Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В группе и энергии единства в команде
Эти упражнения также проводятся в специально отведенные Вами 10-15 % рабочего времени в неделю. Игровое упражнение «Невидимая связь» Для проведения этой игры Вам потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу же рваться при сильном натяжении). Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде
Попросите членов команды встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Если у Вас есть возможность включить спокойную музыку, сделайте это. Возьмите моток нитей, ножницы и зайдите внутрь круга. Сделайте глубокий вдох и выдох и расскажите команде такую историю. «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. „Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы такое предпринять? " —- размышлял он. И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью». Далее, Вам предстоит, рассказывая историю, обойти каждого члена Вашей команды и вложить ему в руки нить. «Воистину нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре. Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно его хранил, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился „узловатым". Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами». Когда у каждого члена Вашей команды будет в руках нить, отрежьте ее от мотка и завяжите концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг. — Дорогие друзья! — обращаетесь Вы к команде. — Сей — А если, — продолжаете Вы, — кто-то потянет нить на се — Некоторые люди, — продолжаете Вы, — предпочитают — С этой нитью можно проводить разные эксперименты, — Игра закончена, нить можно положить на время обсуждения в круг. Потом смотать и убрать. Нить можно хранить ере- Эффективная команда: таги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде
ди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее членами. Главный вопрос в обсуждении: «Чему эта игра может научить команду?» Желательно ответы всех членов команды записывать на доске, так как этот материал Вы сможете использовать при формировании ценностей команды (это Ваш следующий шаг). Игровое упражнение «Чудесный ковер» Для этой игры Вам опять потребуются моток ярких нитей. Лучше, если нитки будут золотого цвета или «радужные». Золотой цвет ассоциируется с теплом, солнцем, энергией, — все это позитивно влияет на формирование энергии единства в команде. Если есть возможность, включите спокойную музыку и попросите членов команды встать в круг. Возьмите моток ниток и займите свое место в кругу. Попросите членов команды сделать медленные вдох и выдох. Далее, расскажите такую историю. «Дорогие друзья! Припомните, пожалуйста, все наикрасивейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры... От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим друг с другом красивые взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным... В древности к процессу тканья ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковер... Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому. Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно — и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер сотканным». — Позвольте, я начну, — продолжаете Вы, наматывая на Когда моток вновь вернется к Вам, можно продолжать. — Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появи Вы передаете моток адресату комплимента. Если он находится далеко, другие члены команды помогут Вам. Далее, член команды, которому Вы передали моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передает моток другому, говоря тому добрые слова. Постепенно между всеми членами команды образуются нити. Игра может продолжаться довольно долго: либо пока нитки не закончатся, либо пока все не устанут. Здесь Вам важно поймать настроение команды, ибо «все хорошо в меру». — Посмотрите, — можете сказать Вы, когда ковер станет — Мы уже с вами говорили о том, что между нами протя Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде
цами, как мы можем быть услышанными. Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение. — Итак, наш ковер соткан. Теперь мы аккуратно опустим — Теперь, когда ковер лежит на полу, если хотите, можно — Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизи Игровое упражнение «Ожерелье благопожеланий» Вам опять потребуется моток или мотки разноцветных нитей (лучше золотого, оранжевого или алого цвета). Подготовьте заранее длинные и короткие нити. Длинные нити — примерно 70 сантиметров. Короткие нити — примерно 10 сантиметров. Количество длинных нитей соответствует количеству членов Вашей команды. Коротких нитей должно быть как можно больше. Если есть возможность, включите приятную музыку и сядьте в круг. Покажите членам команды нити и скажите: «У меня в руках разноцветные нити. Есть длинные и короткие. На самом деле, это не простые нити, а искры нашего творчества. Согласно легенде, если собираются вместе люди с чистыми сердцами и становятся членами одной команды, они могут превратить эти искры в удивительные ожерелья для каждого. Сейчас, пожалуйста, каждый возьмите по одной длинной нити, повесьте ее себе на шею и завяжите концы. Это основание ожерелья. А теперь возьмите себе по „охапке" маленьких искр. Вам предстоит подойти к каждому члену нашей команды, сказать ему добрые слова, пожелания и в память об этом завязать узелок из маленькой искры. Так маленькие нити-искорки станут „бусинами" на нити ожерелья». Члены команды и Вы должны обойти друг друга и завязать короткие нити на длинную нить ожерелья, говоря добрые слова и пожелания. Эта игра не обсуждается, а ожерелья бережно хранятся. Как Вы видите, все игровые упражнения построены на использовании разноцветных нитей. Это не случайно. Нити символизируют истинные, гармоничные связи между Вами и всеми членами команды. Налаживая гармоничные взаимосвязи, Вы формируете энергию единства в своей команде. Кроме того, в глазах команды Вы становитесь носителем общечеловеческих созидательных ценностей, что постепенно придает Вам статус Наставника, Учителя. Для Лидера команды это чрезвычайно важно. Тем более что следующий Ваш шаг как раз посвящен формированию ценностей команды. ШАГ ШЕСТОЙ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ КОМАНДЫ Система взаимоотношений в команде очень тонка, поэтому так много времени требуется для того, чтобы она сложилась. Финальным аккордом этого процесса станет формирование ценностей команды. Ценности команды — это ее нормы, принципы, правила жизнедеятельности. К обсуждению ценностей можно неоднократно возвращаться в разные периоды совместной работы. Невыполнение норм влечет за собой деформацию межличностных связей и нарушает работу команды. Поэтому не жалейте времени (имеются в виду 10—15 % рабочего времени в неделю) на формирование ценностей команды. В процессе формирования ценностей и вытекающих из них норм и правил команды Вы можете идти двумя путями: ♦ первый путь: самостоятельная творческая деятельность команды по формированию ценностей; Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде
♦ второй путь: осмысление общечеловеческих ценностей и их принятие (или непринятие) в систему ценностей команды. Эти пути не исключают друг друга, и Вы можете двигаться по ним параллельно, а также создавать «точки пересечения». Первый путь: самостоятельная творческая деятельность команды по формированию ценностей. На этом пути целесообразно использовать технологию создания общего терминологического поля. Члены команды предлагают ценности, которыми должны руководствоваться коллектив, Вы их записываете, конкретизируете, приходите к общим формулировкам. Далее, на основе выделенных ценностей, коллектив обсуждает правила команды, а также награды и санкции. Второй путь: осмысление общечеловеческих ценностей и их принятие (или непринятие) в систему ценностей команды. На этом пути Вам предстоит подготовить формулировки общечеловеческих ценностей и посвятить работе с ними в команде несколько занятий. Обсуждение общечеловеческих ценностей выведет команду на качественно иной уровень взаимодействия. Давайте условно, для удобства работы в команде, разделим общечеловеческие ценности на три большие группы. 1. Первую группу назовем, используя афоризм Антуана 2. Вторую группу назовем «Сокровища практической мудрости». 3. Третью группу определим как «Ценность Созидания». «РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» Я не раз наблюдала за командами, занятыми обсуждением ценностей, и заметила, что в 80% случаях называются ценности, связанные с коммуникативной культурой: открытость, деликатность, умение слушать и слышать. Действительно, сего- дня нормальное человеческое общение становится роскошью, даже в командах. Поэтому, работая над формированием ценностей команды по второму пути, Вы можете специально выделить время для обучения членов своей команды основным приемам человеческого общения. Для этого можно провести специальный коммуникативный тренинг, пригласив внешнего тренера, или действовать самостоятельно (в те 10—15 % рабочего времени в неделю). Если Вы решили действовать самостоятельно, Вам предстоит, в первую очередь, обсудить и принять Правила общения в команде. Правила общения в команде
92 Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 93
Однако Правила общения в команде могут остаться лишь пустой декларацией, если члены команды не будут развивать в себе навык активного слушания. Активно слушать — это значит внимательно слушать и слышать то, что говорит партнер, не перебивая его собственными отвлеченными ассоциациями или неуместными репликами. Многие ошибки команда совершает из-за того, что чья-то интересная идея, предложение, мнение не были услышаны или были неверно поняты. Главная проблема здесь — отсутствие умения слушать и слышать другого. Для отработки навыка активного слушания Вы можете провести два игровых упражнения. Игровое упражнение «Внимательный слушатель» Задача этой игры — отработать у членов команды навык внимательного слушания и понимания партнера. Предложите членам команды разделиться на пары и познакомьте их с условиями игры: «В паре: один является Рассказчиком, другой — Внимательным Слушателем. Договоритесь между собой, кто из вас будет Рассказчиком, а кто Слушателем. После выполнения задания вы сможете поменяться ролями. Задача Рассказчика — что-либо рассказывать, на любую тему: о новом кинофильме, книге, сортах цветов на участке, о погоде, о политике. Задача Слушателя — внимательно его слушать, стараться не перебивать. Периодически Слушатель кивает головой, говорит „угу",, да-да", „как интересно", „это просто удивительно". Словом, любые короткие фразы, демонстрирующие вашу реакцию и соответствующие тому, о чем рассказывает вам Рассказчик. На это вам отводится 12 минут. После чего Рассказчик замолкает и отдыхает в течение 5 минут, которые нужны Слушателю, чтобы как можно подробнее записать то, что рассказал ему Рассказчик». Если команда согласна, в процессе игры Вы можете проводить видеосъемку отдельных пар. В этом случае, при обсужде- нии сначала просматривается все, что говорил.Рассказчик, потом группа узнает то, что записал Слушатель. Когда «страсти утихнут», попросите команду сесть в крут и начните обсуждение игры. При этом Вы можете задавать членам команды следующие вопросы: — Легко ли рассказывать, когда вас внимательно слушают? — Легко ли внимательно слушать? — Что мешало точно воспроизвести все то, о чем говорил — Что необходимо для того, чтобы внимательно слушать? — Что необходимо для того, чтобы быть услышанным? — Чему эта игра может научить команду? Обычно внимательно слушать партнера мешают собственные ассоциации, эмоции, суждения и прочее. Данное упражнение необходимо повторять многократно, пока члены команды не скажут, что им легко слушать и понимать партнера, и не научатся максимально «близко к тексту» передавать то, о чем рассказал партнер. Игровое упражнение «Желающий понять» На основании умения слушать партнера можно сформировать навык его понимания. Тот, кто хочет понять другого, постоянно задает себе вопрос: «Что он имеет в виду?». Желание понять, что имеет в виду собеседник, позволяет сформулировать уточняющий вопрос и получить на него ответ. В начале игрового упражнения Вам необходимо провести для членов Вашей команды мини-лекцию, чтобы познакомить их с приемами активного слушания. Содержание мини-лекции может быть следующим. «Для того чтобы понять суть идей другого, нужно иметь уверенность, что ты правильно его услышал и понял. Здесь нам на помощь приходят техники активного слушания. Давайте с ними познакомимся и потренируемся активно слушать партнера. 94 Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 95
Техника первая — «эхо» Она позволит вам лучше запомнить то, что сказал партнер. Чтобы лучше запомнить — нужно просто это повторить! Как эхо. Только в нашем случае, перед тем как повторить высказывание партнера, мы будем использовать короткую вводную фразу: «Ты сказал...», «Ты говоришь...», «Вы говорите...». А заканчивать повторение фразы партнера можно коротким вопросительным словом: «Так?», или «Это так?», «Я тебя правильно понял?». То есть формула фразы-эхо выглядит следующим образом: «Вводная фраза (ты говоришь), повторение того, что сказал партнер, короткое вопросительное слово (это так)?» Эту формулу можно выписать на доске Ты говоришь,.........., я тебя правильно понял? Например: «Для команды главное — сотрудничество» — «Ты говоришь, что для команды главное — это сотрудничество, я тебя правильно понял?» Техника вторая — «поддержка» Эта техника незаменима, когда ваш партнер чрезвычайно эмоционален, возбужден, расстроен. Слушая его, вы используете вводные фразы, оказывающие эмоциональную поддержку и демонстрирующие понимание вами чувств собеседника: «Я понимаю твои чувства....» «Как, должно быть, это непросто...» «Это так прекрасно, что....» «Да, тебе пришлось нелегко...» «Я очень рад за тебя...» и другие. После поддерживающей вводной фразы вы повторяете то, о чем говорил ваш партнер. В этом случае допустимо слегка видоизменять фразу собеседника. Например: «Ну, как же так! Они опять ссорятся, каждый пытается доказать, что он прав! Это просто невозможно! Они разрушают командный дух!» — «Как, должно быть, тебе тяжело наблюдать за этими ссорами! Ведь ты болеешь за дух нашей команды!» Техника третья — «интерпретация» Эта техника необходима, когда у вас уже есть гипотеза относительно сути того, о чем говорит ваш партнер. Но вам необходимо проверить свою гипотезу. В этом случае вы используете такие вводные фразы: «Если я тебя правильно понял, ты хочешь сказать...» «Правильно ли я понял, ты имеешь в виду...» «То есть ты хочешь сказать, что...» В конце вашей гипотезы вы употребляете вопросительное слово, как и в случае с техникой «эхо»: «так ли это?», «это ли ты имел в виду?» и пр. Таким образом, формула интерпретирующего вопроса выглядит так: «Ты имеешь в виду,.... (гипотеза), правильно ли я тебя понял?» Например: «Что делать с моими людьми, просто не знаю... Надо придумать что-то такое, чтобы они поняли, что дела лучше делать вместе. А то каждый мнит себя „пупом земли", каждый хочет, чтобы успех принадлежал только ему одному!» — «Если я вас правильно понял, речь идет о сотрудничестве между вашими людьми, о формировании эффективно работающей на общий результат команды, правильно ли я вас понял?» После мини-лекции выпишите все три техники на доску. Разделив членов своей команды на пары, познакомьте их с правилами игры. «Один из вас становится Рассказчиком, а второй Активным Слушателем. Задача Рассказчика — познакомить Слушателя с какой-либо своей проблемой или идеей. Например, о том, как улучшить жизнь в команде, семье, государстве; решить важную политическую проблему; усовершенствовать какую-либо технологию и пр. Задача Слушателя — постараться как можно точнее понять смысл идеи Рассказчика. При этом Слушатель может задавать уточняющие вопросы, используя техники активного слушания. На это вам дается 15 минут. После чего Слушатель должен записать то, как он понял существо идей Рассказчика». Эффективная команда: шаги к созданию Гяава 3. Шаги к своей команде 97
По согласованию с командой, игра одной пары может быть записана на видео и просмотрена всеми перед тем, как послушать гипотезу Слушателя. Это упражнение необходимо проводить многократно, пока члены команды не научатся точно понимать и воспроизводить смысл идей партнеров. Итак, чтобы человеческое общение в команде стало действительно «роскошным», необходимо много тренироваться, вводя такие игры в структуру работы команды. «СОКРОВИЩА ПРАКТИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ» Для работы с этой группой командных ценностей Вам предстоит: 1. заготовить 22 карточки и перенести на них приведенные 2. приготовить небольшой красивый ящик или горшок 3. запастись семенами быстро прорастающих растений. будет стоять небольшой столик. На столике можно красиво расположить карточки с ценностями, горшок с землей, семена растений, стакан с водой. Занятие можно начать так: «На этом столике вы видите горшок с землей, семена, воду и карточки. На карточках — описание основных жизненных ценностей, которые могут быть положены в основу работы нашей команды и могут стать нашими путеводными нитями. Мудрецы говорят, что ценности — это семена. Поэтому вы видите на столике семена. Земля — это питательная среда для семян. В нашей команде земля — это особый дух нашей команды. Давайте сейчас наугад возьмем по одной карточке и одному семени. Посидите, почитайте определение ценности, потом мы расскажем друг другу о том, что прочитали. Мы погово- рим о каждой ценности, о том, как она будет работать в нашей команде. Все это время в наших руках будут согреваться семена. Поэтому когда мы закончим обсуждение, давайте посадим семена в землю и польем их водой — пусть скорее прорастают!» Поскольку карточек с ценностями двадцать две, эту работу можно продолжать 2—3 занятия. Горшок с семенами становится символом ценностей команды, поэтому нужно поместить его на светлое и видное место и ухаживать за семенами. Когда растения начнут увядать — это сигнал к «обновлению ценностей». Вы можете провести это же упражнение, но с небольшим дополнением: теперь, вытащив карточку с определением ценности, каждый член команды должен рассказать, как он ощущал действие этой ценности в команде и что можно было бы улучшить в команде на основании этой ценности.
|