Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии ситуационного анализа
Ситуационный анализ — это работа с некоторой ситуацией. Вы можете спросить: «Мы постоянно анализируем различные ситуации, зачем нужны специальные технологии?» За тем, чтобы делать это более эффективно. Представьте себе любую ситуацию в образе кристалла со множеством граней. Чем больше граней кристалла Вы охватите в процессе ситуационного анализа, тем качественней будет Ваш результат. Есть немало приемов, технологий ситуационного анализа, но наиболее «рабочими» являются три из них: 1. «Восемь шагов»: используется для анализа и поиска ре 2. «Шесть шляп»: используется для анализа ситуаций 3. «Оценка рисков»: используется для анализа ситуаций * Все три технологии ситуационного анализа подробно описаны в книге: Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. Читайте Главу 4 «Технологии решения проблем в команде». ТЕХНОЛОГИЯ «ВОСЕМЬ ШАГОВ» Данная технология используется командой в ситуациях, когда имеется «нерешаемая проблема». Самое главное в этом случае — не искать выход, а поразмышлять, делая последовательно восемь шагов. Таким образом Вы сможете дисциплинировать собственные мысли и мысли членов Вашей команды. Для работы по этой технологии выделите 2—2, 5 часа рабочего времени, подготовьте доску или флипчер, яркие маркеры. Попросите членов Вашей команды расположиться полукругом у доски, где Вы будете стоять и записывать идеи команды. Ваша задача: правильно и четко организовать обсуждение проблемы в рамках каждого шага и записать на доске основные идеи, предложенные членами команды на каждом шаге. Шаг первый: «Туманная ситуация». Основная задача — сформулировать проблему так, как себе ее представляет команда. Проблему можете предложить Вы и попросить всех членов команды высказаться по этому поводу. Причем эмоциональные высказывания, если «наболело», не возбраняются (в рамках культуры общения). Иногда на этом шаге некоторые члены команды предлагают свой вариант решения проблемы. Вам необходимо это «пресекать», например так: «Уважаемые коллеги, сейчас мы только высказываемся о проблеме, но не решаем ее. Дело в том, что мы еще не все знаем о ней и слишком эмоциональны. Время для решений придет чуть позже. Но — за идею вам спасибо!». Допустимое время обсуждения на первом шаге — 10—15 минут. Допустим, проблема заключается в том, что поставщики регулярно («как будто нарочно!») срывают сроки поставки необходимых материалов. Все члены команды эмоционально высказываются о том, что «с этими людьми очень сложно работать», «особенно тяжелый человек их ответственный исполнитель», «и вообще, лучше поменять поставщиков». 112 Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 113
Выслушав всех, Вы берете слово и формулируете проблему примерно так: «Итак, на первый взгляд, наша проблема заключается в поставщиках, с которыми, как вы считаете, пора вообще расставаться. Спасибо. Это хорошая «туманная формулировка» проблемы. Я ее запишу на доске. Переходим к второму шагу — «поиск фактов». Шаг второй: «Поиск фактов». Задача этого шага дать несколько четких ответов на вопрос: «В чем конкретно проявляется „туманная проблема"?» Теперь Вам предстоит «нормировать» членов команды на «мониторинг эмоций», примерно так: «Уважаемые коллеги, вы уже эмоционально высказывались о проблеме. Теперь — только факты, и ничего кроме фактов. Помните о мониторинге эмоций. Только информация о проблеме. Каждый факт я буду записывать на доске». Когда все факты, в которых проявляется проблема, будут выписаны на доске, Вы задаете команде вопрос: «Уважаемые коллеги, мы собрали с вами все факты, в которых проявляется эта проблема; перечитайте их еще раз, а потом скажите, что будет, если у нас не будет этой проблемы. Высказывание каждого я буду записывать на доске». Время обсуждения на втором шаге — 10 минут. Продолжим описание примера, «туманная формулировка» которого звучала так: «На первый взгляд, наша проблема заключается в поставщиках, с которыми, как вы считаете, пора вообще расставаться». Эта проблема проявляется в следующих фактах: — поставщик требует 100% предоплату, но не привозит ма — нередко в привезенном заказе присутствует то, что не — водитель поставщиков груб в общении; — кладовщик — пожилой человек и не может участвовать
— когда к поставщикам поехал наш водитель, ему при — жалко упускать поставщика с такими ценами, но и тер Ответы на вопрос: что будет, когда этой проблемы не будет? — у нас будет «спокойная жизнь»; — придется искать других поставщиков; — может, не придется платить 100% предоплату; — получим качественный заказ; — если повезет, другой поставщик будет культурным и гра Третий шаг: «Определение проблемы». Ваша задача на этом шаге: дать проблеме позитивную формулировку. Вы объявляете членам команды о переходе к третьему шагу и просите их еще раз внимательно перечитать свои ответы на последний вопрос, которые описывают образ решенной проблемы (что будет, если проблемы не будет?). Далее, Вы спрашиваете, нет ли рисков в том, что проблема будет решена. Если риски есть, они также выписываются на доску. И Вы задаете команде вопрос: «Почему мы имеем эти риски?» Затем Вы соотносите причины появления рисков и образ решенной проблемы, и находите для нее позитивную формулировку (без частицы «не» или слов «избавиться», «разорвать отношения» и т. д.). Далее, Вы зачитываете команде «туманную формулировку» проблемы и сравниваете ее с нынешней. Это можно сделать, например так: «Вы видите, какую проблему мы с вами пытались решать в начале и потеряли столько энергии. Вопрос в том, чтобы правильно сформулировать проблему и только после этого приступить к ее решению. Итак, сейчас мы будем работать над решением проблемы, которая определяется так... (новое позитивное определение проблемы)». Время обсуждения на третьем шаге — не более 25 минут. Продолжим пример с «поставщиками». Оценивая риски решенной проблемы, команда пришла к следующему: 114 Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 115
— другим поставщикам придется платить дороже; — у нас нет точной информации о других поставщиках; — руководитель поставщиков имеет контакты с «теневы Ответ на вопрос: «Почему мы имеем эти риски?»: — много сил уходило на решение текущих проблем; — некому было собирать информацию о других поставщи — мы изначально неправильно строили отношения с ны — при работе с нынешним поставщиком мы злоупотреби — начав делать заказы у нынешнего поставщика, мы не Соотнеся причины появления рисков с образом решенной проблемы, команда пришла к следующему: 1. Надо собирать информацию о других поставщиках, 2. Нельзя полностью «рвать» с прежним поставщиком. Глобально проблема на будущее была определена так: «Разработать эффективную систему взаимоотношений с поставщиками». Оперативные определения звучали так: «Собрать информацию (личную и производственную) о других поставщиках»; «Проинформировать поставщика о сокращении объема закупок на 30%». Определение проблемы — самый важный шаг, потому что, если проблема сформулирована правильно, ко всем членам команды приходит ясность относительно того, ЧТО нужно делать. Иногда проблема может быть разбита на несколько, как в приведенном примере. В этом случае, команда определяет, какую именно проблему она будет решать именно сегодня, и планирует сроки работы над оставшимися проблемами. Шаг четвертый: «Создание поля идей». Вы объявляете о переходе к четвертому шагу и основную задачу: найти как можно больше идей, способов решения выделенной проблемы. При этом недопустимо оценивать идеи, даже если они будут «сумасшедшими». Время обсуждения — не более 20 минут. Шаг пятый: «Оценка и отбор». Задача шага — определить критерии отбора идей и оценить реалистичность каждой их них/Время обсуждения — не более 10—15 минут. Шаг шестой: «Образ решения». Задача шага — продумать сценарий практического воплощения наиболее реалистичной идеи. Время обсуждения — не более 10 минут. Шаг седьмой: «Составление плана действий». Задача шага — составить конкретный и четкий план действий, направленный на практическое воплощение выбранного сценария. Для удобства на доске (листе ватмана) заполняется таблица:
Шаг восьмой: «Действия и их оценка». Это шаг практической реализации и последующей оценки действий. После достижения результата команда вновь собирается в круг, и Вы задаете такие вопросы: — достигнут ли ожидаемый результат? 116 Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 117
— какие трудности встретились в процессе реализации — все ли трудности и риски были учтены в начале? Если — какие интересные открытия были сделаны в процессе — чему может научить команду этот опыт? ТЕХНОЛОГИЯ «ШЕСТЬ ШЛЯП»* Эта технология используется командой, когда требуется принять важное решение. Для того чтобы решение было максимально взвешенным и объективным, необходимо рассмотреть ситуацию с нескольких сторон. Этими «сторонами» становятся «шляпы»: ♦ Белая шляпа учит человека беспристрастно работать ♦ Черная шляпа помогает человеку увидеть все негатив ♦ Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, ♦ Красная шляпа дает возможность человеку увидеть со * Технология создана на основе принципов, предложенных Эдвардом Де Боно.
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной... /Итак, представьте ситуацию, в которой Вашей команде предстоит принять важное решение или прояснить некоторую задачу работы. Команда садится в круг, Вы рассказываете о значении каждой шляпы и предлагаете рассмотреть ситуацию, последовательно надевая разные шляпы. Пример. Ситуация, связанная с объемом продаж. Надевая Белую шляпу, Вы задаете команде вопросы: — каковы объемы наших продаж? — заметны ли тенденции к росту или спаду объема? — о чем говорят данные анализа рынка? — с какими трудностями мы сталкиваемся при продаже — кто является нашими наиболее сильными конкурентами? — почему снижаются объемы продаж? — могут ли снизиться объемы продаж в ближайшее время — можно ли противостоять снижению объема продаж? вопросы: — каковы наши успехи по продажам? — есть ли позиции, которые можно было бы улучшить? 118 Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 119
Результаты обсуждения кратко записываются на доске. Надевая Красную шляпу, Вы обсуждаете эмоциональные отклики клиентов, как положительные, так и отрицательные. В конце обсуждения Вы обобщаете информацию, записывая на доске общие пожелания клиентов. Надев Зеленую шляпу, Вы предлагаете членам своей команды придумать как можно больше оригинальных способов работы с клиентом для повышения объема продаж. Надев Синюю шляпу, Вы просите команду поразмышлять и обменяться мнениями по вопросам: — зачем мы продаем? — как влияет на развитие человека наш продукт? — какие проблемы человек решает благодаря нашему про — в чем миссия продавца? — как меняется общество в связи с нашей деятельностью? можете перейти к конкретным решениям и составлению плана действий. Данную технологию можно также использовать как основание для распределения ролей в команде.
|