Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реабилитационные мероприятия






· Лечение положением - специальная укладка парализованных конечностей. Ее должна уметь делать ухаживающая за больным медсестра. Укладка паретичных конечностей в положении больного на спине производится таким образом, чтобы мышцы, в которых после инсульта, как правило, повышается тонус (приводящие мышцы плеча, сгибатели руки, приводящие мышцы бедра, разгибатели голении тыльные сгибатели стопы), были растянуты. Для этого к постели пациента со стороны парализованных конечностей ставят стул с подушкой; на нее кладут больную руку ладонью вверх. Руку выпрямляют в локте и отводят в сторону под углом 90°. Под мышку больного помещают ватный валик, обтянутый клеенкой. Пальцы разгибают. Кисть и предплечье прибинтовывают к лангете, выпиленной из какого-либо твердого материала (например фанеры) и обтянутой марлей. Парализованную ногу сгибают на 15 - 20° в колене, под которое подкладывают валик. В положении на спине больной может находиться от 1, 5 до 2 ч. Затем его следует повернуть на здоровый бок. Укладка больного на здоровом боку отличается от укладки на спине: парализованным конечностям придается согнутое положение. Больную руку сгибают в плечевом и локтевом суставах и подкладывают под нее подушку, а парализованную ногу сгибают в коленном и тазобедренном суставах и тоже кладут на подушку. Как и при позиции на спине, очень важно следить за правильным положением кисти и стопы. Пальцы руки должны быть разогнуты, кисть привязана к лангете и лежит на подушке ладонью вниз. В положении лежа на здоровом боку больной может находиться от 30 до 50 мин. Укладка паретичных конечностей препятствует развитию мышечных контрактур, способствует снижению мышечного тонуса и предупреждает боли в суставах (особенно плечевом); смена положения больного в постели каждые 1 - 2 часа - профилактика пролежней.

· Пассивная гимнастика. Одновременно с лечением положением (т.е. с самых первых дней после инсульта) с больным начинают заниматься пассивной гимнастикой: 1 - 2 раза в день упражнения проводятся методистом ЛФК, остальное время и в выходные дни - медсестрой или обученным родственником (сиделкой). Для этого занимающийся с больным одной рукой обхватывает паретичную конечность выше разрабатываемого сустава, а другой - ниже этого сустава. И разработку проводят в следующей последовательности: плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и пальцы руки, тазобедренный, коленный, голеностопный суставы и пальцы стопы.

· Массаж. Если при массаже здоровых конечностей можно использовать все массажные приемы, то при массаже паретичных конечностей нужно соблюдать большую осторожность. Массаж парализованных конечностей: массаж руки начинают с плеча, а ноги - с ягодиц и бедра (положение больного лежа на спине или здоровом боку); затем переходят к массажу других участков конечностей; при массаже мышц, в которых тонус повышен (большая грудная мышца, двуглавая мышца плеча, сгибатели кисти и пальцев, четырехглавая мышца бедра, трехглавая мышца голени), уместно лишь легкое поглаживание и темп массажных движений медленный.

· Сажать, ставить больного, учить ходить начинает методист по лечебной гимнастике. Он же проводит занятия активной гимнастикой. В дальнейшем, когда больному разрешается самостоятельно садиться, вставать и ходить, помогать ему должна ухаживающая за ним медсестра, так как особенно на первых порах существует угроза падения, чреватого переломом костей (особенно опасен перелом шейки бедра). В первое время больной при передвижении пользуется трех- или четырехопорным костылем, затем палкой.

· Ухаживающая за больным медсестра должна принимать активное участие в восстановлении у него навыков самообслуживания. Вначале - овладение простейшими навыками (самостоятельные прием пищи, умывание, чистка зубов, причесывание, бритье и т.д.). Затем больного обучают самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом и ванной.

· С больным с нарушением речи (и обычно с сопутствующим нарушением чтения и письма) проводит восстановительное занятие логопед - афазиолог или нейропсихолог. Во второй половине дня и в выходные контролировать выполнение «домашнего задания» должна ухаживающая за пациентом медсестра. Губительна для восстановления речи речевая изоляция больного, когда он предоставлен сам себе, к нему мало обращаются, его не приглашают участвовать в общем разговоре, обсуждать домашние проблемы. Для стимуляции понимания речи окружающих полезны беседы (в основном на простые темы). Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.). Если пациент затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал