Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 21. Несудебные формы гражданской юрисдикции






Методические рекомендации

При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на деятельность нотариата, хотя она и находится за пределами гражданского судопроизводства. Объясняется это общностью задач суда и нотариата по охране субъективных прав и обеспечению законности в гражданском обороте.

Студенту необходимо уяснить, какое место занимает нотариат в системе правоохранительных органов. Наиболее тесно нотариат связан с судом. Нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается. Суд рассматривает жалобы и на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК РФ, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др. В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Охрана прав граждан и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий.

Нотариальные действия классифицируютсяпо их направленности:

1. Нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных прав.

2. Нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов.

3. Нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы

4. Охранительные нотариальные действия (принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов на хранение).

Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными. Но она позволяет выделить в единой правоохранительной функции нотариата различные стороны ее осуществления.

Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются в заранее установленной последовательности и по строго регламентированным правилам, отступление от которых ведет к недействительности нотариального акта. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и, наконец, методы ею деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.

Необходимо обратить внимание на то, что существуют различные формы нотариата. В одних странах, например, Германии, нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других странах нотариальные действия осуществляют как государственные нотариусы, так и нотариусы, занимающиеся частной практикой, в третьих, нотариальные действия совершают только нотариусы, занимающиеся частной практикой, так называемый нотариат Латинского типа. В 1995 г. российский нотариат в лице Федеральной Палаты был принят в члены одной из крупнейших международных негосударственных организаций – Международный Союз Латинского нотариата. Латинский нотариат характеризуется рядом признаков, которые студенту необходимо уяснить. Следует обратить внимание на содержание предметной компетенции нотариальных органов и территориальной компетенции.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Нотариальные действия совершаются не только нотариусами, но и должностными лицами органов исполнительной власти, а для российских граждан за границей — консульскими учреждениями. Компетенция должностных лиц консульских учреждений РФ по совершению нотариальных действий имеет некоторые отличия от компетенции нотариусов и должностных лиц органов исполнительной власти. В компетенцию консульских учреждений не входит удостоверение договоров об отчуждении и залоге имущества, находящихся в Российской Федерации; они не передают заявлений граждан и организаций, не удостоверяют неуплату чеков и не совершают протестов векселей. Территориальная компетенция нотариусов связана с разграничением компетенции между нотариусами по месту (территории) их деятельности. При совершении нотариальных действий, нотариус руководствуется как особенными правилами, характерными для совершения отдельных нотариальных действий, так и общими (основными) правилами, характерными для совершения всех нотариальных действий.

Усвоить эти правила – одна из задач студента, при изучении данной темы, также необходимо вспомнить способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, для этого следует обратиться к ст. 11 ГК РФ.

До недавнего времени в Российской Федерации действовали два основных законодательных акта о третейских судах, управомоченных рассматривать конфликты в хозяйственной сфере: Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. и Закон РФ от 7 июля 1993 г. «0 Международном коммерческом арбитраже».

Закон 1993 г. стал первым единым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность международного торгового арбитража, специально выделившим Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ.В настоящее время на смену Временному положению 1992 г. и Приложению № З к ГПК пришел Закон «О третейских судах в Российской Федерации», принятый Государственной думой РФ 21 июня 2002 г., регулирующий деятельность третейских судов, которые создаются на территории РФ. Действие этого Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж, к нему продолжает применяться Закон 1993 г. Кроме указанных законов правовой статус третейских судов определяют также отдельные положения процессуального законодательства — АПК РФ и ГПК РФ, нормы отдельных актов материально-правового содержания.

Все это необходимо студенту проанализировать, чтобы выяснить нормативные источники регулирования третейского разбирательства гражданских дел. Студенту также следует уяснить, какие споры передаются на рассмотрение третейского суда и при каком условии, как образовываются третейские суды и каких видов они могут быть, какие требования предъявляются к третейскому судье и порядок формирования состава третейского суда для рассмотрения конкретного спора, какие расходы несут стороны при рассмотрений дела в третейском суде.

Достаточно подробно в литературе анализируется, как происходит третейское разбирательство и разрешение дел, поэтому для изучения этих проблем необходимо студенту прочитать соответствующую главу в учебнике и изучить нормативный материал. Глава 46 ГПК РФ по сравнению с правилами ГПК РСФСР предоставляет дополнительные возможности для эффективной защиты нарушенных прав и законных интересов с помощью третейского разбирательства. Она позволяет проверить правильность решения третейского суда не только по заявлению заинтересованной стороны о выдаче исполнительного листа, но и посредством оспаривания его сторонами в районный суд, на территории которого принято данное решение. В связи с этим студенту следует проанализировать основания для отмены решения третейского суда. Следует особо подчеркнуть, что перечень оснований носит исчерпывающий закрытый характер, хотя каждое из них не выглядит простым и требует более или менее значительного толкования и конкретизации.

Решение третейского суда будет отменено, если обратившаяся в суд сторона докажет, что третейское соглашение недействительно; сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о самом разбирательстве, либо по каким-то причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения; решение суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающим под его условия, либо выходящим за его пределы; состав третейского суда или процедура разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону (ч. 2 ст. 421 ГПК РФ). Решение третейского суда обязательно будет отменено, если суд установит, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, или решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права. Эти случаи отдельно выделены в ч. З ст. 421 ГПК РФ, поскольку проверить наличие или отсутствие такого рода недостатков районный суд должен по своей инициативе, независимо от ходатайств, подкрепляемых надлежащими доказательствами. Важное практическое значение, на которое следует обратить внимание, имеет определение последствий отмены решения третейского суда (ч. 4 ст. 422 ГПК РФ). При неисполнении решения третейского суда в установленный срок добровольно, оно подлежит принудительному исполнению по правилам исполнительного производства на основании выданного районным судом исполнительного листа. Но необходимо помнить, что при рассмотрении вопроса о выдаче исполнительного листа районный суд проверяет законность решения третейского суда. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение совпадают с основаниями к отмене решения третейского суда в случае его оспаривания заинтересованной стороной.

Можно констатировать, что деятельность третейских судов по рассмотрению гражданских споров находится под определенным контролем государственных судов общей юрисдикции. И границы такого контроля соответствуют международным стандартам.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о развитии системы органов административной юрисдикции. Как одной из форм разрешения конфликтов.

2. Перечислите основные источники законодательства о нотариате?

3. Назовите основные правила совершения нотариальных действий: место, сроки, отложение и постановление, установление личности, проверка документов, ограничения в праве совершения нотариальных действий.

4. Правовое регулирование третейского судопроизводства.

5. Содержание третейской записи и условия ее действительности.

6. Назовите виды споров, изъятые из компетенции третейского суда?



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал