Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усуньское государство.






1. Саки. Сакские курганы, датируемые VІІ-V вв. до н.э., являются наиболее примечательной чертой ландшафта Алматинской области, особенно предгорной зоны. Они различаются размерами, высотой и образуют цепочки, скопления и могильные поля. Среди них наиболее известны Бесшатыр, Иссык, Талгар, Бурундай, Новоалексеевский, Кугалы, Тургень, Чилик, Кегень, Каргалы.

Сакские курганы встречаются на всей территории Семиречья. Многие из них сохранились в первозданном виде, некоторые распаханы или, по равнодушию хозяйственников, застроены.

Большинство курганов имеют огромные каменные и земляные насыпи. Археологические раскоп­ки доказали, что они являются усыпальницами лиц, относящихся к высшему рангу сакского общества. Многочисленные курганы кочевников-саков поражают своими размерами: многие имели высоту 20-30 метров и диаметр 90-130 метров. Большие курганы называют царскими. Но большинство из них было ограблено еще в древности. О том, что хранили курганы, можно судить по археологическим находкам.

Курган Иссык находится на южной окраине большого могильника, состоящего из более 40 курганов. Диаметр кургана 60 м, высота - 6 м. Насыпь многослойна (3-4 слоя), слой гальки чередуется с щебеночно-глинистым. Под насыпью два захоронения: центральное и боковое (южное). Центральная могила полностью была ограблена, боковая оказалась не потревоженной. Погребальная камера сооружена из обработанных бревен тянь-шаньской ели, её размеры: по внутреннему обмеру 2, 9 х 1, 5 м, по наружному – 3, 3 х 1, 9 м, высота с накатом 1, 3-1, 5 м. У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда, рядом, но на переднем плане, - миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними - миски, среди них, но также вместе - две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Бронзовая чаша стоит в стороне, у изголовья захороненного. Участок пола у восточной стены камеры свободен от вещей. Очевидно, вход в камеру был именно с восточной стороны. После похорон камеру перекрыли короткими бревнами, яму заполнили грунтом, затем возвели насыпь.

По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык было 17-18 лет. Он был одет в богато расшитую золотом парадную одежду. Захоронение в кургане Иссык датируется по одним данным V в., по другим – концом IV - началом III в. до н.э.

Курганы Бесшатыр. Археологический памятник древнего народа Семиречья - саков. Могильник состоит из 31 курганов сакских царей диаметром от 8 до 70 метров и высотой от 2 до 20 метров. Под курганами были сооружены склепы из бревен тяньшанской ели. Этот уникальный памятник ранних кочевников располагается на территории ГНПП «Алтын-Емель» в верховьях реки Или в 170 км от г. Алматы. Некрополь Бесшатыр (пять шатров) считают святыней древних саков, живших в I тыс. до н.э. Западнее царских гробниц с севера на юг тянется цепь из 45 каменных оград, на которых выбиты рисунки животных. Ученые предполагают, что это ритуальная площадка некрополя.

Курганы в могильнике расположены бессистемно, однако выделяются две группы — северная и южная. Самый крупный курган, названный «Большим» расположен в северо-восточной части могильника. Диаметр его 104 м, средняя высота 15 м. Насыпь имеет форму усеченного конуса с плоской вершиной, диаметром 32 м. Каменная насыпь кургана у основания уложена в несколько плотных рядов, что создает впечатление цоколя, на котором и покоится вся громада насыпи. С северной и южной сторон насыпи прослеживаются западины, спускающиеся сверху вниз. Вокруг кургана сооружен вал. Рядом с насыпью расположены кольцевые сооружения, составленные из крупных каменных столбов (менгиров) и больших валунов, получивших название «оградки». Некрополь Бесшатыр (Пять шатров) был местом поклонения древних саков, живших на территории Семиречья в первом тысячелетии до н.э. в верховьях реки Или.

2. Усуни. Происхождение и расселение. В конце I тысячелетия до н.э. на территории Казахстана возникли новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. Это усуни, кангюи, сарматы, аланы. Земли саков-тиграхауда в Семиречье заняли племена усуней, которые пришли сюда из глубин Центральной Азии во II в. до н. э. Говорили усуни на древнетюркском языке.

Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н. э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами – в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 году до н. э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Жетысу, Восточного Казахстана и Джунгарии. В китайских источниках оно называлось «Усунь-го» ( Усуньское государство). Центром усуньских владений была Илийская долина. Усуни занимали территорию от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Западная граница с государством кангюй проходила по реке Шу и Талас. На востоке усуни имели общую границу с хунну, а на юге их владе­ния соприкасались с Ферганой (Даванью). Центром была Илийская долина. Столица усуней - Чигу-чен (Город красной долины). Точное расположение Чигу до сих пор не определено. Его локализуют на берегу Иссык-Куля, но он мог находиться и в долинах рек Кегень и Чарын.

Государство усуней делилось на три части: восточную, западную и центральную. По властью усуней находился ряд соседних племен. Усуни вели упорные войны с кангюями и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические родственные связи с Китаем.

Если верить китайским сообщениям, то усуни пришли в Семиречье из Восточного Туркестана, то есть с территории Китая (Синцдзян-Уйгурский автономный район), называвшейся до III-II вв. до н.э. Греко-Бактрией, впоследствии – Сериндией, и много позднее – Восточным Туркестаном.

С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Сыма Цянь писал об усунях: «Усуни находятся на северо-востоке от Давани, местные жители этого края вместе со скотом перекочевывают с пастбища на пастбище. В этом отношении они сходны с хуннами. Усуни имеют закаленные в боях десятки тысяч воинов. Сначала усуни были в подчинении у хуннов. Затем, усилившись, при поддержке своих вассалов, отказались от повиновения».

Хунну, обеспокоенные этими событиями, начинают в 80 году до н. э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились. Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства. В 53 году до н. э. Усуньское государство было разделено на две части.Ставка великого гуньмо находилась на берегах Иссык-куля, малого – в северной части страны, в Жетысу.

История усуней полна междоусобных войн, великие гуньмо опирались в этой борьбе на Китай, малые - на кангюй и хунну. Однако после распада империи хунну отношение северных усуней с ними испортились. Со временем оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись китайский наместником.

Постепенно имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним «усунь» сохранился по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется «уйсын». Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточноиранским племенам. Другие предполагают, что усуни были предками тюрок. Неожиданное исчезновение усунь с исторической аре­ны, отсутствие каких-либо сведений о них в последующие времена заставили историков искать их следы среди современных народов. Особо интересным представляется мнение, имеющее место в китай­ской литературе монгольского периода, где усуни преподносятся как предки европейцев.

Тема № 6. Жетысу в эпоху раннего средневековья (VI в.н.э. - XII в.н.э.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал