Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация средств обучения






 
 
Средства обучения


материальные
идеальные

             
 
 
   
методические разработки по предмету
   
искусственная среда для накопления навыков по данному предмету
 
     
книги-первоисточники
 

 


Использование наглядных пособий. В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Сравнительная эффективность методов обучения представлена в таблице (таблица полностью представлена в приложении).

 

  Метод обучения Формирование Развитие
Кругозора, мировоззрения Теоретических знаний Практических умений Умений добывать, систематизи- ровать и применять знания Умения учиться, навыков самообразования Навыков упрочения знаний, умений мышления Познавательного интереса активности памяти воли Способности выражать мысли эмоций
1. Работа с книгой + +! + + + +! +! +! + + + + +
2. Демонстрация + + - + + + + +! + + + + +!
3. Иллюстрация + + - + - + + +! + + + + +!
4. Видеометод + + - + - +! + + + + + + +

 

Эффективному использованию наглядных пособий способствуют следующие рекомендации учителю:

 

Рекомендации учителю начальных классов по использованию средств наглядности

Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее.

Помните: дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще.

Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

Никогда не ограничивайся наглядностью: наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

Используйте наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.

Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Применяя наглядные средства, рассматривайте их с детьми сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем снова в целом.

Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание детей и мешает воспринимать главное.

Старайтесь сами изготавливать вместе с детьми наглядные пособия.

Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядности к применению.

Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности.

Применяя наглядные средства, воспитывайте у детей внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

С возрастом учеников предметная наглядность должны все более уступать место символической.

Помните, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести мысль учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством (И.П.Подласый).

Широкое распространение получили различные средства контроля знаний учащихся: перфокарты, сигнальные карточки, блок-сигналы. Материалом для них служит плотная бумага, картон.

Самодельное учебное оборудование не заменяет, а дополняет фабричное. Стремление учителя пополнить материальную базу учебного процесса «своим» оборудованием является проявлением творчества учителя, его профессионального мастерства (20).

На уроках широко используются игрушки - действующие лица. Это куклы – Буратино, Незнайка, Чебурашка и т.п. Но чаще используются их изображения, которые в определенной мере помогают учителю создать ту или иную ситуацию, предложить детям выполнить какое-либо задание, поощрить за усердие, прилежание. Введение в учебный процесс кукол оживляет уроки, помогает развитию, поддержанию внимания учащихся.

Для проведения дидактических игр нужны динамические модели цветов (лепесток-задание), машин, ракет (ступень-задание), часов, которые изготавливаются учителем. Для проведения устного счета нужны изготовленные из папье-маше или картона фрукты, овощи, цветы, геометрические фигуры разных размеров и расцветки.

В печатных наглядных пособиях выделяют настенные и настольные. Настенные – это пособия, приспособленные для работы с классом – аппликации, таблицы. Настольные – альбомы, иллюстрации в учебниках.

Экранные наглядные средства обучения воспроизводят фотографическим способом и экранизируют на экран при помощи свето-электроаппаратуры. К ним относят: диапозитивы, диафильмы, кинофильмы.

Схематический рисунок. Этот вид наглядных средств обучения особенно эффективен при решении многих арифметических задач. Он помогает учащимся самостоятельно осмыслить какое-либо математическое задание и разобраться в тех связях и зависимостях, которые в нем даны. При использовании схем-опор учащиеся избавлены от механического зазубривания. Схемы- опоры обеспечивают более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока (7).

Таблицы. Среди различных пособий по математике, применяемых в начальной школе, широкое использование в процессе обучения находят таблицы – один из традиционных видов наглядных пособий.

Использование таблиц оказывает значительную помощь на этапах обобщения, систематизации знаний. Кроме этого таблицы используются и на этапе ознакомления с новым материалом и при подведении итогов.

Схемы-опоры. Этот вид наглядных пособий также эффективен, в основном при решении задач. Насколько быстро ответит на вопрос задачи ученик, найдет возможные варианты решения, зависит от удачного выбора схемы. Чаще всего учитель использует схемы, используя которые можно найти только традиционный способ решения.

Младшие школьники испытывают серьезные затруднения при переходе от яркой наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения.

Урок, на котором учитель использует опорные схемы, интересен детям, так как эта работа вносит разнообразие в учебную деятельность младших школьников (7).

По начальному курсу математики создан обширный комплекс средств обучения, разбросанный в разных источниках. Назовем лишь некоторые пособия.

Тетради на печатной основе, как правило, тесно связаны с учебником в каждой дидактической системе и являются мощным средством обучения наряду с учебником как основным средством обучения.

Демонстрационный материал по математике для 1 класса представляет собой комплект из восьми листов, на которых напечатаны цветные картинки, геометрические фигуры, цифры и знаки арифметических действий и отношений.

Пособие можно использовать на всех этапах обучения. Использование знаков математической символики проводится известными учителям способами при объяснении и закреплении нового материала

 
В некоторых случаях цифры и знаки действий удобно применять при проверке знаний. Например, можно проверить понимание соотнесения числа и цифры так. Учитель показывает классу карточку с цифрой, а ученик поднимает столько палочек, сколько обозначает эта цифра.

Можно проверить умение составлять задачи

по краткой записи вида:

 

       
 
 
 
?

 


Можно использовать цифры и другие знаки для самоконтроля. Например, учитель выставил на наборном полотне следующие выражения:

4 + 1 4 – 1

5 + 2 2 + 5

Задание ученикам: сравнить записанные выражения и поставить между ними знаки «>», «<», «=».

При подготовке к введению действия умножения для раскрытия конкретного смысла умножения удобно использовать картинки с изображением групп предметов.

При подготовке к введению свойств сложения и вычитания (прибавления суммы к числу и числа к сумме, вычитание числа из суммы и суммы из числа) и объяснении этого материала полезно применение картинок, на которых изображено по одному предмету.

Изображение одного предмета в сочетании с цифрами и сокращенно записанными словами позволяет иллюстрировать условия задач. Например:

       
   
 

 


 
 
?

 

 


Эти иллюстрации помогут затем перейти к решению текстовых задач без наглядности.

Как видно из описания пособия «Демонстрационный материал» и методики его использования, учитель может применить его на протяжении всего года обучения с разными целями - для обучения, контроля, самоконтроля.

Таблицы «Нумерация чисел первого десятка» (Моро М.И., Степанова С.В., Янковская Н.А.). Таблицы носят как обучающий, так и справочный характер. Их можно использовать на всех этапах изучения темы «Нумерация чисел первого десятка». С помощью таблиц формируются знания об образовании каждого числа в натуральном ряду чисел, сравнение чисел, соотнесение числа с пересчитываемыми предметами. По таблицам проводятся упражнения, требующие наблюдения, обобщения, классификации и т.п.

Предметные картинки (Поляк Г.В.,). В набор входят 120 демонстрационных карточек с изображением различных предметов (игрушек, фруктов, овощей, цветов и др.). На каждой карточке изображен один предмет. Есть рисунки в одном, в десяти и двадцати экземплярах. Пособие целесообразно использовать при подготовке к знакомству с некоторыми теоретическими вопросами: свойства натурального ряда чисел, прибавление суммы к числу и числа к сумме, вычитание суммы из числа и числа из суммы. Оно используется при подготовке к изучению некоторых вычислительных приемов сложения и вычитания, при закреплении состава чисел первого десятка, знания взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Предметные картинки применяются также для иллюстрации условий задачи.

Демонстрационный материал по математике для 2 класса (Скаткин Л.Н., Нахимова М.С.). Пособие может быть использовано на протяжении всего второго года обучения для составления задач учащимися и для рассмотрения способов решения задач, а также при усвоении ряда математических понятий. Пособие включает в себя десять листов с картинками, цифрами и знаками действий и отношений, краткими текстами или отдельными словами.

Такой комплект полезно использовать для составления и решения задач, на этапах закрепления, повторения и обобщения знаний, проверки уровня знаний.

Табличное умножения и деление. Пособие включает в себя таблицы, на которых рассматривается умножение чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, а также сводную таблицу умножения. Табличные случаи умножения двух, трех, четырех и пяти иллюстрируются рядами геометрических фигур. Это позволяет провести упражнения, направленные на усвоение смысла умножения. С помощью геометрических фигур ученики могут найти результаты табличных случаев. Таблица умножения носит справочный характер, но ее целесообразно использовать на разных этапах изучения табличного умножения: при составлении таблицы, при выполнении упражнений, направленных на запоминание таблицы.

Таблицы по математике для 3 класса (Пчелко А.С., Пышкало А.М., Котов А.Я.). Пособие предназначено для формирования понятия о разряде и классе, для усвоения принципа поместного значения цифр, для выработки умения читать и записывать многозначные числа. Его используют на разных этапах изучения нумерации многозначных чисел.

Таблица разрядов и классов (Пчелко А.С.). Эффективно применение таблицы для усвоения позиционности десятичной системы счисления. Если учитель ставит карточку с цифрой 7 в первом разряде – она обозначает 7 единиц, если во втором разряде – 7 десятков, в третьем разряде – 7 сотен (все разряды справа заполняются карточками с цифрой 0).

Единицы длины, площади и массы (Панич К.И.). Эта таблица носит и обучающий, и справочный характер. В ней с использованием красочных иллюстраций приводятся все единицы массы, длины и площади, которые изучаются в начальных классах (21).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал