Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.
Термин «общая норма» означает распространение на всех работников. Термин «специальная норма» отражает дифференциацию (т.е. различие) в правовом регулировании труда некоторых категорий работников. Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию РФ (ТК и др.) и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали. Нормы дифференциации — это специальные нормы, позволяющие разным категориям работников равно с другими осуществлять основные трудовые права и обязанности. Дифференциация проводится по учитываемым законодателем при нормотворчестве 6 основаниям: 1. вредность и тяжесть условий труда (установлены сокращенное рабочее время, доп. отпуска, повышенная оплата труда); 2. климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей; 3. физиологич. особенности женского организма, его материнская функция; 4. психофизиологические особенности неокрепшего организма и характер подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства. Учитываются также инвалидность, пенсионный возраст работника; 5. специфика и характер труда; 6. особенности труда в данной отрасли, значение отрасли народного хозяйства (отраслевая дифференциация норм).
Комплекс указанных 6 специфич. способов правового регулирования в совокупности является методом трудового права. Метод трудового права изменяется и это закономерно.
4. Понятие и виды источников трудового права.
Источники права - внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Источники права - акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием (нормативные акты, регулирующие трудовые и тесно связанные с ними отношения).
Источники ТП надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума Верховного суда — актом толкования и не являются источником права. Нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Основной элемент трудового права – трудовой договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения работника и работодателя, условия работы, оплата труда, рабочее время, страховка и другие права и обязанности работника и работодателя. Базовая классификацией источников ТП - по юр. силе: ЗАКОНЫ · Конституция РФ; · федеральные конституционные законы РФ; · ФЗ (особое место занимает ТК РФ); · законы субъектов РФ по вопросам их ведения; ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ · Указы Президента; · постановления Правительства; · нормативные акты министерств и ведомств (особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и соц. развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и соц. развития РФ); · нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти РФ (ст. 6 ТК РФ); · нормативные акты органов местного самоуправления; ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ · локальные нормативные акты (к ним относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Правила охраны труда на предприятии; приказы, распоряжения, инструкции, принятые руководством организации в пределах их компетенции. Сюда же и коллективный договор, который также является актом социального партнерства).
Особенность системы источников трудового права РФ - наличие в системе актов социального партнерства. Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридич. силы.
|