Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников






Конституцией РФ (ст. 37) закреплено право каждого, распоряжаться свои- ми способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Общеизвестно, что субъект права - это лицо, признанное по закону спо- собным вступить в правоотношение и приобретать права и обязанности. Это признание связано с такими качествами, присущими лицу, как правоспособ- ность и дееспособность[47].

Исследование особенностей трудоправового положения иностранных граж-

дан в РФ невозможно без изучения особенностей трудовой правосубъектности иностранных граждан.

Однако, к сожалению, до настоящего времени в науке трудового права России не было уделено достаточно внимания проблеме определения содержа- ния и характерных черт трудовой правосубъектности иностранных граждан.Хо- тя, в целях совершенствования законодательства, регулирующего труд данной категории лиц, правильное понимание особенностей содержания и специфики трудовой правосубъектности иностранных граждан, безусловно, необходимо.

О. Б. Зайцева в своей монографии, посвященной анализу трудовой право- субъектности, справедливо подчеркивает, что «правовой статус индивида, не-

сомненно, одна из важнейших политико-юридических категорий».

Однако, для целей данной работы необходимо проанализировать именно трудоправовой статус, и именно, иностранных граждан. Взгляды российских ученых на содержание трудоправового статуса расходятся. Так, О. В. Смир- нов[48]в содержание трудоправового статуса включают следующие элементы: трудовую право- и дееспособность субъекта (правосубъектность); закреплен- ные за ним законодательством трудовые права и обязанности; гарантии этих прав и обязанностей; ответственность за надлежащее исполнение возложенных на субъекта обязанностей.Л. А. Сыроватская, напротив, включала содержание трудоправового статуса лишь трудовую праводееспособность, а также права и обязанности субъекта[49].

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что все ученые едины во мнении, что правосубъектность является неотъемлемой характеристикой трудоправо- вого статуса индивида. Так, О. Б. Зайцева рассматривает трудовую правосубъ- ектность как основной элемент трудоправового статуса индивида[50]. В. Н. Ско- белкин отмечал что «наиболее важным свойством, характеризующим субъектов правоотношений, является правоспособность и юридическая дееспособность»[51].

На основании изложенного, необходимо проанализировать и выявить ха- рактерные особенности трудовой правосубъектности иностранного граждани- на, как основополагающие элементы его трудоправового статуса.

Для рассмотрения трудовой правосубъектности иностранных граждан, прежде всего, следует раскрыть понятие трудовой правосубъектности в общем виде. Понятие трудовой правосубъектности подробно исследовалось в работах многих видных советских и российских ученых, при этом, традиционно под трудовой правосубъектностью понимают сочетание трудовой правоспособнос- ти и трудовой дееспособности.

Н. Г. Александров определял правоспособность как «признаваемую госу- дарством возможность лица быть субъектом правовых отношений», которая «реализуется в конкретных правомочиях и обязанностях». Правоспособность, по мнению Б. К. Бегичева, есть способность обладать правами и обязанностями, которая является одним из непременных элементов, атрибутов трудовой право- субъектности[52].

Таким образом, под трудовой правоспособностью понимается возмож- ность лица иметь трудовые права и обязанности в соответствии с действую- щими нормативно-правовыми актами. Безусловно, данное определение не мо- жет являться полной и окончательной характеристикой трудовой правоспособ- ности, однако, позволяет выделить сущностные черты данного термина, в целях его дальнейшего изучения применительно к иностранным гражданам.

Термином «трудовая дееспособность» обозначается способность лица своими действиями реализовывать трудовые права и исполнять обязанности, а также нести ответственность.

Однако, трудовая дееспособность и трудовая правоспособность, имеют ха- рактерную особенность - они существуют в неразрывной связи друг с другом. Так Н. Г. Александров подчеркивал, что трудовая право- дееспособность (тру- довая правосубъектность) является «единым свойством»[53].

Данная ситуация возникает в силу того, что содержанием трудовой, как и любой другой, правосубъектности является реализация прав и обязанностей, но реализация трудовых прав и исполнение трудовых обязанностей могут осущес- твляться только работником лично (трудовые обязанности, как отметил Н. Г. Александров, нельзя выполнять через представителя). В силу чего трудовая право- и дееспособность наступают одновременно.

Б. К. Бегичев, однако, полагал возможным обособление трудовой дееспо- собности[54], но для данной работы трудовая право- и дееспособность будут рас- сматриваться в неразрывном единстве, в качестве трудовой правосубъектности. Возможность осуществления трудовых прав и исполнения трудовых обязаннос- тей связывается законодательством с достижением определенного возраста, а также состоянием здоровья[55].

Таким образом, на основе изложенного можно сделать вывод о том, что под трудовой правосубъектностью возможно понимать совокупность прав и обязанностей, а также меру ответственности, которую имеет и может реализо- вывать субъект трудовых правоотношений в соответствии с законодательством, при том условии, что субъект достиг определенного законом возраста и по сос- тоянию здоровья способен к осуществлению трудовой деятельности.

Наряду с общей трудовой правосубъектностью в науке также выделяется и специальная трудовая правосубъектность. Например, Е. Б. Хохлов считает, что лицо обладает специальной трудовой правосубъектностью, если «имеет оп- ределенную специфику в своей способности либо к правообладанию, либо к со- вершению юридически значимых действий или в своей деликтоспособности[56]. Опираясь на данное определение, Е. Б. Хохлов относит к лицам, наделенным специальной трудовой правосубъектностью как несовершеннолетних, так и го- сударственных служащих.

Однако, данная позиция представляется не вполне обоснованной, посколь- ку, любое лицо, которое просто имеет какую-либо специфику в своей трудовой правосубъектности не может рассматриваться как лицо со специальной трудо- вой правосубъектностью. К лицам, обладающим специальной трудовой право- субъектностью, могут относиться лишь лица, на которые государством возло- жены дополнительные обязанности и ограничения и к которым предъявляются дополнительные требования, связанные с реализацией ими трудовых прав и ис- полнением трудовых обязанностей[57].

Основываясь на изложенном, можно сделать вывод о том, что иностран- ные граждане обладают специальной трудовой правосубъектностью.

Безусловно, реализация трудовой правосубъектности иностранных граж- дан в РФуже исследовались в диссертационных работах А. С. Коротаева, Ю. В. Жильцовой, М. А. Андриановой, Б. А. Асрияна и др., но в данных работах в большей или меньшей степени исследовались лишь права, обязанности и огра- ничения, связанные с осуществлением трудовой деятельности иностранных гр- аждан на территории РФ.

Однако, необходимо рассмотреть совокупность прав, обязанностей и ог- раничений, применимых к иностранным гражданам, именно как совокупность особенностей содержания специальной трудовой правосубъектности иностран- ных граждан.

Необходимо отметить, что правосубъектность иностранных граждан дос- таточно подробно исследована в монографии Ю.В. Репниковой и В. Н. Цируль- никова «Осуществление правоспособности иностранными гражданами»[58].

Авторы обоснованно приходят к выводу о том, что одним из основопола- гающих признаков физического лица, определяющих его юридическую сущ- ность, является наличие правового статуса гражданина или не гражданина, а также дают характеристику право- и дееспособности.

Однако, к сожалению, авторы высказывают несколько позиций, которые представляются не вполне приемлемыми.

Так, авторы утверждают, что дееспособность «важна исключительно для гражданских правоотношений, которые возникают по воле ее обладателя». Кро- ме того, анализируя статью 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граж- дан в РФ», «Основы правового положения иностранных граждан в РФ», в кото- рых говорится о пользовании иностранными гражданами правоспособностью, авторы, опираясь на статью 1196 Гражданского кодекса РФ «Право, подлежа- щее применению при определении гражданской правоспособности физического лица»[59], считают целесообразным назвать статью 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «Определение гражданской правоспособности физического лица».

Данное предложение является юридически некорректным. Важно подчер- кнуть, что дееспособность иностранного гражданина важна не только для граж- данских правоотношений, но и для трудовых. Более того, рассмотрение основ правового положения иностранных граждан только с точки зрения их граж- данской право - дееспособности умаляет категорию трудовой правосубъ- ектности иностранного гражданина и делает невозможным разрешение вопро- сов трудовой деятельности иностранных граждан в РФ, поскольку предмет, ме- тод и принципы трудового права и гражданского права, как самостоятельных отраслей, существенно отличаются друг от друга, и, следовательно, общая пра- восубъектность не может быть сведена только к отраслевой гражданской право- субъектности.

Рассмотрение данного вопроса является чрезвычайно важным, поскольку надлежащее правовое регулирование трудовой деятельности иностранных граж дан в РФ не может быть осуществлено без правильного и четкого понимания особенностей их трудовой правосубъектности, в связи с чем, необходимо под- черкнуть самостоятельность трудовой правосубъектности иностранного граж- данина от его правосубъектности в сфере гражданского права.

Кроме того, необходимо охарактеризовать содержание трудовой право- субъектности иностранных граждан.

Особенности специальной трудовой правосубъектности иностранного граж- данина будут рассматриваться исходя из видов трудовой деятельности, которы- ми иностранному гражданину разрешено заниматься на территории РФ, отдель- ных территорий, для въезда на которые иностранному гражданину требуется специальное разрешение, а также специальных требований к возрасту и состоя- нию здоровья иностранного гражданина.

По общему правилу иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эконо- мической деятельности пункт 1 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иност- ранных граждан в РФ».

Вместе с тем Конвенция МОТ №143 «О злоупотреблениях в области миг- рации и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и об- ращения» предусматривает, что каждый член МОТ, ратифицировавший данную Конвенцию, может ограничивать доступ трудящихся-мигрантов к опреде- ленным видам работ или функций, когда это необходимо в интересах государ- ства.

Действующее российское законодательство также устанавливает ограни- чения на осуществление иностранными гражданами определенных видов тру- довой деятельности.

Так, в соответствии со ст. 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин не имеет права находиться на муници- пальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также лета- тельного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть ко- мандиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением бе- зопасности РФ; замещать иные должности и заниматься иной деятельностью, допуск к которой иностранных граждан ограничен федеральным законом.

К числу иных законов относится, например, Закон РФ «О частной детек- тивной и охранной деятельности в РФ»[60]в соответствии со ст. 4 которого част- ным детективом может быть только гражданин РФ. Статьи 1 и 3 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»[61]устанавливают запрет приема иностранных граж- дан на службу в таможенные органы РФ. Ст. 3 ФЗ «О государственной граж- данской службе РФ»[62] предусматривает, что замещать должности государст- венной гражданской службы РФ могут только граждане РФ.

Существует также ряд иных федеральных законов, ограничивающих при- менение труда иностранных граждан в определенных профессиях и на отдель- ных должностях.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ установлен Перечень объ- ектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу[63]. К таким организациям и объектам относятся объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразде- ления, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, состав- ляющих государственную тайну, органов государственной власти и организа- ций; организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опас- ные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, произ- водство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного ору- жия, радиационно опасных материалов и изделий.

В отношении территорий, на которых иностранному гражданину разреше- но заниматься трудовой деятельностью, статья 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает следующий порядок.

Так, иностранному гражданину, временно пребывающему или временно проживающему в РФ разрешено осуществлять трудовую деятельность в преде- лах субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ был утвержден перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным граж- данам требуется специальное разрешение[64].

Согласно статье 63 РФ по общему правилу допускается заключение тру- дового договора с работниками, достигшими возраста 16 лет. В случае получе- ния основного общего образования, продолжения обучения по иной, нежели очная форма, или же оставления общеобразовательного учреждения по какому-либо иному законному основанию, трудовой договор может заключаться с ли- цом, достигшим 15 лет. А с согласия одного из родителей и органа опеки и по- печительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения.

Однако, в отношении иностранных граждан предусмотрено исключение из этого общего правила. Так, согласно статье 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии у него разрешения на работу. А в соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства РФ«О порядке выда- чи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ» разрешение на работу выдается при условии достижения иностранным гражданином 18-летнего возраста[65].

Что касается требований к возрасту иностранного гражданина, то по это- му вопросу статаья 11 Трудового кодекса РФ устанавливает правило, согласно которому на иностранных граждан распространяются общие правила, предус- мотренные нормами трудового права, если иное не предусмотрено междуна- родным договором РФ[66].

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1.Постоянно проживающих в РФ;

2.Являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживаю- щих за рубежом и членов их семей, переселяющихся совместно с ними;

3.Являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работ- никами консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками ука- занных лиц;

4.Являющихся работниками иностранных юридических лиц (произво- дителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и га- рантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

5.Являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6.Обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессиональ- ного образования и выполняющих работы в течение каникул;

7.Обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессиональ- ного образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8.Приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Указанным категориям иностранных граждан не требуется получения раз- решения на работу.

Помимо этого, международными договорами РФ могут устанавливаться дополнительные требования к возрасту иностранных граждан.

Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики «О временной трудовой деятельности граждан РФ в Китайской Народной Республике и граждан Китай- ской Народной Республики в РФ» работники должны быть не моложе 18 лет.

В соглашении между РФ и Республикой Таджикистан также указывается, что работники должны быть не моложе 18 лет (статья 10). В соответствии со ст. 5 соглашения между РФ и Социалистической Республикой Вьетнам на работу в РФ могут приниматься граждане Вьетнама, достигшие 18 лет и не старше 40 (специалисты - 50) лет. В соответствии с Соглашением между РФ и Словацкой Республикой трудовую деятельность могут осуществлять работники от 18 до 40 лет.

К состоянию здоровья иностранных граждан, желающих осуществлять в РФ трудовую деятельность, также предъявляются дополнительные требования.

Так, в соответствии с пунктом 8 ст. 13.1 Федерального закона «О право- вом положении иностранных граждан в РФ» и в соответствии с пунктом 55 Постановления Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных доку- ментов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ» иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, должен представить документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также, сертификат об отсутст- вии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в течение 30 дней с момента получения разрешения на работу.

В соответствии с пунктом 35 данного Постановления, если иностранный работник прибыл в порядке, требующем получения визы, то его работодатель при получении разрешения на работу для этого работника обязан представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний представляющих опас- ность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции).

На основании изучения нормативно-правовых актов и позиций ученых, касающихся особенностей трудовой правосубъектности иностранных граждан, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, следует отметить, что иностранные граждане обладают спе- циальной трудовой правосубъектностью, как категория лиц, на которую го- сударством возложены дополнительные обязанности, на которую накладыва- ются определенные ограничения, и к которой предъявляются дополнительные требования.

Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что трудовая правосубъектность должна быть отграничена от гражданской правосубъектности, поскольку являе- тся самостоятельным видом юридической правосубъектности.

В-третьих, можно сделать вывод о том, что специальная трудовая право- субъектность иностранных граждан складывается из особых требований и огра- ничений, применяемых к ним по следующим критериям: виды трудовой дея- тельности, которыми они могут заниматься на территории РФ и должности, ко- торые они могут замещать; территории, на которых они могут заниматься тру- довой деятельностью; возраст иностранных граждан; состояние их здоровья.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал