![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синий - красный - зеленый - фиолетовый, оранжевый, коричневый - пастельные тона - черный, белый.
Интересно, что в среднем люди предпочитают яркие, насыщенные тона. Пастельные (приглушенные, нежные оттенки) в данной последовательности занимают предпоследнее место. При изменении состояния человека меняется и оценка им цвета. Так, больной лихорадкой воспринимает оранжевый и красный цвета не такими яркими, как здоровый. Как будто больной рассматривает эти цвета через желтый светофильтр. На основании своих наблюдений Г. Флиринг разработал тест «Цветовое зеркало». Это - сложная методика для изучения спектра личностных показателей: направленности, широты жизненных мотивов и динамики обеспечения психических процессов. Для обработки психологической информации, полученной при ее помощи, необходимы знание положений функциональной психологии цвета, пространственной символики, техника юнговского психоанализа, быстрая ориентировка в себе и в характерах других людей, статистическое осмысление цветовых предпочтений, диагностика ведущих мотивов. Цветовой материал представляет собой буклет из 23 цветовых квадратов на серебристом фоне. Подробное описание методики можно найти в книге Фрумкиной Р. М. «Цвет, смысл, сходство», М., 1984. Процедура тестирования состоит из 6 раскладок, которые проходят поочередно на белом и черном фоне. Тестируемый выбирает карточки по два, три и четыре цвета одновременно, с указанием выбранных и отвергнутых цветов. Длительность выбора - от 5 до 15 минут. Г. Флиринг допускает, что цветовым парам присущ как «общий», так и «личностный» характер предпочтений. Использование определенных цветов указывает на уровень энергетического обеспечения психических процессов, на характер распределения сил и их динамику и как следствие - на «оптимальное» или «негативное» развитие личности. Цвета абсолютного предпочтения позволяют сделать эскизный набросок характера человека и его психотипа. Отвержение цвета означает наличие страхов и конфликтов в той области, которую символизирует отверженный цвет. Наличие в выборах диагональных скачков относительно буклета говорит об импульсивности, взбалмошности, непоследовательности испытуемого. Первый выбор означает позицию испытуемого. Второй - цель, актуальность мотива. Третий - реальное поведение. Четвертый - результат активности. Психотип определяется цветовой гаммой выбранных квадратов: - ультрамариновый, синий, зелено-синий определяет мыслительный тип; - красный, красно-оранжевый, оранжевый - чувственный тип; - зеленый, майская зелень, оливковый - интуитивный тип; - гамма желтого и оранжевого цветов определяет экстраверсию; - фиолетовый, розовый, черный, ультрамариновый определяют интро-версию. Не менее сложной является теория функциональной психологии М. Люшера, созданная на основе сотен тысяч исследований, проведенных с помощью разработанного им цветового теста. Каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном и его насыщенностью. Это относится и к чисто человеческим высшим социальным и к художественно-эстетическим эмоциям, таким как восторг, стыд, ненависть и т. д. Можно также сделать и еще один важный вывод, что любая методика, использующая цвет, так или иначе, имеет дело с эмоциями.
|