Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТАФИЗИКА 8 страница






Причем окончательное конституирование знания происходит не по оси «объект-субъект», а по оси «субъект 1-субъект 2». Только с позиций трактовки субъекта научного познания как социальной по своей природе системы становится понятной глубокая по своей сути интерпретация истории науки и ее реаль­ного функционирования как драмы идей (А. Эйнш­тейн). Именно в силу социального характера субъек­та научного познания, адекватное описание (теория) научного познания невозможно только средствами

логики и методологии науки или когнитивной психо­логии личности, а требует в существенной степени привлечения средств социологии науки (в том числе и социологии научного знания), социальной психологии науки, а также истории и философии культуры. (См. субъект, научная деятельность, наука).

СЦИЕНТИЗМ — преувеличенная мировоззренчес­кая оценка когнитивных, социальных и практических возможностей науки, ее роли в жизни общества, в основе которой лежит некритическое принятие ее сто­ронниками следующих утверждений: 1) научное по­знание дает объективную и несомненную истину;

2) только научное познание дает объективное знание;

3) наука является безусловным средством социально­го прогресса; 4) только на основе науки могут и дол­жны решаться все существующие в обществе прак­тические, социально-политические и духовно-миро­воззренческие проблемы. Идеи сциентизма, вера его сторонников в безграничные возможности науки и только в ее прогрессивное предназначение родились в эпоху Просвещения, отлившись в формулу: «Наука — основа социального прогресса». Однако, как показа­ло дальнейшее развитие самой науки и использование ее результатов в жизни общества, сциентистское по­нимание науки не выдержало проверку временем. Фе­номен «наука» оказался очень сложным, противоре­чивым и амбивалентным и в своем собственном бы­тии, и во взаимодействии с обществом в целом, и его различными подсистемами (экономикой, политикой, духовной жизнью). Оказалось, что развитие науки само по себе, однозначно не является источником прогресса и требует экономического, нравственного и правового контроля со стороны общества, демокра­тической экспертизы с опорой на здравый смысл и императив увеличения адаптационного ресурса чело­вечества. (См. антисциентизм).

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - категория философ­ской онтологии, введенная в научный оборот фран­цузским философом А. Бергсоном. Означает взгляд на всеобщую эволюцию органической неорганической природы и человека как на процесс, не только вклю­чающий в себя случайность как свою основу, но и как на имманентно творческий процесс самопорождения бытием новых единиц и смыслов. С этой точки зре­ния детерминистское объяснение эволюции бытия как в причинно-следственной интерпретации, так и на языке внешнего целеполагания являются слишком грубыми ее описаниями. Эволюция бытия, как и лю­бой творческий процесс, всегда содержит в себе не­кий рационально необъяснимый, неожиданный, таин­ственный момент. Бытие в силу своей бесконечной сложности, имманентно присущего ему стремлению к многообразию и одновременно целостности, всегда будет неподвластно любым рациональным схемам че­ловеческого сознания, и всегда будет оставаться для него тайной. В современной науке неким неожидан­ным приближением и выражением бергсоновского по­нимания эволюции явилась синергетика с ее нелиней­ным мышлением и точками бифуркации при объясне­нии эволюции. (См. синергетика, нелинейное мышление).

ТЕЛЕОЛОГИЗМ — научные концепции и картины мира, признающие всеобщий характер целевой де­терминации всех процессов и явлений не только в (At живой, но и в неживой природе. Одним из основогю-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал