Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоция и цвет






Известно, что ни одно перечисление не может исчерпать всего многообразия человеческих чувств и состояний. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра: из основных цветов при их смешении можно получить огромное количество промежуточных оттенков! Цвет - древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности осваивалось теорией и практикой человеческого опыта, и тайны мира цвета превращались в знание о нем.

Исследование цветовой сенсорики восходит к исследованиям Фехнера. Основной вывод исследований — независимость цветовых предпочтений человека от культуры, воспитания и самих условий воспитания. Таким образом, человек любой национальности в определенных ситуациях пред­почитает определенные цвета.

Мы различаем цвета, противопоставляя один из них другому. Контраст­ность не исчерпывается противопоставлением темного цвета светлому. Мы встречаемся также с контрастностью теплых и холодных цветов и вос­принимаем, к примеру, эту контрастность потому, что привыкли цвет огня рассматривать как теплый, а зелено-синий цвет воды связывать с ощущени­ем холода. Теплота цвета в меньшей степени связана с длиной световой волны и в большей степени - с нашими субъективными ощущениями.Теплота цвета относительна. Так, карминно-красный цвет выглядит холод­ным по сравнению с оранжевым, но воспринимается как теплый цвет — по сравнению с синим.

Таким образом, оранжевый или красный цвет мы воспринимаем как актив­ный, теплый цвет, он согревает нас, в то время как синий и зеленый цвета вос­принимаются нами как более пассивные, холодные. С этим видом контраста связаны такие представления, как возбуждающий - успокаивающий, тяжелый — легкий, сухой - влажный. Но, что самое интересное, с цветовыми контрастами связаны и нравственные понятия, в частности: плохой - хороший.

Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоцииру­ется у человека со своим специфическим цветовым тоном и насыщеннос­тью. Это относится и к высшим социальным, и в частности, к художествен­но-эстетическим эмоциям (таким, как восторг, стыд, ненависть и т. д.).

По данным исследований Ч. А. Измайлова, если представить цветовой тон в виде непрерывного континуума, то большинство человеческих эмоций располагаются в следующей цветовой гамме: синий, сине-красный (фиолетовый и малиновый), красный и оранжевый и желтый. Меньше эмоций в цветовой гамме от зеленого до зелено-синего цвета, и еще меньше в цвето­вой гамме зелено-желтого или салатового цвета.

 

Наблюдения Г. Флиринга и К. Ауэра показали, что у каждого человека, есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определен­ные симпатии к одним цветам и антипатия к другим, то есть у человека есть целая шкала любимых и нелюбимых цветов. Склонность человека к тому или иному цвету может меняться под воздействием различных, в том числе и духовных, факторов. Однако «личную цветовую шкалу можно рассматри­вать в известной мере как выражение индивидуальности». Шкала любимых цветов человека изменяется в течение всей его жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. У взрослых, как правило, самый любимый цвет - синий, затем красный. Очевидно, что понятие «любимый» Флиринг и Ауэра понимают как «наиболее предпочти­тельные», то есть наиболее часто выбираемые.

В среднем последовательность предпочитаемых цветов для взрослого человека такова:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал