Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сочетание централизованного и локального регулирования труда.
Посредством централизованного регулирования устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников: продолжительность рабочего времени; тарифная система для бюджетников; важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда работников. Принятые в результате централизованного регулирования нормативные акты могут носить как директивный (обязательный), так и рекомендательный характер. В этом регулировании принимают участие центральные (включая и отраслевые) органы гос. власти и гос. управления, а также высшие органы профсоюзной системы — на уровне страны, отрасли. С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов предприятия (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков; условия коллективного договора и др. Участники локального регулирования - работодатель (организация, предприниматель) и трудовой коллектив (профком, совет трудового коллектива). Принятый в результате локального регулирования нормативный акт распространяет свое действие в пределах данной организации. 2. Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования. Законодательство о труде содержит три группы норм: · императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); · диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); · рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какой-либо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с организацией и устанавливает необходимые условия. Главная особенность договорного способа регулирования общественных отношений - установленное на основе договора правовое отношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон. Например, без взаимного согласия сторон нельзя вносить изменения и дополнения в содержание коллективных договоров и соглашений, изменять и дополнять трудовые договоры (контракты). Социально-партнерские соглашения на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях определяют отношения между соответствующими социальными партнерами и устанавливают тоже определенные гарантии для работников, их трудовых коллективов и профсоюзов. Поскольку они заключаются выше уровня предприятия, организации, то нормативная часть этих соглашений относится к централизованному уровню правового регулирования социально-трудовых отношении. При этом используются не только отраслевые и другие социально-партнерские соглашения, коллективные договоры, но и индивидуальные договоры: трудовые договоры, ученические договоры как договоры о повышении квалификации непосредственно на производстве и др. Они могут улучшать условия труда для данного конкретного работника. Рекомендательный способ регулирования предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений. Этот способ характеризует «мягкое» регулирование путем указания на желательное для государства поведение субъектов общественных отношений. Императивный способ регулирования диктуется необходимостью установления строгого порядка в трудовых отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлечения к ответственности лиц, допускающих правонарушения. 3. Участие в регулировании общественных отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов; Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли регулируются, помимо законодательства РФ, также уставом организации и коллективным договором. В соответствии с действующим трудовым законодательством РФ трудовой коллектив организации решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом организации; согласовывает перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот и поощрений; определяет и регулирует формы и условия деят-ти общественных организаций; решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором. На государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местного органа государственной власти составляет более 50 %, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом - советом трудового коллектива (СТК).
4. Своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей работников. Своеобразие проявляется, прежде всего, в том, что трудовые права работников — это главный предмет деят-ти профсоюзов. Законодательство (ст. 370-378 ТК РФ) предоставляет им большие права не только по установлению условий труда, но и по осуществлению контрольно-надзорной деят-ти, участию в организации комиссий по разрешению трудовых споров. Своеобразие заключается и в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - комиссии по трудовым спорам (КТС), избираемых самими трудовыми коллективами. Индивидуальный трудовой спор может быть рассмотрен в КТС, если работник самостоятельно или с помощью профкома не урегулировал свои разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
|