Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыкальная культура Руси в XVIII в.
В XVIII в. русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры. В большой степени интенсивный рост русской культуры был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществлёнными в эпоху Петра I. Реформы Петра были направлены в русло решительной ломки феодально-боярского уклада старой Руси, укрепления военно-политической и экономической мощи государства. Развивается новая система обучения, появляется сеть гражданских, внецерковных школ. В1724 г. учреждается Академия наук. Характерные черты искусства: Личность в центре внимания; музыка становится авторской. Универсализм жанров литературы, музыки. На смену преимущественно литургическим жанрам приходят светские жанры: опера, оратория, кантата, концерт, сюита. XVIII в. – эпоха «перестройки слуха» (Б. Асафьев). Происходит столкновение знаменного стиля и партесного пения. В результате слух переключается с монодийности на европейский мажоро-минор. XVIII в. характеризуется стремительным развитием художественных направлений и философско-эстетических идей. Контрапунктически сосуществовали три направления: барокко, классицизм и появившийся на закате столетия романтизм. XVIII в. был неоднородным по протекающим процессам. Выделяются три периода развития музыкальной культуры: 1) первая четверть века; 2) эпоха 30 – 60х гг.; 3) последняя треть столетия. Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество пока ограничивается жанрами прикладной музыки – военной, застольной, танцевальной. Изменились общественные функции музыки – она превратилась в необходимое условие полноценного европейского воспитания. Эпоха 30 – 60-х гг. ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность М. Ломоносова; расцвела поэзия русского классицизма (М. Ломоносов, В. Тредиаковский, А. Сумароков); русское зодчество представлено творениями В. Растрелли. Музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются жанры оперы, кантаты, сонаты, сюиты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы. Благодаря их деятельности осуществлялось знакомство с достижениями музыкального искусства ведущих европейских школ. Однако музыкальная жизнь этого периода несла на себе печать сословных ограничений: центром музыкальной культуры был императорский двор, задачи искусства воспринимались с точки зрения придворного этикета. Музыка служила целям украшения придворного быта и возвеличивания персоны монарха. Последняя треть XVIII в. характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. За пределы придворного, аристократического быта выходит театральная жизнь; развёртывается сеть крепостных театров; организовываются платные концерты «по билетам»; развивается музыкальное образование, нотоиздательское дело. Ведущая роль, по-прежнему, принадлежала оперному театру. Широкой популярностью пользовалась музыка роговых оркестров. Главное достижение данного периода – рождение национальной композиторской школы. Это не было случайным. Блестящими достижениями отмечен весь путь русского искусства. Особенно крупные достижения в литературе (Фонвизин, Новиков, Крылов, Державин, Карамзин, Радищев). Первое место среди жанров профессиональной музыки занимала опера. Первые русские оперы появляются на сцене в 70-е гг. Именно опера, вбирающая в себя различные ресурсы, представляет состояние литературы, живописи, хореографии, инструментальной техники определённого музыкально-исторического периода. Только образованный музыкант мог подняться на должный профессиональный уровень. Выделяется творчество музыкантов, получивших европейское музыкальное образование: Бортнянского, Фомина, Пашкевича, Березовского. Стилистические направления русской оперы: а) опера-seria, насаждавшаяся итальянцами с 30-х гг. Этот стиль представлен операми Бортнянского («Креонт», «Алкид») и Березовского («Сокол»). Интонационность оперы-seria сливалась с интонационностью духовных концертов этих же композиторов. Другим полюсом реализации высокой трагической оперы являлась мелодрама, представляющая собой музыкально-театральное представление, в котором литературный текст произносился с сопровождением оркестровой музыки. Классическим образцом данного жанра является «Орфей» Фомина. б) комическая опера. Представляет собой синтез традиций французской комической оперы, итальянской оперы-buffa, немецкого зингшпиля, водевиля. В драматургическом отношении ранняя русская комическая опера представляла собой синтетический музыкально-драматический жанр, основанный на чередовании музыкальных номеров с разговорным диалогом. С течением времени роль музыки становилась всё более значительной. Лучшие образцы жанра: «Ямщики на подставе» Фомина, «Санктпетербургский гостиный двор» Пашкевича, «Сын-соперник» и «Сокол» Бортнянского. На протяжении XVIII в. шло бурное развитие инструментальной исполнительской культуры. Развитие камерно-инструментальной музыки в первой половине столетия было связано с исполнительством приглашённых зарубежных музыкантов. Последние обучали русских аристократов. Таким образом, инструментализм распространялся в элитарной среде. В 80 – 90-е гг. появляются первые образцы русской камерно-инструментальной музыки: русские музыканты разрабатывают жанры сольной сонаты, вариаций, камерного ансамбля. Именно в инструментальной сфере проявляется интеллектуальная содержательность музыки. Самыми популярными были танцевальные миниатюры и вариационные циклы. Важнейшее место жанр вариаций занимает в фортепианной музыке. Наиболее ранние образцы жанра – «песенные вариации» (орнаментальные) в творчестве В. Трутовского. В 80 – 90-е гг. появляются вариации, написанные в традициях европейской музыки (Баха, Моцарта, Гайдна). Заметная эволюция происходит в жанре танцевальной миниатюры: бытовые танцы постепенно выходят из сферы прикладной музыки и обогащаются новым художественным содержанием. Процесс «лирического преобразования» бытового танца особенно наглядно выражен в творчестве Козловского, которому принадлежит заслуга создания особого жанра лирического полонеза. Более сложный путь развития прошла фортепианная соната. Подлинное художественное значение она приобрела в творчестве Д. Бортнянского. В пределах строго классического стиля он свободно, естественно развивает русские песенные интонации; фактура отличается ясностью и простотой; типична стройность и законченность формы. Основоположником русской скрипичной школы является И.Е. Хандошкин. В его творчестве русская камерно-инструментальная музыка вышла из тесного круга домашнего музицирования, приобрела подлинно виртуозный размах. Основные жанры творчества – сонаты и вариации. В жанре вариаций на народные темы проявились наиболее характерные черты творческого облика композитора. В трёх сонатах для скрипки соло, представляющих собой примеры произведений виртуозного концертного плана, Хандошкин продолжает традиции эпохи Баха и Генделя.
|