Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕТАФИЗИКА 8 страница
Причем окончательное конституирование знания происходит не по оси «объект-субъект», а по оси «субъект 1-субъект 2». Только с позиций трактовки субъекта научного познания как социальной по своей природе системы становится понятной глубокая по своей сути интерпретация истории науки и ее реального функционирования как драмы идей (А. Эйнштейн). Именно в силу социального характера субъекта научного познания, адекватное описание (теория) научного познания невозможно только средствами логики и методологии науки или когнитивной психологии личности, а требует в существенной степени привлечения средств социологии науки (в том числе и социологии научного знания), социальной психологии науки, а также истории и философии культуры. (См. субъект, научная деятельность, наука). СЦИЕНТИЗМ — преувеличенная мировоззренческая оценка когнитивных, социальных и практических возможностей науки, ее роли в жизни общества, в основе которой лежит некритическое принятие ее сторонниками следующих утверждений: 1) научное познание дает объективную и несомненную истину; 2) только научное познание дает объективное знание; 3) наука является безусловным средством социального прогресса; 4) только на основе науки могут и должны решаться все существующие в обществе практические, социально-политические и духовно-мировоззренческие проблемы. Идеи сциентизма, вера его сторонников в безграничные возможности науки и только в ее прогрессивное предназначение родились в эпоху Просвещения, отлившись в формулу: «Наука — основа социального прогресса». Однако, как показало дальнейшее развитие самой науки и использование ее результатов в жизни общества, сциентистское понимание науки не выдержало проверку временем. Феномен «наука» оказался очень сложным, противоречивым и амбивалентным и в своем собственном бытии, и во взаимодействии с обществом в целом, и его различными подсистемами (экономикой, политикой, духовной жизнью). Оказалось, что развитие науки само по себе, однозначно не является источником прогресса и требует экономического, нравственного и правового контроля со стороны общества, демократической экспертизы с опорой на здравый смысл и императив увеличения адаптационного ресурса человечества. (См. антисциентизм). ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - категория философской онтологии, введенная в научный оборот французским философом А. Бергсоном. Означает взгляд на всеобщую эволюцию органической неорганической природы и человека как на процесс, не только включающий в себя случайность как свою основу, но и как на имманентно творческий процесс самопорождения бытием новых единиц и смыслов. С этой точки зрения детерминистское объяснение эволюции бытия как в причинно-следственной интерпретации, так и на языке внешнего целеполагания являются слишком грубыми ее описаниями. Эволюция бытия, как и любой творческий процесс, всегда содержит в себе некий рационально необъяснимый, неожиданный, таинственный момент. Бытие в силу своей бесконечной сложности, имманентно присущего ему стремлению к многообразию и одновременно целостности, всегда будет неподвластно любым рациональным схемам человеческого сознания, и всегда будет оставаться для него тайной. В современной науке неким неожиданным приближением и выражением бергсоновского понимания эволюции явилась синергетика с ее нелинейным мышлением и точками бифуркации при объяснении эволюции. (См. синергетика, нелинейное мышление). ТЕЛЕОЛОГИЗМ — научные концепции и картины мира, признающие всеобщий характер целевой детерминации всех процессов и явлений не только в (At живой, но и в неживой природе. Одним из основогю-
|