Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоция и цвет
Известно, что ни одно перечисление не может исчерпать всего многообразия человеческих чувств и состояний. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра: из основных цветов при их смешении можно получить огромное количество промежуточных оттенков! Цвет - древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности осваивалось теорией и практикой человеческого опыта, и тайны мира цвета превращались в знание о нем. Исследование цветовой сенсорики восходит к исследованиям Фехнера. Основной вывод исследований — независимость цветовых предпочтений человека от культуры, воспитания и самих условий воспитания. Таким образом, человек любой национальности в определенных ситуациях предпочитает определенные цвета. Мы различаем цвета, противопоставляя один из них другому. Контрастность не исчерпывается противопоставлением темного цвета светлому. Мы встречаемся также с контрастностью теплых и холодных цветов и воспринимаем, к примеру, эту контрастность потому, что привыкли цвет огня рассматривать как теплый, а зелено-синий цвет воды связывать с ощущением холода. Теплота цвета в меньшей степени связана с длиной световой волны и в большей степени - с нашими субъективными ощущениями.Теплота цвета относительна. Так, карминно-красный цвет выглядит холодным по сравнению с оранжевым, но воспринимается как теплый цвет — по сравнению с синим. Таким образом, оранжевый или красный цвет мы воспринимаем как активный, теплый цвет, он согревает нас, в то время как синий и зеленый цвета воспринимаются нами как более пассивные, холодные. С этим видом контраста связаны такие представления, как возбуждающий - успокаивающий, тяжелый — легкий, сухой - влажный. Но, что самое интересное, с цветовыми контрастами связаны и нравственные понятия, в частности: плохой - хороший. Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном и насыщенностью. Это относится и к высшим социальным, и в частности, к художественно-эстетическим эмоциям (таким, как восторг, стыд, ненависть и т. д.). По данным исследований Ч. А. Измайлова, если представить цветовой тон в виде непрерывного континуума, то большинство человеческих эмоций располагаются в следующей цветовой гамме: синий, сине-красный (фиолетовый и малиновый), красный и оранжевый и желтый. Меньше эмоций в цветовой гамме от зеленого до зелено-синего цвета, и еще меньше в цветовой гамме зелено-желтого или салатового цвета.
Наблюдения Г. Флиринга и К. Ауэра показали, что у каждого человека, есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенные симпатии к одним цветам и антипатия к другим, то есть у человека есть целая шкала любимых и нелюбимых цветов. Склонность человека к тому или иному цвету может меняться под воздействием различных, в том числе и духовных, факторов. Однако «личную цветовую шкалу можно рассматривать в известной мере как выражение индивидуальности». Шкала любимых цветов человека изменяется в течение всей его жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. У взрослых, как правило, самый любимый цвет - синий, затем красный. Очевидно, что понятие «любимый» Флиринг и Ауэра понимают как «наиболее предпочтительные», то есть наиболее часто выбираемые. В среднем последовательность предпочитаемых цветов для взрослого человека такова:
|