Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2 Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту
Физическая культура: текст лекций: [для бакалавров нефизкультурных вузов] / В.Ф. Тихонов, А.Х. Ермолаев, О.Б. Колесникова, Л.А. Яковлева; [отв. ред. А.Х. Ермолаев]; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. - 92с.: ил. 1. Физическая культура – как органичная часть культуры общества; 2. Сущность понятия «физическая культура человека»; 3. Современное состояние физической культуры и спорта. 1 Физическая культура – как органичная часть культуры общества В определении термина «физическая культура» указывается, что она является частью культуры. Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (БСЭ) [18]. Основой культуры человека является соотношение областей его «знания» и «незнания». С помощью простой модели (в качестве «инструмента №2») на рисунке 2.1 рассмотрим области «знание» – «незнание». Необходимо отметить, что область «незнания», не ограничивается рамкой, закрашенной в серый цвет, но распространяется далеко за пределы листа – в бесконечность. Используем понятие «вектор познания». На рисунке 2.1 векторы, в виде стрелок с обозначением Х1 … Хn,, условно показывают направление и величину наших усилий в процессе познания внутреннего или окружающего мира. Если вектор нашего познания Х1 и Х2 вращаются в области наших знаний (во внутреннем мире), то все вокруг нам кажется знакомым, а обстановка комфортной. Здесь нам говорят: «молодец», «правильно», «хорошо» и т.п., хотя мы подтягиваемся 3 раза, не бегаем, не сильно напрягаемся. Во внутренней области нашего знания мы чувствуем себя чемпионами до тех пор, пока не повернем векторы нашего познания в направлении выхода за границы области нашего внутреннего мира – в сторону области незнания Х3 - Хn. Оказывается, в области незнания нам нечем похвастаться. Здесь нужно подтягиваться на перекладине 15 раз, быстро бегать, передвигаться на лыжах, уметь играть в футбол, волейбол и многое другое.
Рис. 2.1 Модель соотношения областей «знание» – «незнание»
От области незнания иногда для неподготовленного студента веет ужасом и страхом. Однако эти требования определены в учебной Программе в виде нормативов и определенных знаний. Можно уверенно говорить о том, что каждый студент, регулярно посещающий занятия по физическому воспитанию, на протяжении учебного года становятся способными освоить необходимые знания и выполнять требуемые нормативы. Освоение области незнания в физической культуре не всегда бывает легким процессом. Он иногда требует достаточно больших физических и психических усилий. Знакомство с областью незнания в любых учебных дисциплинах является нелегким занятием. Поэтому ожидание только положительных эмоций от занятий по физическому воспитанию не соответствует логике. Повышение уровня физических качеств, получение прочного двигательного навыка происходит только через преодоление высоких ступенек таких как «не хочу», «не могу», «не буду» и др. Поэтому студенты, не должны обращать внимания на «предательские уважительные причины», и без лишних сомнений направлять вектор познания во внешнюю сторону области знаний по физической культуре. Только в этом случае студент становится создателем, носителем и потребителем материальных и духовных ценностей физической культуры и спорта. Таким образом, у студента постепенно будет расширяться область знаний, совершенствоваться двигательные умения и навыки здорового образа жизни. Однако следует не забывать, что наряду с полезными знаниями могут быть бесполезные и даже вредные знания. Это такие знания, которые ведут к потере материальных и духовных ценностей. Например, известно, что в начале занятий по физическому воспитанию необходимо выполнить подготовительную часть занятия (разминку). Невыполнение этого методического требования часто приводит к травмам в основной части занятия. Да, каждый человек должен знать о травмоопасности некоторых физических упражнений, но не для того, чтобы травмировать себя и других, а чтобы избегать любых травм. Таким образом, травмы следует отнести к потере материальных ценностей. Можно привести примеры потери духовных ценностей. Например, бесполезно и вредно на своем опыте «узнавать», что означает для человека потеря таких духовных ценностей как дисциплинированность и терпение, с трудом приобретаемых с помощью приобщения к физической культуре. Такая потеря случается при частых пропусках занятий. Эта потеря сказывается не только при физических, но и интеллектуальных нагрузках, проявляясь в виде самоуспокоения и самообмана, что все возникающие проблемы сами собой разрешатся. Словесно это выражается так: «Все равно нам зачет поставят…». Другим примером потери духовных ценностей является потеря веры в собственные силы. Такая потеря возникает при завышенных требованиях студентом к себе и при несоблюдении им принципа постепенности, регулярности и адекватности физической нагрузки. Наиболее ярко это проявляется в спорте. Известно, что применение в спорте стимулирующих препаратов (иногда запрещенных) приводит к потере веры в свои собственные силы. В область культуры входят наука, медицина, религия, производство (производственная культура), физическая культура и многие другие области. В свою очередь, то пространство, на которой отсутствуют соответствующие области культуры, кратко можно назвать областью бескультурья, которая обозначена(БК) на рисунке 2.2. Назовем бескультурьем то пространство, в котором отсутствуют духовные и материальные ценности культуры. Поэтому бескультурье может проявляться в самых непредсказуемых образах. На рисунке 2.2 схематично представлены эти области и их взаимопроникновение.
Рис. 2.2 Соотношение областей непознанного мира, областей культуры и областей бескультурья (БК)
По объективным и субъективным причинам происходит проникновение культуры в область бескультурья и обратно возникновение бескультурья в тех областях, где оставляются и попираются духовные и материальные ценности культуры. Следует отметить, что происходит проникновение ценностей науки, медицины, искусства и других областей культуры в область физической культуры, а также влияние ценностей физической культуры на эти области. По аналогии с рисунками 2.1 и 2.2 можно представить взаимоотношение областей «физической культуры» и «физического бескультурья». Если есть физическая культура, то следует ожидать, что есть и физическое бескультурье. На рисунке 2.3 в виде секторов размечены некоторые составные части физической культуры: физическое воспитание, физическая подготовка, рекреация, наука, массовые спортивные мероприятия и спорт. В первой лекции отмечалось, что физическая культура является совокупностью ценностей норм и знаний, которыми владеет общество и в какой-то степени каждый человек. Но чтобы приобщиться к этим ценностям, человеку необходимо находиться в процессе определенной деятельности по их созданию, сохранению и потреблению. Из определения «физическая культура» это происходит путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Здесь возникают новые термины, которые также необходимо уточнить, сверяясь с понятиями из Федерального закона: физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [14]; физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик [14]; физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека [12]. Физическое развитие происходит в отсутствие целенаправленного педагогического воздействия на человека под влиянием биологических (генетических), возрастных, природных (физических) и социальных факторов.
Рис. 2.3 Соотношение областей непознанного, разделов физической культуры и гипотетических областей физического бескультурья (1)
Для дальнейших рассуждений нам следует подчеркнуть, что спорт, физическое воспитание, физическая подготовка и физическое развитие по определению являются процессами, а сама физическая культура не является процессом. По определению физическая культура представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний. В процессе высокой двигательной активности сам человек является создателем, потребителем и носителем (хранителем) материальных и духовных ценностей физической культуры. 2. Сущность понятия «физическая культура человека» Какие ценности содержит в себе физическая культура? Физическая культура объединяет в себе материальные и духовные ценности. Их наличие в обществе и в самом человеке связано с определенным соотношением духовного и телесного в процессе освоения человеком окружающего мира [4]. Любая культура содержит в себе материальные и духовные ценности. Вокруг нас немало таких ценностей. Большинство из этих ценностей были созданы другими людьми и даже другими поколениями людей. Часто мы их не бережем, не храним. Эти ценности являются внешними по отношению к человеку. В специальной литературе к внешним материальным ценностям относят спортивную обувь и одежду, инвентарь, тренажеры и спортивные снаряды, спортивные сооружения, медицинское обеспечение и т.п. К внешним духовным ценностям относят научные и педагогические знания, сведения по истории физической культуры и спорта, этические и эстетические нормы, зрелищность спортивных соревнований, высокие спортивные звания, льготы со стороны общества и др. [1, 7, 10, 12]. Целью любой деятельности человека является создание материальных и духовных ценностей. Если в результате деятельности человек не получает материального вознаграждения (оплаты труда) или морального (духовного) удовлетворения от творческой деятельности, эта деятельность теряет смысл. Людям особенно дороги те ценности, которые они создали сами и которые могут долго помнить и хранить всю свою жизнь. В процессе высокой двигательной активности в самом человеке проявляются внешние и внутренние материальные и духовные ценности физической культуры. Наличие и уровень этих ценностей, созданных самим человеком, называется физической культурой человека. Внутренними материальными ценностями физической культуры человека являются: оптимальные морфофункциональные показатели организма, повышенный уровень физических качеств, богатый двигательный опыт и т.д. Это такие показатели, которые можно количественно измерить с помощью приборов и качественно оценить с помощью шкалы оценок или экспертных оценок. Труднее оценить внутренние духовные ценности: научные и методические знания, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, высокий уровень волевых качеств, целеустремленность. К духовным ценностям также можно отнести хорошее настроение, позитивный взгляд на окружающую среду после занятий спортивными играми и после выполнения физических упражнений. С духовными ценностями связаны доброжелательность, чувство справедливости и уважения к соперникам, навык соблюдать правила соревнования (даже когда судья «не видит»). Следует отметить, что утрата указанных материальных и духовных ценностей приводить к физическому и спортивному бескультурью. Это будет проявляться в неспособности выполнить качественно элементарные двигательные действия (в том числе и трудовые) из-за избыточного веса, снижения уровня физических качеств, потери двигательного опыта и т.п. Потеря материальных ценностей приводит к потере духовных ценностей. Так в своей повседневной жизни, физически ослабленные люди пытаются возложить свои двигательные задачи на других, в надежде, что другие люди помогут. Это может войти в привычку – не делать физическую работу самому, к потере чувства ответственности. Физическое бескультурье начинается с ослабления или угасания самых простых навыков в соблюдении режима дня (ночью не уложишь – утром не разбудишь), режима питания, выполнения учебных заданий в определенное время. При отсутствии этих элементарных навыков невозможно утром выполнять физическую зарядку, регулярно посещать занятия и качественно заниматься по программе физического воспитания, посещать спортивную секцию и участвовать на соревнованиях. Материальное физическое бескультурье в спорте выражается в пренебрежении или несоблюдении принципов и методов обучения двигательным действиям, спортивной тренировки, подготовки к соревнованиям, применение запрещенных препаратов искусственного повышения работоспособности на время состязаний. Духовное физическое бескультурье в спорте выражается в сознательном нарушении правил соревнований, неуважительное отношение к соперникам, умышленное нанесение им травм. Расширение области бескультурья в спорте приводит к исчезновению принципов честной борьбы, взаимного уважения спортсменов друг к другу и других подобных нравственных принципов. Бескультурье в профессиональном спорте может проявляться в виде «рабовладельческих» отношений между хозяевами спортивных клубов, специалистами и спортсменами. Известно, что спортсменов можно продать в другой клуб или купить из другого клуба или из другой страны. Следовательно, можно предположить, что если можно купить или продать спортсменов, нанимать руководителей клубов и тренеров из любой страны и в любой стране, то можно покупать и продавать сами результаты спортивных состязаний. Это будет оправдано, если такое положение повысит зрелищность состязаний и обеспечит прибыль от организации таких спортивных мероприятий. Ведь в театре и в кинозале зрители не возмущаются, когда актеры живут, любят, умирают только «понарошку». Однако в спорте приобретение материальных ценностей спортивными организациями таким путем, могут приводить к невосполнимой утрате духовных ценностей у той части населения, которая считает себя «фанатами» того или иного вида спорта. Таким образом, отсутствие физической культуры в какой-либо части общества или отдельной личности приводит к физическому бескультурью общества или личности. Причиной этому является неспособность или неумение общества или личности быть активным создателем, носителем (бережным хранителем) и разумным потребителем материальных и духовных ценностей физической культуры. Можно ли «заниматься» физической культурой? Мы часто слышим призывы – занимайтесь физкультурой! Физическая культура является частью культуры, также как частью культуры является наука, искусство, медицина, религия и т.д. Но призывы «занимайтесь культурой!» или «занимайтесь искусством!» в лучшем случае вызывают недоумение. Приобщаться к физической культуре (также как и к культуре) да, можно, но лишь в процессе определенной деятельности. Это является обязательным условием. Без деятельности мы ничего не можем получить от наличия любых ценностей, как бы их много не имелось вокруг. Поэтому логично будет ответить на этот вопрос так: «Заниматься» физической культурой нельзя, но можно и необходимо приобщаться к ее ценностям, участвуя в процессах физического воспитания, физической подготовки, спортивной подготовки и в спортивных соревнованиях и массовых спортивных мероприятиях.
|