Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Двигательная активность и ее влияние на адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды
Физическая культура: текст лекций: [для бакалавров нефизкультурных вузов] / В.Ф. Тихонов, А.Х. Ермолаев, О.Б. Колесникова, Л.А. Яковлева; [отв. ред. А.Х. Ермолаев]; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. - 92с.: ил. На прошлых лекциях мы узнали, что физическая культура является совокупностью ценностей, к которым мы приобщаемся для физического и интеллектуального развития способностей, совершенствования нашей двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации. У студентов может возникнуть вопрос: для чего нам развиваться …, совершенствоваться …, формировать …, адаптироваться…? Для начала можно дать краткий ответ: для того, чтобы не только приспособиться к окружающей внешней среде (адаптироваться), но на основе высокой двигательной активности создавать, сохранять и потреблять материальные и духовные ценности физической культуры в целях достижения «потребного будущего». Цель, как модель «потребного будущего» (по Н.А. Бернштейну), определяет поведение системы в настоящем [2]. Как человек адаптируется во внешней среде для достижения «потребного будущего» средствами физической культуры? Здесь стоит задача оптимального разрешения диалектического противоречия между объективным отсутствием больших физических нагрузок в повседневной учебной деятельности студентов и требованием к высокой двигательной активности в целях поддерживания здорового образа жизни. Отсутствие больших физических нагрузок в повседневной учебной деятельности студентов приводит к недооценке значимости физического воспитания в учебном процессе студентов. Однако высокая двигательная активность является необходимым условием устойчивой работоспособности функциональных систем организма человека. Влияние уровня физической подготовленности студентов на качество их обучения основано на понимании механизмов осуществления этого влияния. Многочисленными исследованиями доказано, что в основе этого механизма лежит явление переноса навыков и умений, сформированных в одной области человеческой деятельности, на результат овладения навыками и умениями в других областях. Содержанием этого механизма является перенос материальных и духовных ценностей, созданных в одной области человеческой деятельности, в другие области его деятельности. В учебной деятельности студентов, в которой значителен компонент интеллектуальных действий и невысокие величины физических усилий, можно выделить два пути переноса. С одной стороны, высокий уровень физической подготовленности обеспечивает необходимую физиологическую основу высокой умственной работоспособности. С другой стороны, в ходе занятий физическими упражнениями формируются механизмы обеспечения функции вегетативных систем организма в напряженном режиме, который в учебной деятельности возникает в моменты принятия важных решений, связанных также с психологической напряженностью (зачеты, экзамены и т.п.). В начальный период обучения в вузе большое значение приобретает ускорение процесса адаптации студентов к новой учебной нагрузке, к новым условиям быта. По наблюдениям физиологов, медицинских работников и педагогов, период адаптации к учебной деятельности у студентов длится 5-6 месяцев (1-й семестр) в условиях отсутствия специальных педагогических воздействий. Одним из путей сокращения сроков адаптации является целенаправленная организация физического воспитания в начальный период обучения в вузе. Исследования показали, что у студентов с более высоким уровнем физической подготовленности адаптация завершается к концу второго месяца обучения. Такой эффект объясняется тем, что более высокий уровень физических качеств обеспечивает меньшие функциональные сдвиги в организме студентов в ходе адаптации к новым условиям учебы и быта. В начале периода обучения целесообразно применять физические упражнения, направленные на повышение уровня общей физической выносливости (бег на длинные дистанции), быстроты (бег на 100 м), силы (упражнения на гимнастических снарядах). С целью сокращения сроков адаптации дополнительно решаются воспитательные и развивающие задачи: § воспитание и совершенствование необходимых для учебной деятельности физических и психомоторных качеств и прикладных навыков (соблюдать личную и общественную гигиену, режим дня, питания, труда и отдыха и т.п.); § создание готовности функциональных систем к перенесению воздействия специфических факторов внешней среды и условий учебной деятельности; § повышение физиологических резервов организма за счет высокой физической тренированности; § выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятие психической напряженности; § обеспечение быстрого восстановления работоспособности, снимать излишнее мышечное напряжение; § воспитание уверенности в своих силах в различных ситуациях.
|