Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация образовательного процесса в вузе
Образовательный процесс в высшем учебном заведении — это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава; учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, обеспечивающая г подготовку квалифицированных специалистов по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочими учебными планами. Общие требования к организации образовательного процесса в вузе I таковы: • организация образовательного процесса регламентирована рабочим учебным планом, годовым календарным графиком учебного процесса и расписаниями занятий; • вуз самостоятельно выбирает систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации студентов; • освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников; • обязательное научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершению уровня образования. Основным подразделением высшего учебного заведения, реализующим учебный процесс, является кафедра. Конкретные направления деятельности кафедры по обеспечению различных аспектов образовательного процесса регламентированы Положением об организации учебного процесса в вузе. Одна из важнейших задач преподавательского состава — формирование мотивированного отношения обучающихся к процессу получения знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы в народном хозяйстве и структурах бизнеса, развитие у обучаемых самостоятельности, инициативы, творческих способностей. Профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения имеет право выбирать методы, методику, средства обучения и содержательное оформление занятий, проведения научных исследований, наиболее полно отвечающих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество образовательного процесса. Основными документами, определяющими организацию и планирование образовательного процесса в высшем учебном заведении, являются рабочие учебные планы, рабочие программы и расписание учебных занятий. Рабочий учебный план — это руководящий документ, устанавливающий основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебной работы, время изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании знаний обучаемых и определяющий формы и виды контроля знаний студентов. В рабочем учебном плане в пределах установленного срока обучения предусматриваются теоретические и практические занятия, экзаменационные сессии, каникулы, все виды учебной практики и итоговой аттестации. Рабочая программа — это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учетом специализации, является единой для всех форм обучения. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно графику учебного процесса. Расписание учебных занятий — документ, связывающий в единую систему все звенья и элементы образовательного процесса и регламентирующий образовательную работу обучающихся, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Расписание составляется учебным отделом на семестр и утверждается ректором высшего учебного заведения. Составление расписания занятий — завершающий этап планирования образовательного процесса. В расписании содержится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием лиц, проводящих занятия, и изучаемых тем. Расписание занятий должно соответствовать рабочему учебному плану и рабочим программам, отвечать основным педагогическим требованиям. Образовательная деятельность высшего учебного заведения организуется и осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава и самостоятельной, работы студентов. Основными видами занятий являются: лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа (проект); самостоятельная работа, коллоквиум, дискуссия (круглый стол), консультация; игры, групповые упражнения, комплексные учения, компьютерные тренинги; практика (учебная, стажировка, производственная, преддипломная) и другие. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки студентов. Ее цель — дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Каждая дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия темам. Фондовые лекции проходят внутреннее и внешнее рецензирование, обсуждаются на кафедре или методической секции и утверждаются заведующим кафедры. Семинар проводится по основным и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, привития навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала. Для качественной подготовки студентов к семинарам на кафедре разрабатываются задания, которые выдаются обучаемым до проведения первых занятий по теме семинара. Практическое занятие проводится с целью закрепления теоретических знаний, приобретения определенных навыков. Главным содержанием данного вида учебных занятий является практическая работа каждого студента. Лабораторное занятие имеет целью закрепить теоретические положения изучаемой темы, обучить студентов методам экспериментальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с лабораторным оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами. Лабораторные работы выполняются студентами самостоятельно под руководством преподавателя, за исключением случаев, когда по характеру работ требуется участие нескольких студентов одновременно или когда недостает необходимого оборудования. Контрольная работа выполняется письменно в порядке ответов на вопросы или решения задач в объеме изучаемого материала. Для обучаемых по очной форме контрольные работы проводятся во время плановых аудиторных занятий. Содержание заданий по каждой контрольной работе и порядок ее проведения утверждается заведующим кафедрой. Реферат является традиционной формой активного обучения. Работа над рефератом позволяет значительно расширить круг источников, изучаемых студентами; рассмотреть проблемы и явления с разных точек зрения; выработать собственный взгляд на проблему; способствует формированию у студентов мировоззрения, опирающегося на исторические традиции и моральные ценности.
|