Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические и этнокультурные процессы






На протяжении нескольких веков, начиная с III века до н.э. Великая Степь подвергалась стремительному натиску гуннов, которые, выйдя из глубин Азии, смешались в казахских степях с уйсунами, кангюями, аланами. Их поздние потомки - огузы, гузы, кыпчаки, карлуки. Тем не менее, нельзя однозначно утверждать, что тюркские народы в основе своей происходят от гуннов, в те времена происходил мощный процесс евразийской ассимиляции.

Начиная с середины VI в н.э. на территории Семиречья, как и во всем Казахстане, возникают, развиваются и гибнут раннефеодальные государства – дулу, нушеби. Большинство племен, входивших в состав этих объединений, вели кочевой и полукочевой образ жизни. Оседлая часть населения селилась в поселениях, городах (множество которых безвозвратно исчезли с лица земли) и занималось ремеслами, земледелием.

Эпоха раннего средневековья знаменовала собой начало эпохи ряда государств, объединявших прямых предков тюркоязычных народов, их языков, их культуры. В это время возникают, сменяя друг друга, государства западных тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, кыпчаков, караханидов, ставших прямыми предшественниками и предками тюркоязычных народов, в том числе казахов на территории Семиречья. В китайских летописях локализация этих племен указывается таким образом: племена дулу при кагане ибн Дулу расселялись по северной стороне реки Чу, нушеби занимали междуречье Чу – Талас, при этом каждая конфедерация делилась на пять частей. Византийский дипломат и историк VI века Менандр Протектор разделяет их на два каганата: «Западнотюркский («внутренняя сторона тюрок» в простонародье) и Восточнотюркский. Западнотюркский каганат по этническому составу является единой народностью с единой культурой и языком». В византийской истории сказано: «Народ, раньше себя называвший саками, теперь называет тюрками».

На новую ступень поднялась духовная культура, возникла тюркская письменность, литература; началось приобщение к великим религиям - зороастризму, буддизму, манихейству, христианству, позднее – к исламу. Развиваются города и городская культура, связанные Великим Шелковым путем с Евразией. «Самобытная степная культура кочев­ников, подобно европейской, индийской или китайской, пе­реживала и подъемы и упадки, то есть находилась в раз­витии, а не в застое, как молчаливо предполагали некото­рые европейскиеученые», - утверждал Л.Н.Гумилев.

«Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа», - так повествует о начале новой эпохи в Великой Степи руническая надпись в честь Кюль-тегина, прославленного полководца-тюрка из каганского рода (716 год).

Великое переселение народов не обошло стороной Казахстан, в том числе и Семиречье, существенно изменив размещение и состав племен на его территории. В V веке тюркские племена расселились практически по всей территории Семиречья. В середине VI века на руинах государства жуань-жуаней, павшего под ударами тюркских племен, креп Западнотюркский каганат. После завоевания Средней Азии тюрки стали контролировать значительную часть Великого Шелкового пути.

К середине VI в. в политической обстановке Средней Азии и соседних районов произошли большие перемены. Тюркские племена Алтая, завоевав и объединив ряд племен, живших к юго-востоку, образовали новое политическое объединение - Тюркский каганат. Оно сыграло большую роль в истории Казахстана. Самое раннее упоминание этнонима «тюрк» (китайская форма согдоязычного «тюркют» - «туцзюе») в китайских летописях относится к 542 г. Персы и византийцы новых «повелителей степей» именовали «турк»; самоназвание народа, если судить по руни­ческим текстам, - «тюрк». Первоначально термин «тюрк» скорее, имел социальное, чем этни­ческое, значение: тюрками именовали исключительно пред­ставителей высшей знати. Позже это название перешло не только на племя, во главе которого стояла знать, но и на многочисленные подчинившиеся им родственные народы.

Ядро племени тюрк сложилось в среде центральноазиатских гуннов (III – середина V вв.). Оно считало своим предком мифического сына волчицы Ашина. В древнетюркских письменах говорится: «Когда вверху возникло Голубое небо, а внизу - бурая земля, между ними обеими возник род людской. И воссели над ними мои пращуры - Бумын каган, Истеми каган. Воссев на царство, они учредили Иль (государство) и установили Терю (закон) народа тюрков... На восток и на запад рассеяли они свой народ. Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы». Так повествует о начале Тюркского иля и его каганах первый тюркский летописец Йоллыг-тегин.

В середине V в. тюрки подчинились Жуань-жуаньскому каганату, гос­подствовавшему в Центральной Азии, и поселились на Алтае. Здесь они освоили богатые рудники и начали выплавку железа в таких масштабах, что им выплачивали даже дань жуань-жуани. Энергичные вожди тюрок Асань-шад, Туу и Бумын, с большим размахом используя возможности рудокопов, пла­вильщиков и кузнецов, одели свою конницу в латы и менее чем за столетие подчинили все алтайские племена. С алтайца­ми Бумын в 546 г. присоединил к своим владениям многочисленный народ теле, который занимал Джунгарию. С этого времени тюрки из данников превратились в соперников жуань-жуаней в борьбе за первенство в Центральной Азии.

2. Раскопки древних городищ открывают новые страницы в истории Жетысуского края. В Семиречье, начиная с VI века, упоминается о наличие 56 городов, позднее в X-XI веках их число возросло до 200 городов. Импульс развитию городов дало переместившееся в Семиречье одно из ответвлений Шелкового пути. 33 городища зафиксированы и обследованы в настоящее время. Обнаруженные фрагменты орнаментированной городской стены, части водопроводной трубы, сырцовые кирпичи свидетельствуют о высокой культуре городов Семиречья. Все городища четырехугольные в плане, в центре расположен тортколь. Расположены они в предгорной зоне, у берегов небольших рек. Вблизи городов селились ремесленники, которые изготавливали глиняную посуду и оружие, украшения и ткани. Из соседних поселков сюда везли зерно, фрукты, овощи. Постепенно из соседних областей и дальних стран стали приезжать и купцы по Шелковому пути. Вслед за ними потянулись монахи и священники, проповедовавшие веру в Христа, Будду, Зороастра (Заратуштру) и Мухаммеда. И все это вместе влияло на облик города.

В период раннего средневековья в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе культурные достижения соседней Согдианы и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре города.

В отличие от южноказахстанских городищ топография семиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной. В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты – «гребенчатая планировка». В цитаделях городов располагались дворцы правителей, интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.

Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торговлю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена принимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Семиречья. Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-жетысуского региона. Местные особенности развития городской культуры Семиречья, накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию.

Арабское завоевание оказало определенное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя Семиречье не попало под власть арабов, тем не менее, последствия арабского влияния сказались на городской культуре области. Связанное тесными экономическими и культурными связями со Средней Азией, Семиречье испытывало влияние исламской культуры, которая распространилась в первую очередь в среде городского населения.

Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в это время. В IX-начале XIII вв. сложился новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, Лабан, Ики-огуз, Каялык. Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим периодом. Вовлечение Семиречья в сферу политических, экономических и культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидского государства сблизили исследуемую область со Средней Азией.

Новым элементом в застройке городов стали мечети. Среди компонентов застройки городов Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. В домах XII в., которые продолжают традиционную линию развития городского жилища, появляются очаги нового типа - круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом.

Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещения группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была характерна для рядовых и богатых домов.

Испокон веков люди селились возле таких рек как Или, Коксу, Аксу, Каратал, Лепсы. Это были идеальные места для зимних пастбищ, скотоводства, орошаемого земледелия, обилие воды, рельеф, все способствовало развитию городов.

Жетысу между Х и ХІІ веками был в составе караханидского государства, которое делало ставку на развитие торговли и городов, расположившихся вдоль Великого Шелкового пути. На реке Коксу появляется Каялык, на Или – Екиогиз, на месте современного Жаркента – Илебалык и другие поселения. Формирование Шелкового пути было связано с развитием городов Жетысу, процветание которых зависело от интенсивности торговли между разными странами. Сегодня при раскопках находят высокохудожественные изделия, привезенные издалека, среди которых блюдо с изображениями крылатых сфинксов, китайский фарфор, обломок японской чаши, статуэтка Будды.

Экономика в каганате достигает больших успехов. Развивается ткацкое, стекольное и кузнечное производство, гончарное дело. Керамика распространяется в строительном деле и в посуде. Появляются жженый кирпич, водопроводные трубы, облицовочная терракота. Наблюдается и духовный подъем. Во времена правления Караханидов широкое распространение получает Ислам, который признается основной государственной религией. Наравне с мусульманами в городах Жетысу уживаются представители буддизма, зороастризма, манихейства, христианства.

На этот период приходится большое количество упоминаний городов Жетысу в дошедших до нас записках и хрониках дипломатов, ученых, купцов и путешественников из Китая и Ирана, Византии и Индии, Франции и Италии.

Основную роль в развитии каганатов сыграл Великий Шелковый путь, проходивший через Жетысу и соединявший Запад и Восток. В городах, построенных вдоль него, и в зимовьях-кентах интенсивно развивалось прикладное искусство, изготавливались различные сосуды, домашняя утварь, украшения, оружие и другие жизненно необходимые вещи и предметы роскоши. Распространялась тюркская письменность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал