Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика творчества. Наследие Даргомыжского не велико, но он ввел новые темы, образы, художественные принципы
Наследие Даргомыжского не велико, но он ввел новые темы, образы, художественные принципы. Поэтому значение его творчества оказалось огромным для последующего развития русской музыки. Даргомыжский стремился к большому идейному искусству. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» - писал композитор. В музыке композитор передает разнообразные оттенки душевных переживаний. Он передает чувство не в общих формах, а показывает процесс возникновения и развития чувства. Даргомыжский создает многообразие характеров. По манере говорить, «интонировать» слова, композитор определял характер человека и его принадлежность к тому или иному общественному кругу. Его музыкальные портреты яркие и убедительные, он тонко передает психические состояния героев. Новый подход к изображению характеров привел к использованию новых средств музыкальной выразительности. Одним из средств вокальной драматически правдивой выразительности Даргомыжского является певучий речитатив, обогащенный новыми, речевыми интонациями, речитатив индивидуализированный. В сочинениях Даргомыжского чувствуется близость к народной музыке, преимущественно городской песне и бытовому романсу, а также встречаются подлинные народные мелодии. Гармонический язык отличается подвижностью тональных планов. Декламационно-речевые интонации соединяясь с песенными формами, образовали новый тип мелодики.
26. Даргомыжский оперное творчество. Новаторство в «Русалке»:
Оперы. Оперой «Русалка» Даргомыжский открыл новую страницу в истории русской классической музыки. Это первая русская народно-бытовая музыкальная драма. Сюжет оперы предложил сам А.С.Пушкин. Даргомыжский внес ряд изменений в содержание драмы и пересочинил конец (гибель князя), отсутствовавший у Пушкина. В основе содержания «Русалки» лежит социальный конфликт. Краткое содержание. I действие. Мельница на берегу Днепра. Наташа, дочь Мельника, ждет любимого ею Князя. Рассеянно она выслушивает нравоучения отца, как надо извлечь выгоду из любви Князя. С радостью встречает Наташа прибывшего Князя, но Князь не весел. Он приехал сказать, что женится на девушке знатного происхождения. Он пытается откупиться роскошными подарками. Князь уезжает. Наташа в отчаянии бросается в Днепр. II действие. В богатых хоромах свадьба Князя. Гости величают молодых. В разгар свадебного веселья раздается печальная песня о покинутой девушке. Все в смятении. Свадебное торжество еще более омрачается, когда Князь пытается поцеловать Княгиню и раздается женский стон. III действие. Прошло 12 лет. Первая картина. В княжеском тереме в одиночестве грустит Княгиня. Князь к ней охладел. Узнав, что он остался на берегу Днепра, Княгиня и ее приближенная Ольга, отправляются на поиски Князя. Вторая картина. Ночь. На берегу Днепра русалки водят хоровод. Появляется Князь. Он узнает места, где бывал много лет назад, раскаяние и воспоминания о прежней любви наполняют его душу. Появляется страшная фигура Мельника, он безумен. Внезапно он набрасывается на князя, требуя вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя. IV действие. Первая картина. Подводный терем. Царица русалок (Наташа) все еще любит Князя, но и желает ему отомстить. Своей дочери -русалочке она рассказывает о Князе и поручает заманить в реку отца. Вторая картина. Воспоминания влекут Князя на берег Днепра. Появившаяся русалочка зовет его на дно реки. Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Но зов русалки его манит. Под зловещий хохот русалок он уходит под воду. «Русалка» - бытовая опера лирико-драматического плана. В центре ее простая, интимная человеческая драма, разыгрывающаяся на бытовом фоне. Основной задачей композитора является отражение душевного мира героев, их переживаний и характеров. Опера начинается увертюрой, написанной в сонатной форме. Увертюра не отражает развития драматического действия, а дает общий характер музыки оперы. Характерная черта драматургии «Русалки» - это сквозное развитие драматического конфликта. Стремительность и направленность драматического развитии достигается рядом кульминаций, которые возникают в каждом действии. Опера начинается с важного в драматическом отношении эпизода - арии Мельника, в ней же выясняется исходная драматургическая ситуация. Новаторство Даргомыжского проявилось в драматургии оперных образов. Важнейшая их особенность - сквозное развитие и вместе с тем, цельность индивидуальных музыкальных «портретов», в отличии от Глинки, у которого музыкальная обрисовка действующих лиц обладает большей обобщенностью. Главная героиня оперы Наташа в первом действии нежная, любящая, а в конце оперы это властная и мстительная русалка. Впервые ее облик раскрывается в лирическом терцете I действия. I действие занимает исключительное место в опере: в нем дана и экспозиция образов, и завязка драмы, и ее развитие, и развязка. Терцет передает грустное настроение всех трех действующих лиц: Наташи, Князя, Мельника. Партия Наташи состоит из различных по содержанию и настроению мелодий, выражающих ее переживания. Особенно ярко раскрывается ее образ в арии «Ох, прошло то время, время золотое». Трехдольный ритм и гитарная фактура аккомпанемента, мягкая, певучая мелодия (фа минор) близки жанру городского лирического романса. Этим подчеркивается народность образа: Даргомыжский передает все оттенки душевного состояния героини. Князь успокаивает Наташу. Перемену в ее душевном состоянии выражает светлая оживленная мелодия в ритме польки. Образцом новаторского письма Даргомыжского являются дуэт Князя и Наташи. Музыка развивается непрерывно. Смену душевных состояний передают смена темпа и ритма, оркестровой фактуры, тональные отклонения и модуляции. Образ Наташи здесь раскрывается в новом плане, раскрываются страстность и глубина ее натуры в противоположность образу Князя - эгоистичному и слабовольному. Наряду с мелодией романсного типа, близкой к бытовым интонациям, в характеристике Наташи используется яркий драматический речитатив. Использование этих двух элементов свойственно всему вокальному языку «Русалки». В дуэте Наташи с Князем, где Наташа догадывается о причине разлуки с ним, в момент острого драматического напряжения Даргомыжский использует выразительный речитатив. При словах:»Теперь я понимаю все. Ты женишься? Ты женишься!» плавная мелодия переходит в интонации разговорной речи. При первой фразе «ты женишься» слышится растерянность и надежда, во второй фразе - ярость. В IV действии в большой арии нежная, страдающая девушка предстает холодной, мстительной владычицей подводного царства. В арии слышны романсные интонации ее партии в I действии, но они теряют здесь свой мягкий, лирический характер. Посредством такой общей интонационной окраски партий Наташи достигается, единство и цельность её образа. Другим важным действующим лицом является Мельник - отец Наташи. Этот образ также дан в развитии. Весельчак и балагур в I действии, он в IV действии предстает совсем другим - страшный в своем безумии, он вызывает сочувствие. Если в партии Наташи цельность музыкального образа достигается путем общей интонационной окраски ее дем, то в партии Мельника используется другой метод - метод последовательного проведения одного характерного музыкального элемента. Острые танцевальные ритмы характеризуют его сначала с комической стороны, а в сцене безумия приобретают характер трагического гротеска. Ария Мельника в первом действии дает его первую характеристику. Мелодия ее близка к крестьянским песням. Плясовой ритм и четкий ритмический рисунок передают подвижность, добродушие Мельника. В зависимости от текста, то выражающим ласку; то суровость, то раздражение изменяется мелодический рисунок. В третьем действии Мельник безумен: ему чудится, что он ворон. Грозные возгласы медных инструментов сопровождают его появление. Самая напряженная сцена - это встреча Мельника с Князем. Речитативные реплики передают возбужденное состояние старого Мельника. На вопрос Князя, кто же за ним смотрит, Мельник поет прекрасную мелодию. На миг человеческое участие возвращает к нему рассудок. По-другому подходит Даргомыжский к обрисовке Князя и Княгини, образы их пассивны и лишены сложного развития. Характеризуются они законченными ариями лирического типа. Княгиня характеризуется развернутой оперной арией, по музыкальному языку близкой городскому романсу. Пассивным, слабохарактерным и чувствительным мечтателем показан Князь. Таким рисует его речитатив и каватина «Невольно к этим грустным берегам». Музыкальный язык оперы национален. Это выражается в воссоздании общего интонационного склада русской народной -песни, в основном городской, а также в использовании подлинных, народных мелодий (тема народной песни «Ах, девица - красавица» в обращении Наташи к царице Днепра и в мелодии детской песни «Идет коза рогатая» в теме призыва русалки к Князю). Бытовой фон оперы составляют хоровые номера. Народный колорит усиливается введением подлинных текстов народных песен. Это тексты песен «Сватушка», «Ах, ты сердце», «Заплетися плетень», «Как на горе мы пиво варили», «Как во горнице - светлице». Ярким примером проникновения народных интонаций является хор «Заплетися, плетень». «Русалка» - опера нового типа. Это лирико-психологическая бытовая музыкальная драма, где центром является простая человеческая драма, а действующими лицами - обыкновенные люди из народа. В истории русской музыки «Русалка» также как две оперы Глинки явилась классическим образцом, из них выросла вся последующая национальная оперная школа. В опере «Каменный гость», также написанной на сюжет А.С. Пушкина, Даргомыжский идет по другому пути. В тексте Пушкина не изменено ни одного слова. Он сознательно ставил целью создание оперы нового типа, в которой музыка подчинена словесному тексту и развитию сценического действия. В опере Даргомыжский опирается на речитатив, отказывается от закругленных музыкальных номеров: арий, дуэтов, трио. В соответствии с пушкинским стихом мелодический речитатив правдиво передает разнохарактерные интонации, особенности речи действующих лиц. В драматически напряженных местах речитатив мелодизируется. Первое исполнение оперы состоялось в 1868 году на вечере у Даргомыжского. Как известно, композитор не закончил ее. По завещанию автора опера была дописана Кюи и оркестрована Римским-Корсаковым. Продолжатель традиций Глинки, Даргомыжский был первым композитором, который поднял тему социального обличения, создал сатирические и комические песни, лирико-драматические романсы. Творчество последующих композиторов говорит о влиянии Даргомыжского. В творчестве Чайковского широкое развитие получили жанры психологической музыкальной драмы и лирико-драматического романса. Прямым продолжателем Даргомыжского в области характерного речитатива и в искусстве социального портрета явился Мусоргский. В историю русской музыки Даргомыжский вошел как композитор-реалист, как «великий учитель музыкальной правды».
|