Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные и сводные индексы качественных показателей в агрегатной форме






Каждый качественный показатель связан с тем или иным объемным показателем, в расчете на единицу которого он ис­числяется. Так, с объемом произведенной (проданной) продук­ции связаны такие качественные показатели, как цена р, себе­стоимость z и трудоемкость t.

Рассмотрим принципы построения агрегатных индексов качественных показателей на примере индекса цен. Поскольку этот индекс характеризует изменение цен, индек­сируемой величиной в нем будет цена товара. Влияние количества проданных товаров должно быть устранено, а это возможно только в том случае, если количество продаваемых товаров не­изменно в оба периода, т. е. количество товаров одного из пе­риодов принято в качестве весов индекса.

Вопрос о том, количество проданных товаров какого перио­да (текущего или базисного) следует взять в качестве весов при построении агрегатного индекса, решается исходя из сферы его применения.

При построении индекса цен в качестве весов индекса обыч­но берут количество товаров, проданных в текущем (отчетном) периоде. Это объясняется тем, что такое исчисление индекса цен позволяет определить не только относительное изменение цен (путем деления числителя индекса на его знаменатель ), но и абсолютную экономию (-) или абсолютный перерасход (+) денежных средств покупателей в результате из­менения цен на эти товары (как разность между числителем и знаменателем индекса):

Агрегатный индекс цен с отчетными весами впервые предло­жен в 1874 г. немецким экономистом Г.Пааше и носит его имя. Формула агрегатного индекса цен Пааше:

, где — фактическая стоимость продукции (товарооборот) отчетного периода; — условная стоимость товаров, реализованных в отчет­ном периоде по базисным ценам.

Индекс цен Пааше показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) в среднем уровень цен на массу товара, реализо­ванную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост (снижение) в отчетном периоде по сравнению с базис­ным периодом.

Если из значения индекса цен Iр вычесть 100%, т.е. (Ip -100), то разность покажет на сколько процентов в среднем возрос (уменьшил­ся) за это время уровень цен на массу товаров, реализованную в от­четном периоде.

При таком методе, рассчитав индекс цен по формуле (9.9), можно подсчитать экономический эффект от изменения цен.

Однако надо отметить, что указанный выбор весов при по­строении агрегатного индекса цен нельзя считать обязательным во всех случаях. В статистике многие задачи могут и должны ре­шаться по-разному в зависимости от конкретной цели и особен­ностей исследования. Как известно, во время экономического кризиса рез­ко растут цены. В результате ряд продуктов выпадает из потреб­ления населения, особенно малообеспеченных. Допустим, что в условном базисном периоде в состав потребления входило 30 наименований продуктов (q0 =30), а в текущем периоде - только 25 наименований (q 1 = 25) Очевидно, что при такой си­туации индекс цен, рассчитанный по q 1, неправильно отразит изменение цен на те продукты, которые выпали из потребления из-за чрезмерного повышения цен.

Поэтому в подобных случаях более правильно отразит изме­нение цен индекс, построенный по продукции базисного перио­да (предложен в 1864 г. немецким экономистом Э. Ласпейресом и носит его имя).

Формула агрегатного индекса цен Ласпейреса:

(9.10)

Итак, агрегатные индексы цен с текущими весами определя­ются по формуле (9.9), с базисными весами по формуле (9.10). Эти индексы не идентичны. Значения индексов цен Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпадают, так как имеют различное экономическое содержание.

Индекс Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде, и фактическую экономию (перерасход) от изме­нения цен, т. е. индекс цен Пааше показывает, на сколько това­ры в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.

Экономическое содержание индекса Ласпейреса другое: он показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), ко­торую можно было бы получить от изменения цен, т. е. условную экономию (перерасход). Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса по­казывает во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде. Поэтому применение формулы Ласпейреса ограничено особыми условиями исследования (например, при прогнозировании объе­ма товарооборота, в связи с намечаемыми изменениями цен на товары в предстоящем периоде).

При выборе периода, на основе которого производится взве­шивание, нужно иметь в виду два противоречащих друг другу требования:

• задачи изучения структуры и динамики цен требуют, чтобы расчеты показателей цен проводились в течение достаточно длительного периода на одной и той же базе сравнения;

• непрерывно происходящие изменения в структуре произ­водства и потребления, в соотношении цен на отдельные продукты, появление новых продуктов и исчезновение старых, изменение качества продуктов требуют возможно более частого изменения базисного периода.

До перехода к рыночным отношениям отечественная стати­стика отдавала предпочтение индексу цен Пааше. В условиях же высокой инфляции взвешивание по весам отчетного периода (индекс Пааше) требует ежегодного (ежеквартального, ежемесяч­ного) пересчета информации для формирования системы весов, что связано с большими затратами времени, материальных и тру­довых ресурсов, поэтому, начиная с 1991 г., органы государст­венной статистики России определяют изменение общего уровня цен на товары и услуги по формуле Ласпейреса, которой отдается предпочтение и в зарубежной статистике. Наблюдение за изме­нением цен (тарифов) проводят на территории всех субъектов Российской Федерации.

Для характеристики динамики цен на потребительском уров­не рассчитывается сводный индекс потребительских цен (ИПЦ), который отражает динамику цен конечного потребления.

«Идеальный» индекс цен Фишера (по имени американского экономиста И.Фишера) представляет собой среднюю геометри­ческую из произведения двух агрегатных индексов цен Лайспейреса и Пааше:

(9.11)

Идеальность формулы заключается в том, что индекс являет­ся обратимым во времени, т.е. при перестановке базисного и отчетного периодов полученный «обратный» индекс — это ве­личина обратная величине первоночального индекса (этому ус­ловию отвечает любой индивидуальный индекс).

Однако геометрическая форма индекса имеет принципиаль­ный недостаток: она лишена конкретного экономического со­держания. Так, в отличие от агрегатного индекса Пааше и Лайспейреса разность между числителем и знаменателем не покажет никакой реальной экономии (или потерь) из-за изменения цен.

Индекс Фишера в силу сложности расчета и трудности эко­номической интерпритации на практике используется довольно редко, чаще всего — при исчислении индексов цен за длитель­ный период времени для сглаживания тенденций в структуре и составе объема продукции, в которых происходят значительные изменения.

Рассмотрев индекс цен, аналогично рассуждаем и при по­строении всех других индексов качественных показателей.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — важнейший пока­затель эффективности деятельности предприятия, представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производ­ства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, мате­риалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Индекс себестоимости продукции характеризует среднее из­менение себестоимости единицы продукции отчетного периода по сопоставимому с базисным периодом кругу продукции. Фор­мула агрегатного индекса себестоимости продукции имеет вид:

где — затраты на производство продукции отчетного периода; — затраты на производство той же продукции, если бы себестоимость единицы продукции осталась на уров­не базисного периода.

Рассчитанный по формуле (9.12) индекс себестоимости по­казывает, во сколько раз уменьшился (возрос) в среднем уро­вень себестоимости на продукцию, произведенную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его снижение (рост) в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Разность между числителем и знаменателем характеризует экономию (-), перерасход (+) в затратах от снижения себестои­мости единицы продукции:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал