Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕТАФИЗИКА 6 страница
Наиболее абстрактная формулировка понятия пространства дается в математике. В математике пространство определяется как множество объектов, которые называются его точками; при этом по определению вводятся какие-либо отношения между точками; эти отношения определяют геометрию пространства. Так, например, метрическое пространство — это множество точек, на котором введена метрика, т. е. задано правило определения расстояния между двумя любыми точками множества ЧПО (ЛРИМСРЫ метрических пространств: числовая прямая, lUu евклидово пространство любого числа измерений). Исторически первым математическим пространством является евклидово трехмерное пространство. В математике введены такие виды пространств, как евклидово многомерное пространство, пространство Лобачевского, Риманово пространство, гильбертово пространство, векторное, функциональное, метрическое, топологическое и др. Предполагается, что математическое пространство безразлично к природе элементов. Это позволяет использовать его в различных областях науки — в физике, химии, биологии, психологии, истории, комплексных исследованиях и т. д. При этом точка множества, представляющего пространство, получает содержательную предметную интерпретацию в соответствии с исследуемой проблемой. Известно, что в теории относительности точки четырехмерного многообразия интерпретируются как физические события. В науке широко используется метод фазового пространства некоторой системы (например, физической, биологической, социологической...). Фазовое пространство системы — это совокупность всех ее возможных состояний, которые рассматриваются при этом как точки этого пространства. Какие математические пространства оказываются эффективными в тех или иных научных исследованиях, — определяется их спецификой. (См. математика, физика, теория относительности). В.П. Казарян ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (протоколы) - множество единичных (по логической форме) высказываний о наблюдаемых данных, полученных в ходе непосредственного или косвенного наблюдения (как правило, с помощью научных приборов) над объективными (естественными или искусственно созданными в эксперименте) явлениями и процессами. Являются исходным пунктом эмпирического знания объективной реальности и служат непосредственной основой при выдвижении объясняющих их эмпирических гипотез и теорий, а 'также проверки истинности последних. В развитой науке не существует «чистых» протокольных предложений, никак не зависящих от какой-либо теории. (См. эмпирическое знание, прибор, эксперимент). 209 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность ученого перед научным сообществом за качество проводимых им исследований и получаемых результатов, за добросовестное выполнение других профессиональных ролей, за сохранение ценностей сообщества. (См. этос науки, этика науки, научный консенсус). Б.Г. Юдин ПРОЦЕСС НОВОВВЕДЕНИЯ - последовательность, включающая в себя фундаментальную науку, прикладные исследования, разработки, маркетинг, серийное производство и сбыт нового вида продукции или аналогичная последовательность создания и применения новой технологии и изготовления изделий. Процесс может включать все перечисленные стадии или только часть их, выступая в сокращенном, урезанном виде. (См. инновационная деятельность, изобретения, технология). Л.Н. Авдулов ПСИХИКА — внутренний мир субъекта (мир его желаний, эмоций, установок, целей, ценностей, ощущений, восприятий, мышления, характера, типа личности), доступный эмпирическому исследованию. Психика является бытийной (внешней) проекцией сознания, тогда как последнее может быть рассмотрено в качестве се теоретического представления или модели. Содержание психики формируется двояким образом: 1) за счет взаимодействия субъекта с внешним миром и последующего присвоения («интериориза-ции») содержания последнего с помощью определенных познавательных средств (ощущений, восприятия, наблюдения, моделирования, обобщения и т. д.); 2) за счет конкретизации априорных структур сознания субъекта всех уровней (бессознательного, сознательного, надсознателыюго) и блоков (когнитивного и ценностного). Хотя объективная реальность является (постулируется) независимой от сознания, образ этой реальности, се видение в существенной степени зависит не только от содержания объективной реальности, но и от фундаментальных структур и конструктивных воз- можностей сознания субъекта. Любой результат внеш- него опыта познания по нсооходимости суоъект-объектен. Истолкование психики только как интери-оризации предметной деятельности субъекта является слишком большим ее упрощением и основано на рационалистическом понимании субъекта. Такое понимание предполагает: 1) возможность полного абстрагирования от значительного объема неявного, латентного знания, всегда присутствующего у познающего субъекта и существенно влияющего на его восприятие объекта; 2) возможность полного абстрагирования от бессознательной сферы психики, являющейся важнейшей дстерминантой многих поведенческих актов субъекта и его поступков; 3) возможность полного абстрагирования от экзистенциальной природы человека, полностью сводя его существование к целесообразным действиям. В отличие от структурной интерпретации, при деятельностной интерпретации психики (особенно в ее интериоризационном варианте) человек неминуемо редуцируется к полностью детерминированной социальной системе. (См. сознание, деятельность, субъект, объект). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ - комплекс дисциплин о психике и психической деятельности, об их структуре, механизмах и способах функционирования. Важнейшими шагами в развитии теоретической и экспериментальной психологии явились: 1) выделение в структуре психики личности и коллектива наряду с сознательным (осознаваемым) уровнем бессознательного се уровня; 2) установление функциональной связи физиологической деятельности мозга с психическими актами личности и ее поведением; 3) интерпретация происхождения психической деятельности как результата интериоризации предметной деятельности человека, а его поведения как ориентировочной деятельности. В современной психологии сосуществуют три основных парадигмы: 1) структуралистская; 2) бихевиористская; 3) деятель-ностнпя. За последние десятилетия получили интенсивное развитие такие психологические направления как социальная психология, инженерная психология и психология науки. (См. психика, сознание, бессознательное, психология науки). ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической деятельности (см. психика, психологические науки). ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - одна из новых психологических дисциплин, имеющих пограничный характер с философией науки, когнитологией и науковедением. Предметом ее исследования является изучение научной деятельности, как отдельных ученых, так и научных коллективов психологическими методами (тесты, статистический, биографический и социологический методы). Уже в конце XIX — начале XX в. намечаются попытки ввести в психологическую науку новый объект эмпирических исследований — личность ученого в се обусловленности биологическими и социальными факторами. (Ф. Гальтон, В. Оствальд, А.А. Потсбня, П.К. Энгельмейер, Ж. Адамар и др.). Одна из центральных проблем психологии науки — анализ процесса научного творчества, изучение тех качеств ученых и необходимых условий, наличие которых делает человека науки способным сделать вызов устоявшимся представлениям и принципам и отстаивать новые взгляды. Одной из прикладных задач психологии науки, имеющих огромное социальное и практическое значение, является нахождение средств раннего распознавания людей с творческими задатками ученого, методик развития этих способностей, разработка типологий характерологических особенностей ученых для оптимальной ориентации научной молодежи на наиболее подходящие для них виды научной деятельности и отрасли науки. Огромное значение в механизме творческой деятельности ученого имеет ее мотивация. Именно мотивы побуждают конкретного ученого к направленной и напряженной деятельности. Анализ этой мотивации свидетельствует о ее сложной иерархической структуре, задания в каждом конкретном случае специфической конфигурации соотношения внутренней и внешней мотивации. Мотивация же любого поведения, в том числе и когнитивного, существенно связана со всей структурой личности, где познавательные способности и продуктивное воображение играют необходимую, но отнюдь не достаточную, а часто даже и не определяющую роль в творческих достижениях ученого. Огромное значение играют сила воли, целе- устремленность, смелость, лабильность, способность рисковать и принимать на себя всю полноту ответственности за предлагаемые решения, ориентация на большие и социально-значимые ценности и др. Современная психология науки все больше убеждается в том, что науку «делают» не просто умные, знающие люди, а смелые творческие личности, нонконформисты, не любящие и не терпящие стереотипные формы поведения. Дивсргентность, оригинальность мышления, свободолюбие, самоутверждение, стремление к необычным решениям трактуются сегодня как самые драгоценные свойства творческой личности в любой сфере деятельности. Не отрицая огромного влияния на творческую деятельность отдельных ученых и научных коллективов накопленного предметно-логического содержания науки, объективной логики ее развития и социально-культурной природы, психология науки делает сознательный акцент на интеллектуаль-но-мотивационной сфере научного познания и творящих науку личностей. (См. научная деятельность, научное открытие, научный консенсус). РАВНОВЕСИЕ (БАЛАНС) - одна из фундаментальных категорий и установок сознания и познания, исходящая из идеи целостности в мире, условности (относительности) приписывания ему различных противоположных характеристик, необходимого их взаимопогашения в рамках целого. Различают статическое равновесие и динамическое. Наиболее ярким выражением существования баланса в природе являются сформулированные наукой (и, прежде всего, физикой) многочисленные законы сохранения. (См. симметрия, сохранение, постоянство, гармония). РАЗВИТИЕ — эволюция, имеющая своим результатом качественные изменения процесса, предмета, явления. Как правило, сопровождается столкновениями противоположных интенций объекта, имеющих как внутренний, так и внешний характер. Развитие бывает различных типов: прогрессивное, регрессивное, цикличное, антагонистическое, кооперативное и др. Развитие — это, как правило, эволюционный процесс, происходящий с относительно большой по человеческим меркам скоростью. Особенно бол ели о е значение изучение процессов развития и его закономерностей имеет для геологических, биологических, педагогических, психологических и социальных наук, предметы изучения которых претерпевают ряд качественных изменений за относительно короткое время. (См. эволюция, изменение, прогресс). РАЗВИТИЕ НАУКИ — качественное изменение со временем всех структурных компонентов науки (содержания научного знания, целей и средств научной деятельности, форм организации науки, взаимосвязи науки и общества). В эволюции содержания научного знания происходит не только накопление нового знания, но и отрицание истинности старого (аристотелевская и ньютоновская физика, классическая и неклассическая физика и т. п.). Качественно меняются цели и средства научной деятельности (наблюдательно-умозрительный характер античной науки и экспериментально-математический характер науки Нового времени). От прежней элитарной познавательной деятельности с соответствующими примитивными коммуникациями современная наука отличается индустриальным характером производства нового знания в большом объеме. Из познания ради истины современная наука превратилась в мощное средство усиления технической мощи человечества, обслуживания потребностей инновационной экономики и повседневной жизни огромного числа людей. Неоднозначный характер зависимости науки от общества получил свое выражение в существовании диаметрально противоположных моделей развития науки. (См. исторические формы науки, интерна-лизм, экстернализм). РАЗРАБОТКИ — проектирование, изготовление и испытание опытных образцов изделий, внесение корректив по результатам испытаний и выполнение всех прочих действий, предшествующих серийному производству и с биту продукции. (См. исследования, научная деятельность, инновационная деятельность). А.Н. Авдулов РАЗУМ— сфера сознания, ориентированная на конструирование мира идеальных объектов (мира должного) для любых сфер человеческой деятельности. Одним из оснований деятельности разума выступают результаты рассудочной сферы сознания. В области мировоззрения одной из имманентных форм деятельности разума выступает философия. (См. сознание, рассудок, познание, творчество). 215 РАССКАЗ (story) — категория структурной лингвистики и общего литературоведения, используемая в постмодернистской философии науки как наиболее адекватная языковая характеристика научных теорий. С точки зрения структуралистов и постмодернистов любой значительный по объему дискурс всегда осмысленно может быть построен в структурном отношении только как рассказ, то есть как языковая структура, состоящая из завязки, сюжета и финала (развязки). При этом действующими лицами рассказа могут быть как органические, так и неорганические сущности (в физике, например, это взаимодействующие материальные частицы, атомы, заряды, элементарные частицы), которые притягиваются, отталкиваются, взаимно превращаются друг в друга, теряют энергию, приобретают се и т. д. и т. п.). С точки зрения постмодернистов, понимание структуры научных теорий как рассказов более адекватно их сущности, человеческому происхождению и предназначению, нежели позитивистское их истолкование как чисто объективных дедуктивно-аксиоматических структур. Структура и язык научных теорий, будучи человеческими творениями, не могут не быть антропоморфными и метафорическими по самой своей природе. Более того, только в таком виде они могут быть наиболее адекватно поняты и осмыслены не только «людьми с улицы», но и самими учеными. В плане структурной организации своего дискурса наука по существу ничем не отличается от других видов дискурса (литературы, обыденной речи и даже мифологии). Отличие лишь в степени точности и верифицируемое™ указанных видов дискурса. (См. пастиш, постмодернистская философия науки, текст, контекст). РАССУДОК — сфера сознания, ориентированная на систематизацию и понятийное моделирование результатов персептивного (чувственного) познания бытия. Основными средствами такого моделирования являются законы и правила (формальной) логики. (См. сознание, познание, логика, мышление). РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — тип мышления (и соответствующего ему продукта — рационального знания), обладающего следующими необходимыми свойствами: 1) языковая выразимость (дискурсивность); 2) определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3) системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями, характеризующих некоторую предметную область); 4) обоснованность (существование логических связей между суждениями); 5) открытость для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления; 6)" рефлективность (самоуправляемость процесса мышления); 7) способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт. (См. мышление, язык, наука). РЕАЛЬНОСТЬ — бытие с точки зрения его данности человеку; границы реальности всегда относительны, подвижны, историчны и определяются практическими, социальными, когнитивными интересами и средствами. Реальность дикаря существенно отличается от реальности цивилизационного человека, а реальность античного человека от реальности средневекового человека. Различают религиозную, художественную и научную реальность, а в рамках науки математическую, физическую, биологическую, социальную и др. РЕГИОН НАУКИ — территория, в экополитике которой главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые наукоемкие технологии и производства, основанные на применении этих технологий. (См. управление наукой). А.Н. А вдуло в РЕДУКЦИОНИЗМ — одна из общих исследовательских стратегий по обеспечению синтеза научного знания. Имеет свои философские основания в идее единства и одновременно субординации всех процессов и явлений действительности. Редукционистская стратегия лежит в самой основе зарождения и функционирования науки как системы доказательного знания, сущность которой составляет логическое своде- ние одних истинных утверждений определенной предметной области к другим ее истинным утверждениям (аксиомы, принципы и законы). Первым триумфом редукционистской стратегии в науке было построение древнегреческими мыслителями доказательной системы геометрии, где подавляющее большинство известных, но разрозненных до этого геометрических положений были сведены к относительно небольшому числу уже далее несводимых исходных положений (аксиом). В системе геометрии Эвклида в основу всей геометрии было положено только пять геометрических аксиом. Впоследствии редукционистская стратегия доказала свою осуществимость и эффективность и при построении других научных теорий (механики, астрономии, физики и др.). Редукционистская стратегия лежала в основе построения и самой философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Более того, начиная с Античности, были предприняты такие поражающие сегодня воображение своими масштабами и смелостью проекты, как редукционистское объединение всего знания. В качестве аксиоматики таких универсальных систем знания предлагались сначала различные философские системы, а затем (в Средние века) и религиозно-философские. Однако, как показывает опыт развития науки, редукционистская стратегия, несмотря на свою известную эффективность, имеет определенные пределы, которые, правда, априорно (заранее) невозможно предсказать. Так, оказалось, невозможно принципиально свести, несмотря на огромные усилия логицис-тов, арифметику к логике. Редукционистский принцип соответствия, основанный на требовании сведения старой теории к повой, ее сменяющей, также выполняется лишь приблизительно. Столь же приблизительно или, по крайней мере, частично возможно сведение химии к физике, или биологии к физике и химии и т. п. Существуют две познавательные установки, альтернативные редукционистской. Первая — радикальный антиредукционизм, основанный на философской идее неповторимости и уникальности каждого явления и процесса действительности. В значительной _.. мере она используется в историческом и гуманитар-< -1В ном познании (в «науках о духе»), а также в художе- ственном и экзистенциальном переживании реальности. Вторая — умеренный антиредукционизм, основанный на одновременной фиксации единства и качественного разнообразия как предметной, так и когнитивной реальности. Теоретическим выражением умеренного антиредукционизма является идея холист-ского, системного, уровнего моделирования объектов, сфер и аспектов реальности. В современном научном познании используются обе описанные выше исследовательские стратегии. Границы эвристичности и эффективности каждой из них могут быть оправданы только задним числом, их практической полезностью в каждом конкретном случае. (См. наука, научная деятельность, синтез). РЕДУКЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - утверждения о частичном тождестве значений терминов теорий различной степени общности (например, арифметики натуральных чисел и арифметики действительных чисел), или различных уровней знания в рамках одной науки (например, эмпирического и теоретического ее уровней). Случай частичной идентификации значений терминов эмпирического и теоретического уровней научного знания называется эмпирической интерпретацией теории. Хотя редукционные предложения и имеют синтаксическую форму «А есть В», они по своей логической сути являются не суждениями, а определениями (конвенциями о возможном тождестве значений разных терминов), поэтому к ним не применима характеристика истинности или ложности. Полезность и правильность тех или иных редукционных предложений устанавливается лишь «задним числом», т. е. когда следствия теоретической системы, дополненной определенными редукционными предложениями, хорошо согласуются с результатами наблюдения и эксперимента. (См. интерпретация, научная теория, определение). РЕЛЯТИВИЗМ— философская позиция, основу которой составляет абсолютизация релятивного в действительности и познании (Гераклит, Кратил, Соломон, иррационалистические и субъективистские кон-цепции). Суть релятивизма как мировоззренческой tlu установки выражается формулой: «Все относительно». Различают онтологический, гносеологический, моральный, эстетический, политический и экзистенциальный релятивизм («Все едино»). Пафос релятивизма — борьба с догматизмом, авторитаризмом, тоталитаризмом путем акцентирования самоценности уникального, неповторимого, единичного, индивидуального, равноценности всех моментов и проекций бытия. Однако, позиция релятивизма уязвима и в целом, и в частностях. В целом она логически противоречива, ибо само утверждение «Все относительно» либо относительно, либо абсолютно. Если оно само относительно, то оно возможно истинно, а возможно ложно; если же оно абсолютно, то оно ложно абсолютно, так как отрицает само себя. Несостоятельность релятивизма, в частности, состоит в ссылках его представителей на современную науку (теорию относительности, квантовую механику, альтернативные теории в различных науках и др.). Это можно отнести прежде всего за счет некомпетентности авторов таких ссылок, ибо в любой научной теории нечто является относительным всегда только по отношению к чему-то, принятому за абсолютное. (См. абсолют, инварианты, релятивность, иррационализм). РЕЛЯТИВНОСТЬ — относительность, бинарная оппозиция понятию «абсолютность». Под «относительностью» имеют в виду изменяемость значения какого-либо свойства, состояния, характеристики в зависимости от определенных обстоятельств, а также понимание самих характеристик объектов, предметов, процессов как отношений между двумя или несколькими переменными («большой», «маленький», «высокий», «низкий», «правый», «левый», «истинный», «ложный», «научный», «ненаучный и т. д. и т. п.). Большой философский резонанс идея «релятивности» получила в связи с созданием теории относительности в физике, согласно которой характеристики определенного пространственного интервала (например, длины отрезка) или временного интервала (промежутка времени) являются не абсолютными, а относительными и всегда требуют указания соответствующей „_. системы отсчета, только по отношению к которой они ССЛ имеют свое значение. А поскольку привилегирован- ной, абсолютной системы отсчета с физической точки зрения не существует (в силу операциональных соображений), постольку любые характеристики пространственного и временного интервалов всегда являются лишь относительными (они являются истинными только по отношению к некоторой конкретной системе отсчета). Впоследствии с пьедестала «абсолютности» в физике было удалено понятие «массы» и другие физические характеристики предметов. Вместе с тем, ни одна теория, в том числе и физическая, не может обойтись без введения фундаментальных констант, инвариантов, которые составляют ее абсолютное содержание (в теории относительности, например, таким абсолютом является скорость света как предельная и неизменная характеристика по отношению к любой системе отсчета). С философской точки зрения важно подчеркнуть, с одной стороны, что категории «относительное» и «абсолютное» абсолютно необходимы в познании, моделировании любых систем и процессов, а, с другой, что любое разделение любых характеристик предметов на относительные и абсолютные всегда является относительным, условным. «Законность» или «незаконность» всех таких разделений имеет консенсуальный характер. (См. абсолют, абсолютность, постоянство, покой, релятивизм). РЕФЛЕКСИЯ — форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания. Один из главных методов мета-теоретического уровня научного познания. (См. мета-теоретическое знание, разум, мышление). Ф.В. Лазарев РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - понятие методологии классической науки о возможности в ситуации конкурирующих научных гипотез А и -А (например, волновой и корпускулярной теории света) поставить эксперимент, который окончательно доказал бы истинность одной и ложность другой. Однако, такой эк-споримент по отношению к теориям (универсальным LL\ гипотезам) в принципе невозможен, во-первых, поскольку сам несвободен от некоторых теоретических допущений, а, во-вторых, поскольку из доказательства истинности следствий универсальной гипотезы нельзя логически заключать об истинности самой гипотезы. Наконец, в-третьих, хотя опровержение следствий одной из гипотез (например гипотезы -А) и можно рассматривать как опровержение самой гипотезы -А, однако, отсюда еще не следует истинность гипотезы А, так как она тоже может быть ложной, а в качестве истинной научное сообщество признает некоторую третью гипотезу В (в частности, гипотезу А & -А, как это и было в случае с признанием двойственной кор-пускулярно-волновой природы света). (См. выбор научной теории, эксперимент). САМООРГАНИЗАЦИЯ - фундаментальное понятие синергетики, означающее упорядочивание системы, т. е. переход от хаоса к структурированному состоянию, происходящее спонтанно в открытых нелинейных системах. Именно свойства открытости и нелинейности являются причиной этого процесса. Открытость — это свойство систем, проявляющееся в их способности к обмену веществом, энергией и информацией с окружающей сферой, а нелинейность — многовариантность путей эволюции. Математически нелинейность проявляется в наличии в системе уравнений величин в степенях выше первой, либо в зависимости коэффициентов от свойств сфер. Процесс, альтернативный самоорганизации, — автодезорганизация, или диссипация. Диссипация — это процессы рассеяния энергии, ее превращение в менее организованные формы — в конечном счете, в тепло. Эти процессы деструкции могут иметь разную форму: диффузия, вязкость, трение, теплопроводность и т. д. Самоорганизация может вести к переходу системы в устойчивое состояние — аттрактор. Отличительное свойство аттрактора состоит в том, что он как бы притягивает к себе все прочие траектории эволюции системы, определяемые различными начальными условиями. Если система попадает в конус аттрактора, она неизбежно эволюционирует к этому состоянию, а все прочие промежуточные состояния автоматически дис-сипируют, затухают. (См. синергетика, структура, система). Л.В. Лесков СВЕРХСОЗНАНИЕ — высший, рефлексивный уровень сознания, контролирующий деятельность сознания в целом, его отношение к Бытию. Именно на этом уровне происходит высший синтез наиболее общего когнитивного и ценностного содержания сознания, и конструируются различные формы мировоззрения, в том числе и философия. (См. сознание, синтез, мировоззрение, философия). СЕМАНТИКА — раздел логики и методологии науки, исследующий отношения языковых выражений (синтаксиса языка) к обозначаемым объектам и приписываемый (наделяемый) при этом обозначении смысл выражениям. Соответственно, в семантике существует два основных раздела: теория референции (обозначения) и теория смысла. Большой вклад в разработку семантики внесли Ч. Пирс, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский, У. Куайн, С. Крипке и др. (См. синтаксис, смысл, значение, понимание). СИММЕТРИЯ — структурное тождество объекта (неизменность, постоянство его структуры) по отношению к возможным изменениям его элементов, пространственному положению или другим преобразованиям. Например, одна из теорем квантовой теории поля (СРТ — теорема) утверждает, что все процессы в природе не меняются (симметричны) при одновременном проведении трех преобразований: переходе от частиц к античастицам (С), зеркальном отражении (пространственное преобразование — Р) и замене времени t на ^(обращение времени, Т). Идея симметрии лежит в основе представления о существовании объективных законов, фундаментальных констант бытия, гармонии природы. (См. закон, неизменность, равновесие). СИНЕКТИКА — один из распространенных методов стимулирования научного творчества, разработанный У. Гордоном. Суть этого метода — сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым и изменить таким образом сложившийся взгляд на вещи. Преодоление стереотипов достигается с помощью следующих приемов: 1) личностное уподобление, при котором ис- пытуемый представляет сам себя изучаемым им процессом, предметом, что способствует включению рефлекторного механизма сознания; 2) поиск самых разнообразных аналогий изучаемому процессу, предмету; 3) использование поэтических образов, символов, метафор для формирования задачи; 4) активизация воображения, фантазии за счет придумывания «сказочных» решений проблемы, даже если они противоречат известным законам природы. Помещение изучаемого объекта в необычный контекст помогает не только разорвать привычные смысловые связи, но и актуализировать латентный опыт исследователя. Одно из главных достоинств метода синектики состоит в том, что он обучает метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление и свободно переходить от одного типа мышления к другому. (См. научное творчество, психология науки).
|