Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перечисленные социальные эмоции составляют субъективно ценностную систему из пяти блоков личностных отношений.
1. Блок базового комфорта и благополучия («счастье - горе»). Известно, что наиболее остро счастье переживается, когда потребности человека удовлетворяются при оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций. Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдельный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где-то посредине между крайними состояниями [15, с. 91-133]. 2. Блок личностного роста («справедливость —обида»). Чувство обиды возникает у человека, когда он считает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, имеет место обман, неблагодарность. В основе этого чувства лежит механизм неподтвержденного ожидания относительно значимых других. Но самое главное - это то, что чувство обиды, возникшее у одного из партнеров, может полностью разрушить их общение или деятельность. При этом формируются механизмы психологической защиты, препятствующие личностному развитию [46]. 3. Блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия («дружба - ссора»). Здесь рассматриваются коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении, желании делиться переживаниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения, уважения. В то же время ссора может рассматриваться как кратковременный стресс, когда человек подвергается сильной психической нагрузке и последующей мобилизации защитных сил организма. Решающую роль здесь играет реакция участников ссоры, которая может сопровождаться не только состояниями и переживаниями агрессии, но и состояниями воодушевления: «есть упоение в бою». Потому отношение «дружба - ссора» - очень важная психологическая информация об уровне развития личности. 4. Блок потенциальной агрессии («доброта - злоба»). Переживания, возникающие на основе потребности в содействии и доверии, желании приносить другим людям радость; сопереживание удачи и радости за другого, чувства участия и жалости. В то же время противоположный полюс связан с чувствами враждебности - взаимодействия фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, ведущая к агрессии как механизму психологической защиты. 5. Блок познавания мира («восхищение - скука»). Здесь рассматривается важное личностное отношение, закладывающее основу познавательной потребности ребенка. «Скука сидит в животе у непонимания» [23]. В. Ле-ви блестяще раскрывает вопрос о скуке и борьбе с ней. По мнению Леви, у «человеческого детеныша существует природная психогенетическая програм ма интенсивного развития лобных долей головного мозга как средства борьбы со скукой> >. Лобные доли жаждут работы, чтобы развиваться, а когда они не получают работы или с ней не справляются - тотчас рождают скуку. Девяносто процентов активности ребенка уходит на сопротивление скуке. Скука рождается, когда умирает игра. Скучные взрослые - это дети, «отравившиеся взрослятиной». Это часто происходит тогда, когда процессы обучения и воспитания идут по варианту необоснованного усложнения и не опираются на законы содействия ребенка и взрослого, а также на мотивацион-но-потребностные законы поиска ребенком личностного смысла освоения любого вида деятельности или знания. Симптоматика «отравления» - широчайший спектр отупения. Детство творчески питается Большим миром, а Большой мир – детством. А где творчество, там не просто интерес или удивление. Там - восхищение! Поэтому нами рассматривается позитивное чувство, связанное с эстетическим утверждением тех идеалов, которые разделяет слушатель, наблюдатель.
|