![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудности, сопряженные с делом благовестия
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Ибо я думаю, что нам, последним посланникам*, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. _____________________________________________________________________ Дословно с греческого «...нам, апостолам, [словно] самым низшим, Бог...»(Прим. переводчика) _____________________________________________________________________ Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах всеми попираемый доныне. 1 КОРИНФЯНАМ 4: 6-13
Безусловно, это описание трудностей, переживаемых апостолами, не рисует для нас картину легкости и достатка, но в то же время разве в нем представлена Божья воля? Разве цель этих слов представить нам предназначенное Богом? Хотел ли Павел показать, что именно это в основном переживают все служители? Думаю, что нет. Многое из того, чему мы подвергаемся и что переживаем в жизни, больше связано с нашим личным характером и философией, чем с Божьей волей. Я думаю, что в данном случае трудности, которые переживал Павел, были вызваны скорее всего его собственным упорством. Выглядит так, что направляясь в Коринф, Павел дал себе обещание оплачивать все свои расходы, делая и продавая палатки, чтобы не быть для коринфян бременем. Но даже и в Коринфе Павел настаивал на том, что у него есть все права на то, чтобы жить и содержать семью от своего служения как апостола.
Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как прочие Апостолы, и братья Господи, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «Не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то*, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, ______________________________________________________________________ * Учитывая контекст 11-го стиха, а также сравнивая данный перевод с греческим оригиналом и другими переводами с подлинника, становится вполне очевидно, что фразу «...велико ли то...» следует понимать: «...разве есть в этом что-то великое...», или, если перефразировать, — «...разве это выходит за рамки само собой разумеющегося?» (Прим. переводчика)
но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня; ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь* моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть... 1 КОРИНФЯНАМ 9: 1-19 ________________________________________________________________ * Дословно с греческого: «не злоупотребляя». (Прим. переводчика)
Насколько мне известно из Писаний, ни в каком другом месте, где Павел основывал церкви, он больше не занимался производством палаток, да это было бы и невозможно для него, так как его апостольское служение церквям и другим служителям расширялось и занимало почти все его время. Многим из нас лично знакомы финансовые, физические и эмоциональные трудности, связанные с основанием новых церквей. Но для того, чтобы определить, чему следует быть, а чему нет, мы не должны обращаться к человеческому опыту. Мы можем увидеть, что точно так же, как Павел настаивал на своей полной финансовой независимости в Коринфе, в других местах он рассчитывал на финансовую помощь, прося и получая ее от других христиан и церквей. Например, позже, этой же церкви в Коринфе он писал: Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину. 2КОРИНФЯНАМ 12: 13 В дополнение к личной философии человека существуют и другие факторы, которые могут усугубить трудности, связанные с таким служением, в которое были вовлечены апостолы. Они были первопроходцами из всех первопроходцев; они прокладывали тропу, по которой проходили все их преемники и расширяли ее. Первопроходцы и пионеры почти всегда платят большую цену в области трудностей, чем те, которые идут следом за ними. Даже сегодня, те, которые основывают новые церкви или служения, платят великую цену. Но когда человек находится в правильных отношениях с другими, несущими пятигранное служение, тогда таковые должны не только слышать одобрение по поводу своего труда, но при этом должна также существовать соответствующая система поддержки, обеспечивающая для них молитвенное участие других, общение, сотрудников, оборудование и финансы, чтобы первопроходец мог быть всецело предан своему труду. Я славлю Бога, что сегодня существует большое количество апостольских служении, руководимых видением воспроизводить себя таким образом, чтобы воспитывать, посылать и поддерживать других для возведения крепких поместных церквей. Именно так это и должно делаться. В четвертом стихе Павел заявляет о том, что он имеет право есть и пить, то есть он имеет право жить на средства, принимаемые от тех, которые получают от него духовное служение. В пятом стихе Павел говорит, что проповедник имеет право не только жить на десятины и пожертвования людей, но что и его семья, которая находится на его обеспечении, также должна получать материальную поддержку. В шестом стихе Павел утверждает, что все служители имеют право оставить гражданскую работу ради исполнения своего служения, к которому они призваны. Это целиком совпадает с тем, о чем мы узнали насчет служения Ветхого Завета, а также с тем, что мы узнали из Евангелий относительно Иисуса и тех, кого Он призвал на служение. В седьмом стихе, используя в своем подходе здравый смысл, Павел приводит доводы о том, что как человек, насадивший виноградник, кушает его плоды, и как пасущий стадо пьет молоко от него, так и проповедник содержится теми, кому он духовно служит. В восьмом, девятом и десятом стихах Павел заявляет, что Божья забота о животных, высказанная в Законе Моисея также касалась во-первых служителей, и те же самые положения остаются в действии и теперь. Бог не стал изобретать новозаветного метода финансирования; метод, действовавший в Ветхом Завете — как до закона, так и во время него — по-прежнему вполне удовлетворительный. Также Павел говорит о надежде трудящегося. Сколько человек будет продолжать работать на того, кто никогда не оправдывает его надежд получить плату за свою работу? Разве проповеднику не следует иметь ту же надежду, и разве эта надежда не имеет право на осуществление? В одиннадцатом стихе получение проповедником денежного вознаграждения за свой труд Павел сравнивает с обменом духовного (благо-вестие) на телесное (деньги). В двенадцатом стихе Павел заявляет, что служители имеют право ожидать и требовать от людей того, чтобы они их материально поддерживали, подобно тому как и левиты получили указание собирать у людей десятины и пожертвования. В тринадцатом и четырнадцатом стихах он многозначительно утверждает, что для служителя Нового Завета Господь предусмотрел те же самые условия материального обеспечения, что и для служителя Ветхого Завета: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.» В двенадцатом и пятнадцатом стихах Павел заявляет, что по определенным причинам он решил не пользоваться своей властью быть на содержании у коринфских верующих. (Я считаю, что ни один служитель не имеет права учить верующих, что они могут не платить десятину и не давать пожертвования. Служитель может сделать решение не принимать эти десятины и пожертвования как свое личное содержание, но они все равно должны быть вкладываемы в какую-нибудь сферу служения.) Да, Павел имел такую привилегию, однако коринфяне не имели права удерживать при себе средства, полагавшиеся в качестве материальной поддержки для Павла. И как мы уже видели, решение Павла не пользоваться этим своим правом позже привело к некоторым проблемам. Из всех людей, коринфяне, которым больше всех следовало бы любить и уважать Павла, казалось, испытывали к нему грубое неуважение. Любой служитель имеет право решить для себя не пользоваться своей властью требовать от людей материальной поддержки, но я думаю, что в таком случае ему следует иметь на это серьезные основания и допускать это только на ограниченный срок. Всем известно, что каждый человек нуждается в материальной поддержке, и служителю не следует оставлять своего служения, чтобы устроиться где-то на работу. Когда служитель принимает решение отказаться от положенного ему содержания, ему следует информировать об этом людей. Они должны знать, что это только временное положение, и что оно не освобождает их от обязанности перед теми, кто будет им служить в будущем. Кроме этого служитель, решивший не принимать материальной поддержки от людей, должен быть при этом осторожным, чтобы не подвергнуть лишениям свою семью и этим не создать в них затаенных обид. Одно дело, когда служитель бывает движим своим личным посвящением людям и при этом отказывается от их финансовой поддержки, но это уже совершенно иное, когда он своим отказом от этого права возлагает ненужное и нелегкое финансовое бремя на свою семью. И вдобавок к этому, лишая людей возможности сеять семена своих материальных средств в почву его служения, он лишает их возможности пожать в будущем добрый обильный урожай. Насколько странным это ни покажется, но его намерения проявить свою любовную заботу о людях может обернуться для них не во благо и привести к тому, что они станут его меньше ценить или уважать; по всему видно, что именно это и произошло между Павлом и коринфянами. Я убежден, что послушное следование любому Божьему указанию простирается далеко за пределы всего, что мы осознаем в тот данный момент. Мы не должны допускать того, чтобы какие-то причины — будь то сострадание, гордость, религиозная традиция или еще что-то — удерживали нас от увещания и наставления как людей, так и служителей быть послушными в области подаяний, принятия и обращения с десятинами и пожертвованиями. Понимание и послушание в этой сфере является одним из ключей к финансовым ресурсам, необходимым для установления Божьего завета на земле. Богатству язычников предстоит перейти в руки Божьего народа, но это произойдет в результате их послушания, а не освобождения их от возложенной на них ответственности.
Я дошел до неразумия, хвалясь: вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто: Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами. Ибо чего у вас недостает пред прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами. Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас. Но пользовался ли я чем от вас чрез кого-нибудь из тех, кого посылал к вам? Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили? Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию. Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали. То, о чем Павел говорит коринфской церкви по поводу их сомнения в его апостольском призвании и его власти, непосредственно связано с тем фактом, что от них никогда не требовалось материально его поддерживать. Отношения между Павлом и коринфской церковью весьма интересны и проливают свет на многие вещи. Не было ни одной другой церкви, в которую он так много вкладывал, а в ответ ничего не брал. Так выглядит, что чем больше он им давал, тем меньше они его ценили. Чем больше он их любил, тем меньше он был любим в ответ. Это единственная известная нам церковь, перед которой он извинялся, и причиной было именно то, что в области своей финансовой поддержки он ничего от них не требовал. Подобная картина должна быть знакома многим родителям. Так часто дети, которым дают почти все, чего они ни пожелают, и при этом их не дисциплинируют с любовью, в итоге совершенно не ценят того, что у них есть, и не проявляют никакого уважения или глубокой любви к своим родителям, которые их этим обеспечили. Помните, когда мы рассматривали в Ветхом Завете связь между тем, когда служители переставали требовать от людей платить десятины и пожертвования, и духовным и моральным упадком? Помните, как в пророчестве Малахии Бог высказал Свое желание о том, чтобы какой-нибудь служитель набрался достаточно смелости, чтобы потребовать от народа приносить свое «первое и лучшее», и отвергать все, что ниже этого стандарта? Обратите внимание на то, как Павел признал это свое упущение и раскаялся в том, что не требовал от коринфских верующих финансовой поддержки.
Есть только одно, чего я не сделал для вас, так это того, что я делаю повсюду во всех других церквях, — это ничем вас не обременял: я не просил у вас ни пропитания, ни места жилья. Пожалуйста, простите мне такую вину. 2 КОРИНФЯНАМ 12: 13 (Живая Библия, перевод с английского.) Теперь заметьте то, как в этом же контексте, где он говорит о том, что он допустил ошибку, не требуя от них материальной поддержки, он также выражает свои опасения найти их в состоянии духовного и морального упадка. Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали. 2 КОРИНФЯНАМ 12: 20-21
Теперь вы можете видеть, что всякий раз, когда служители перестают требовать (путем учения и увещания) от людей материально поддерживать служение своими десятинами и пожертвованиями, то это не приносит людям ничего доброго? В конечном итоге такие действия скорее всего будут способствовать их духовному и моральному упадку. Когда христианин неправ в финансовых вопросах, — при этом я имею в виду как его действия, так и его внутреннюю позицию, — это может означать, что у него есть, или скоро возникнут проблемы и в других сферах. Эта ответственность за то, чтобы учить людей насчет десятин и пожертвований лежит на служителях не только ради успеха служения, но и ради самих членов церкви, потому что столь во многих сферах своей жизни, в зависимости от подхода к этому вопросу, верующие будут или стоять, или падать.
|