивидуальными предпринимателями, могли бы использовать труд указанной категории лиц. Для этого органам Минздравсоцразвития России не- обходимо разработать списки соответствующих профессий. Следует отметить, что в случае использования труда иностранных граждан работодателями физи-

ческими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, они должны соблюдать все законодательные требования, касающиеся привлечения иностранной рабочей силы, существующие для иных категорий работодателей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал