Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Рекомендовано Центросоюзом Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов Центросоюза РФСтр 1 из 42Следующая ⇒
ИСТОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ
Учебник Рекомендовано Центросоюзом Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов Центросоюза РФ, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ потребительской кооперации
Вахитов К.И. История потребительской кооперации России.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°, 2007.- 400с.
Москва, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ И КООПЕРАТИВЫ 1.1. Основные понятия, относящиеся к кооперации 1.2. Родовые признаки кооперативов 1.3. Современные кооперативные ценности и принципы 1.4. Классификация кооперативов 1.5. Виды кооперативов по международной классификации 1.6. Кооперативные союзы
ГЛАВА 2. УЧЕНИЯ О КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИИ КООПЕРАЦИИ
2.1. Проекты великих социалистов-утопистов. Ранний " кооперативный социализм" 2.2. Идеи развития кооперации для освобождения труда от капитала 2.3. Кооперативный капитализм: основы теории и практическое воплощение 2.4. Марксизм о кооперативном движении и кооперативах 2.5. Ленинская концепция " строя цивилизованных кооператоров" 2.6. " Кооперативная республика" нимской школы 2.7. Кооперативные концепции в российских условиях 2.8. Современные оценки социально-преобразующей роли кооперативов
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КООПЕРАЦИИ 3.1. Причины возникновения кооперативного движения и кооперативов 3.2. Предпосылки возникновения кооперативного движения и кооперативов 3.3. Возникновение потребительской кооперации в зарубежных странах 3.4. Кооперация и государство. Кооперация и негосударственные организации
ГЛАВА 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СКЛАДЫВАЮЩЕГОСЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (1831-1917 ГГ.) 4.1. Исторические предшественники первыхкооперативов. " Большая артель" декабристов 4.2. Первые потребительские общества в России 4.3. Образование Московского союза потребительских обществ 4.4. Развитие потребительской кооперации страны в начале XX века
ГЛАВА 5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПЛАНОВОЙ (КОМАНДНОЙ) ЭКОНОМИКИ (1917-1991 ГГ.) 5.1. Потребительская кооперация после революции в октябре 1917 г. Начало повторного огосударствления кооперации 5.2. Потребительская кооперация в период новой экономической политики 5.3. Потребительская кооперация после свертывания нэпа 5.4. Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период 5.5. Образование Российского союза потребительских обществ. Развитие потребительской кооперации страны 5.6. " Новые кооперативы" периода перестройки. Закон о кооперации 1988 г
ГЛАВА 6. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЭТАПЕ СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 6.1. Потребительская кооперация в условиях формирования рынка 6.2. Правовые основы возрождения потребительской кооперации 6.3. Деятельность потребительской кооперации в постсоветский период 6.4. Организационные и уставные основы системы потребительской кооперации 6.5. Образование, реорганизация и ликвидация потребительского общества 6.6. Кооперативное самоуправление. Органы управления и контроля потребительских обществ и их союзов 6.7. Основы экономической деятельности потребительского общества. Распределение доходов 6.8. Отрасли хозяйственной (предпринимательской) деятельности потребительской кооперации 6.9. Кадры, образование и наука в потребительской кооперации 6.10. Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации ВВЕДЕНИЕ
Да! Кооперация — дочь нужды, но она — мать благосостояния. Владимир Поссе На протяжении примерно двух последних столетий кооперация вызывает к себе неослабный, возрастающий интерес. Кооперация сегодня, в начале XXI века, представляет собой весьма распространенное общественное явление. Многозначное интернациональное слово " кооперация" происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) — совместно, заодно и opus (operis) — труд, работа. Следовательно, ставшее международным слово " кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие. Универсальное, сложное понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку. В самом широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом — синоним самого человеческого общества, в третьем — основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и ученый Николай Рерих (1874-1947), " все создается лишь истинной кооперацией" 1. Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а за тем и совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова " кооперация") в те доисторические времена не существовало. Значит, то была кооперация без кооперативов. Она в возрастающих масштабах применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества. Кооперация в указанном выше широком понимании предметом учебной дисциплины " История потребительской кооперации России" не является. В сравнительно узком значении под кооперацией понимается совокупность либо некоторая часть особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие " кооперация" включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась только на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь два — два с половиной столетия тому назад в Западной Европе и Северной Америке начали возникать самые ранние кооперативы. С тех пор кооперация как " сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация. Сегодня в Российской Федерации существуют три большие группы потребительских кооперативных обществ: во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства, ремонтом машин, объединяющие граждан для совместного ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и т. д.; во-вторых, специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги; в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное питание, закупочную, производственную и другую экономическую деятельность, которая одновременно является социально ориентированной, нацеленной на удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов1. В курсе " История потребительской кооперации России" изучается последняя, третья группа кооперативных потребительских обществ. Система потребительских обществ и их союзов в районах, округах, областях, краях, республиках и в масштабе страны образует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом дисциплины " История потребительской кооперации России". Потребительская кооперация изучается под определенным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и такие случайные события, зигзаги в истории потребительской кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия. Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история кооперации вообще и потребительской кооперации в частности представляет собой одну из областей обществознания. Основными участниками потребительских обществ являются простые люди труда — кооператоры, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потребительские общества, самостоятельно управляют ими, на основе общности своих интересов совершенствуют их деятельность, пользуются их услугами. Они, кооперированные потребители-товарищи, вдохнули жизнь в свои потребительские общества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлинными творцами потребительской кооперации. В курсе " История потребительской кооперации России" основное внимание уделяется тому особенному, что составляет отличительную черту отечественной потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее экономическая и организационная история. Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем историческим этапам потребительской кооперации страны: на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребительские общества возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося внутреннего рынка, причем кооператоры учитывали как зарубежный опыт, так и самобытные российские традиции; на втором этапе (1917г. — конец 80-х годов XX века) потребительская кооперация продолжала существовать, но функционировала в условиях плановой (командной) экономики и была в значительной степени огосударствлена; третий, современный этап (с начала 1990-х годов) характеризуется как этап возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917 г. Однако это не " точный возврат", который в буквальном смысле невозможен, а возврат на качественно новой основе современного витка истории. Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории кооперации всех видов, составляющим элементом которой является частная теория кооперации потребительской. В связи с этим рассматриваются и присущие кооперации понятия, например, такие, как кооперативное движение, потребительское общество, кооперативные ценности и принципы, кооперативные выплаты и др. Раскрытие содержания подобных понятий, равно как и описание и объяснение исторических фактов, — одна из задач данного курса. До середины 20-х годов прошлого столетия теория, история и практика кооперации как учебная дисциплина в нашей стране изучалась в университетах, институтах, техникумах и школах. Но очень скоро полезный опыт был отброшен. Только в середине 1950-х годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта дисциплина вновь " обрела гражданство". Между тем во многих странах курс кооперации уже давно преподают в государственных и частных университетах и колледжах, во всех общеобразовательных школах. В последние годы в некоторых сельских школах России тоже начато изучение основ потребительской кооперации. Как учебная дисциплина " История потребительской кооперации России" призвана выполнять две важнейшие функции — познавательную и прикладную. Познавательная заключается в том, что в курсе даются систематизированные научные знания, объективные представления об историческом прошлом потребительской кооперации нашей страны. А знание истории необходимо для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт кооператоров предыдущих поколений в настоящем и будущем. Прикладная функция состоит в том, что в курсе рассматриваются некоторые актуальные вопросы практики российской потребительской кооперации, стабилизации и роста ее экономики, подчинения кооперативной хозяйственной деятельности выполнению социальной миссии — решению задач преодоления бедности, создания новых рабочих мест и духовно-нравственного оздоровления села. Таким образом, история " стыкуется" с современностью. В конечном счете, обе указанные функции нацелены на приобщение студентов к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного кооператора, знатока кооперативного дела, участника рыночных преобразований в России. Задача формирования современного специалиста для кооперативных организаций имеет большое самостоятельное значение. И в кооперативных учебных заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение теории, истории и практики потребительской кооперации нашего Отечества.
|