Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕТАФИЗИКА 5 страница
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ — установление соответствия (тождества в определенном отношении) подмножества эмпирически интерпретированных следствий некоторой теории с эмпирически (экспериментально) наблюдаемым положением дел. Подтверждение научной теории никогда не является полным и окончательным, поскольку множество потенциально возможных следствий из содержательной достаточно богатой теории всегда заведомо больше числа се следствий, подтвержденных на опыте. Поэтому с логической точки зрения подтверждение любого числа следствий теории с помощью наблюдений и эксперимента никогда не может считаться не только доказательством ее истинности, но и вероятности ее истинности. И это связано с тем, что согласно одному из законов силлогистической логики (modus tollendo ponens), нельзя не только заключать об истинности следствий вывода к истинности его оснований (посылок), но и об увеличении вероятности истинности посылок по мере увеличения количества подтверждающих их следствий. Согласно формальным правилам определения логического вывода (в основе которого лежит определение материальной импликации как логической экспликации выражения «если...то» естественного языка путем таблично-комбинаторного ее задания, исходя из логически возможных комбинаций значений истины и лжи для посылок и заключения вывода), логический вывод является правильным не только тогда, когда истинным посылкам соответствуют истинные следствия, но и в том случае, когда ложным посылкам соответствуют истинные следствия. Таким образом, установление истинности следствий теории говорит не только о ее истинности, но и не противоречит предположению о ее возможной ложности. В этом состоит основная логическая трудность истолкования индукции (выводов от частного к общему) как метода подтверждения истинности теории или вероятности ее истинности. Принятие учеными решения о подтверждении некоторой теории опытом является не чисто логическим, а условно-консенсуальным. Условным, так как истинные следствия подтверждают истинность посылок только в том случае, если заранее (условно) принята гипотеза об истинности посылок. Консенсуально, поскольку всегда необходимо достижение согласия ученых относительно качества (существенности) удостоверенных на опыте следствий и их достаточности как основания для суждения об ее истинности. (См. фальсификация, неоиндуктивизм, научный консенсус). ПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений философии, представители которого исходят из того, что единственно надежным и практически важным для человечества видом познания и знания является то, ко- торое получается методами частных наук. Это знание называется «положительным», или «позитивным», отсюда и название направления. Частно-научный вид познания получил мощное распространение и развитие, начиная с Нового времени, и за это время доказал свои убедительные преимущества и колоссальную эффективность, особенно в познании природы. По своему методу позитивное или частно-научное познание является экспериментально-математическим исследованием любых объектов, как природных, так и социальных, а также различных форм сознания и познания. Позитивисты признают исторические заслуги других форм и методов познания (мифологии, религии, философии), однако считают, что их время безвозвратно прошло, и использование их как орудий познания после того, как новая наука доказала свою эффективность, есть дань архаике, отвлекающей силы и талант людей на бесполезные, а скорее даже социально вредные занятия. Родоначальником позитивизма, сформулировавшим достаточно четко позитивистское кредо, был французский философ О. Конт. Позитивисты признают подлинную ценность только за синтетическим апостериорным (т. е. эмпирическим) знанием и за аналитическим априорным (логика и математика). Наибольшей критике с их стороны подвергалось синтетически-априорное знание, как непроверяемое опытом и логическим анализом, а потому произвольно-спекулятивное и ненаучное. Особенно вредна с точки зрения позитивистов философия, так как она мимикрирует под науку. Борьба за чистоту научного знания и «выкорчевывание» из нее любых проявлений и вторжений философии («метафизики») — одна из главных задач, провозглашенная позитивистской философией. Позитивистами, начиная с Конта, была выдвинута задача построения взамен старой спекулятивной философии хорошей, позитивной, научной философии. За долгую историю позитивизма были предложены различные варианты научной философии (методология науки — Конт, Дж. Ст. Милль; научная картина мира — Г. Спенсер; психология научного творчества и инструмснталистская теория мышления - Э. Мах, П. Дюгем; логический анализ языка науки - М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап; лингви- стический анализ языка — Райл, Остин, поздний Витгенштейн; логико-эмпирическая реконструкция динамики науки — Поппер, Лакатос). Однако, все названные варианты позитивной философии были раскритикованы и прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, не удовлетворяли принятым позитивистами критериям научности, а, во-вторых, неизбежно опирались на явно (а чаще — не явно) принятые определенные «метафизические» предпосылки. Ригоризм позитивистов в отношении «метафизики» не выдержал проверки временем. Она оказалась неустранимым и, более того, важным звеном не только как форма мировоззрения, но и как когнитивной ресурс самой реальной науки. (См. эмпиризм, позитивистская концепция соотношения философии и науки). ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки) — концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Последняя уничижительно объявляется позитивистами псевдознанием, мимикрией под науку, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для современной науки не только никакого позитивного значения, а скорее — отрицательное, так как философский дискурс способен только «заразить» науку вирусом псевдознания. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет — не существует и научной философии. «Наука — сама себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись метафизики!» (И. Ньютон) — вот формулы позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Однако все многочисленные попытки позитивистов построить научную философию или философию как одну из 10G конкретных наук, отличающуюся от других только ее luD специфическим предметом (научная система мира — Г. Спенсер, методология науки — Дж. Ст. Милль, психология научной деятельности — Э. Мах, логико-математический анализ языка науки — М. Шлик, R. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания — К. Поппер и др., лингвистический анализ языка пауки), закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его когнитивных структур. (См. эмпириокритицизм, неоиндуктивизм, постпозитивизм). ПОЗНАНИЕ — чувственная и мыслительная деятельность по сбору, обработке, переработке, конструированию и хранению информации. (См. деятельность, сознание, информация). ПОКОЙ — отсутствие какого бы то ни было движения или изменения; постоянство местопребывания тела в фиксированной точке пространства. (См. движение, изменение, тождество). ПОЛЕ — понятие, первоначально введенное в науку Дж. К. Максвеллом для описания электромагнитных явлений. Согласно его представлениям, электромагнитное поле — это та часть пространства, которая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в электрическом и магнитном состоянии. Из теории Максвелла следовало, что электромагнитное поле может обладать возмущениями, которые способны распространиться в пространстве. Им было, в частности, показано, что свет — это распространяющиеся волны электромагнитного поля. Позднее стало ясно, что, кроме электромагнитного, существуют и другие виды полей — гравитационное, ядерное — сильные и слабые. Перенос полей носит квантованный характер. Переносчиками полей служат частицы, обладающие целостным спином: фотоны, векторные бозоны, глюоны и гравитоны. Следствием наличия у квантовых полей целостного спина является тот факт, что в некоторых случаях они обладают классическими свойствами. Эти свойства 1а/ обнаруживаются в первую очередь у электромагнит-пых и гравитационных полей. В классической физике поле рассматривалось как разновидность материи, резко отличающаяся от вещества: если структура вещества дискретна, то поле — непрерывно. В квантовой механике был открыт корпус-кулярно-колновой дуализм всех материальных микрообъектов, и это противопоставление утратило смысл. Следует также заметить, что поле, подобно веществу, также обладает энергией, а его волны способны энергию переносить. (См. вещество, энергия, материя). Л.В. Лесков ПОЛИТИКА — 1) система мер по эффективному управлению любой социальной системой (научная политика, социальная политика, экономическая политика, финансовая политика и т. д.); 2) система мер по эффективному управлению обществом и государством. (См. политология, политические науки, государство, право). ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ - множество политических, экономических и юридических дисциплин, имеющих своим предметом исследование различных аспектов властных отношений в обществе и государстве (социальная идеология, теория государства и права, политическая экономия, военное строительство, конституционное право, геополитика и др.). (См. политика, политология, государство, право). ПОЛИТОЛОГИЯ — наука об управлении обществом, методах такого управления, типах и иерархии систем власти, политических процессах, функциях государства в обществе. (См. политические науки, государство, право, политика). ПОНИМАНИЕ — нахождение или приписывание смысла элементам любой (материальной или идеальной) реальности (см. смысл, научное понимание, герменевтика). ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ НАУКА - название этапа в развитии науки, который в терминологии постмодернистских философов начался в XX в. В результа- те кризиса классической (модернистской) науки, осознания иллюзорности се представлений о возможностях науки, на смену модернистской науке приходят постмодернистские теории, основанные на принципиально иной системе ценностей (квантовая механика, ограничительные теоремы К. Геделя, космология, синергетика, экология, глобалистика, радикальный плюрализм и фрагментарность современных экономических, политических, исторических и гуманитарных научных построений). Постмодернистская наука основана на идеях принципиальной недоопределенности любого дискурса, в том числе и научного, существенной роли неявного знания в функционировании науки, относительности и принципиальной неустранимости субъекта из результатов научного познания, когнитивной ответственности ученых за принимаемые решения и утверждаемые взгляды, гуманистического предназначения науки, служения ее раскрытию творческого потенциала человека на Земле, продлению существования человеческого рода. (См. «модернистская наука», «постмодернизм», «постмодернистская философия науки»). ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - одно из направлений в современной философии науки, основанное на распространении теории общих закономерностей, структуры и функционирования любого языка (дискурса) на язык научного знания. Вышедший из постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Лакан и др.), как одного из течений лингвистической философии, постмодернизм (Ф. Лиотар, Ю. Кри-стева и др.) сделал последовательные и решительные выводы из постструктуралистского анализа функционирования языка для понимания закономерностей бытия всей культуры, и особенно современной, которая насквозь пронизана дискурсами во всех своих ответвлениях и проявлениях. Именно к современной культуре в наибольшей степени применима характеристика постмодернистов: культура — это текст, ибо часто уже почти невозможно различить текст как репрезентацию явлений культуры от смысла самой культуры. Среди фундаментальных и вместе с тем универсальных характеристик бытия любого дискурса, неза- висимо от его содержания (обыденное познание, философия, поэзия, художественная литература, наука), постструктуралисты открыли его сюжетность (любой дискурс, в том числе и научные теории, есть всегда рассказ, story). Это означает, во-первых, телеологический способ его организации, а отнюдь не объективно-описательный. Во-вторых, это означает, что любой научный текст самой своей структурой всегда предполагает коммуникативность, обращение к другому субъекту, как необходимому соучастнику познавательного акта. Таким образом, с точки зрения постмодернистов основное направление познавательного акта проходит не но оси «объект — субъект», а по линии «субъект 1 — субъект 2 —...». Любой текст, а значит и научный, всегда опирается на большой массив бессознательно принятого неявного знания (интуитивной информации), являясь частью более обширного целого — некоторого контекста, границы которого нельзя определить полностью и точно. В этом отношении, утверждают постмодернистские философы науки (В. Вельш, Ф. Джеймисон и др.), наука качественно ничем не отличается от мифологии, литературы, философии и других видов дискурса. Везде — принципиальная многозначность, везде недоговоренность (и невыговоренность), везде — открытость для новой интерпретации. Различие лишь в степени этих характеристик. Как любят повторять постмодернисты: «никто до конца не знает, ни что он точно сказал (или написал), ни о чем именно». В полной мере это относится и к научным текстам, хотя наука в отличие от других видов дискурса, прилагает сознательные и огромные усилия, чтобы максимально минимизировать присущую любому языку неопределенность. Исходя из этого, само представление о научном знании как о чем-то объективно-истинном, доказательном и однозначном постмодернистские философы называют одним из самых больших социокультурных мифов. Они считают, что весь ход истории науки (с XVII по XX в.), основанной на этом мифе, убедительно продемонстрировал несоответствие реальной науки этому мифу. Природа языка, основанная на нем человеческая культура и все ее проявления (в том числе и наука) таковы, что человек вы- нужден жить в созданном им плюралистическом и всегда не до конца определснЕюм мире. Но это же составляет необходимое условие и возможность человеческого творчества как естественную для него, высокоадаптивную по сравнению с другими биологическими видами животных, форму существования. Однако возможность поддержания необходимого разнообразия и плюрализма в обществе как условия и следствия творческой природы человека требует от людей в качестве необходимого компенсаторного механизма продолжения их существования, соблюдения ими норм толерантности, 1" уманизма, консенсуаль-ности, ответственного поведения, в том числе и персональной когнитивной ответственности. Таким образом, согласно постмодернистам, общей основой философии всех наук является вовсе не трансцендентальная философия («метафизика») и логика в любом ее понимании, а лингвистика как общая теория структуры и закономерностей функционирования языка. (См. философия науки, неклассическая философия науки, контекст, нарратив, пастиш). ПОСТПОЗИТИВИЗМ — направление в западной философии и методологии науки, пришедшее в 60 — 70 гг. XX в. на смену логическому позитивизму. Лидерами постпозитивизма явились К. Поппер, И. Лакатас, Т. Кун, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд и др. Фундаментальной оппозицией логическому позитивизму явились, прежде всего, методологические построения К. Поппсра, предложившего радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и эксперимента отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, а тем более доказательстве их истинности (и то и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта — в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имели большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, согласно Попперу, только те теории могут till вообще считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано или поздно окажутся опровергнуты. Критицизм Поппера был удачно дополнен в постпозитивизме теориями научных революций Т. Куна, концепцией неявного и личностного знания как неустранимого элемента научного познания М. Полаии, концепцией пролиферации теорий и методологического разнообразия П. Фейерабенда, идеей возможности применения теорий биологической эволюции к развитию научного знания Ст. Тулмина и др. Однако, к концу 80-х гг. XX в. постпозитивизм исчерпал свои возможности в объяснении структуры и динамики научного знания. Главной слабостью постпозитивизма явилось абстрагирование от социокультурного контекста функционирования науки, от социальных и социально-психологических параметров бытия науки. Оказалось, что без обращения к ним невозможно построить адекватные модели науки. (См. критицизм, фальсификационизм, парадигма, неявное знание). ПРАВИЛО СООТВЕТСТВИЯ - регулятивный принцип установления «должных» отношений между старой теорией и сменяющей ее новой теоретической концепцией в определенной области науки. Согласно этому принципу, новая теория является «хорошей» в том и только том случае, если старая теория может быть получена из нее в качестве частного или предельного случая. Принцип соответствия основан на завышенной оценке значимости момента преемственности, прогресса в развитии научного знания. Слабой стороной данного правила является игнорирование столь же важной значимости в развитии любой системы моментов прерывности, качественного отличия и, в частности, несоизмеримости старых и новых теорий. (См. принцип, структура науки, основания научной теории). ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - получение патента, иного охранного документа или иное подтверждение права интеллектуальной собственности. (См. патент, интеллектуальная собственность). Г.В. Бромберг ПРАВО — система юридических законов и норм, принятых в той или иной стране и регулирующих на се территории все возможные типы отношений между гражданами, гражданами и государством, государством и обществом (гражданское право, хозяйственное право, уголовное право, конституционное право и др.). Основная цель права — обеспечение социальной справедливости в обществе в соответствии с его возможностями на данном этапе развития. Право всегда поддерживает статус-кво наличной общественной системы и поэтому изменяется вместе с развитием общества. В философии права исследуется сущность права, формулируются и обосновываются основные концепции его происхождения и природы, его отличие от морали, взаимоотношение с различными системами права и т. д. (См. государство, политика, юридические науки). ПРАГМАТИЗМ — направление в теории познания и философии науки (Ч. Пирс, Дж. Дьюи и др.), согласно которому все человеческое знание имеет, прежде всего, адаптационно-практическую природу и социальную направленность — приносить пользу людям в их взаимодействии с природой и между собой. Поэтому главным критерием в его оценке должна быть не степень его соответствия эмпирическим, чувственно-наблюдаемым данным, а тем более — тождества с ними, что практически недостижимо, особенно в отношении высокоабстрактных эмпирических понятий и теоретических конструктов. Истинная, то есть подходящая, хорошая, ценная теория — та, которая приносит обществу пользу, успех, если придерживаться именно ее. «Польза» при этом трактуется в самом широком смысле слова (объяснительная и предсказательная сила теории, постановка и решение новых, теоретически и практически важных проблем, для социальных же и мировоззренческих теорий — это их социально-мобилизующая, ведущая к единству общества роль, утверждение положительных адаптивных ценностей в обществе, улучшение качества человеческой жизни). Прагматизм можно рассматривать как обобщение инструментализма. (См. инструментализм, операционализм). ПРАКТИКА — материальная деятельность людей в различных ее аспектах (экономическом, технико-технологическом, организационном и др.). Основная категория в системе философии К. Маркса (см. марксистская философия). В науке формами практической деятельности являются производство и воспроизводство технической и приборной базы научных исследований, экспериментальные исследования, инновационная деятельность, организация научных исследований. (См. эксперимент, прибор, техника, технология). ПРИБОР — познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. По специфике получаемой информации приборы делятся на качественные и количественные, по своим функциональным характеристиками — на приборы-усилители, анализаторы, преобразователи и регистраторы. (См. фундаментальные исследования, эксперимент, инновации). Ф.В. Лазарев ПРИКЛАДНАЯ НАУКА — исследования, направленные на использование научных знаний и методов для решения практических задач, на создание новых, либо совершенствование существующих видов продукции или технологических процессов. Прикладные исследования могут включать расчеты, эксперименты, макетирование и испытания макетов, компьютерное моделирование. (См. фундаментальные исследования, эксперимент, инновации). А. П. А вдуло в ПРИНЦИП — нормативное общее высказывание4, содержащее определенное требование к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности (принцип относительности, принцип со- ()ТВ(? т< -твия, принцип эффективности, моральные за- поведи и т. п.). (См. деятельность, ценности, сознание). ПРИНЦИП ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ - принцип, " применяемый при оценке новых технологий перед том, как дается разрешение на их применение?. В соответствии с этим принципом, при возникновении разумных сомнений в безопасности новой технологии те, кто ее создал и намерен применять, должны представить убедительные аргументы в пользу ее безопасности. (См. принцип, деятельность, этика науки, биоэтика). Б. Г. Юдин ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ - требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов. Принцип системности имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта как системы экстраполировать на него общие системные закономерности любой системы, независимо от ее конкретного содержания. Такие особенности изучаются в таком разделе современной математики как общая теория систем. (См. принцип, система, познание). ПРИРОДА — в широком смысле — вся совокупность предметов, явлений и процессов, существующих по своим собственным законам до и независимо от человека и человеческого общества; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой, — как потенциальный объект его практической и познавательной деятельности и материал для формирования культуры. (См. бытие, культура, объект). ПРИЧИНА — явление, процесс, состояние, предшествующее другому явлению, процессу или состоянию объекта и вызывающее, обусловливающее появление последнего (нагревание жидкости — причина ее испарения; молния — частная причина лесных пожаров; кооперативное, резонансное поведение частиц — одна из причин их самоорганизации и т. д.). Целенаправленный поиск причин разнообразных явлений — одна из важных функций науки, однако отнюдь не един- ственная и даже не главная, вопреки взглядам на назначение науки в период классического этапа развития естествознания. (См. детерминизм, закон). ПРИЧИННОСТЬ — отношение между одним явлением, процессом, состоянием объекта, которые считаются причиной, и другим явлением, процессом, состоянием объекта, которые рассматриваются как результат действия данной причины (се следствие). Причинность может иметь как однозначный, необходимый характер по отношению к своему следствию, так и вероятностный. Во втором случае принимают во внимание дополнительный фактор — условия осуществления причинной связи между явлениями. Причинность является одним из видов детерминационной связи между объектами наряду с функциональными, организационными, целевыми и другими видами детерминации. (См. детерминизм, индетерминизм, закон). ПРОБЛЕМА — существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна. (См. научная проблема, научная деятельность, научное познание). ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — научное исследование и оценка вероятных перспектив, направлений совершенствования технологий, техники, создания новых направлений. (См. прогноз, проект, инновационная система). Г.В. Бромберг ПРОГРЕСС — оценочное понятие, характеризующее процесс развития с точки зрения положительных, «желательных» для человека результатов, в целях их последующего использования для расширения пространства «блага» и более адаптивного существования как общества в целом, так и отдельных его подсистем. Как общая философская категория используется в аксиологических основаниях всех наук, как для внутренней оценки собственных когнитивных результатов, ЧПО так и для их потенциальной и актуальной ценности для tllu всего общества. (См. эволюция, развитие, изменение). ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ - категория гносеологии и философии науки, обозначающая способность сознания к когнитивному творчеству, то есть к свободному (и в своей основе — случайному) комбинированию различных образов, как чувственных (восприятий и представлений), так и мысленных (идей разного рода). Впервые продуктивное воображение как самостоятельную и важнейшую познавательную операцию ввел в гносеологию И. Кант. (См. сознание, познание, синтез, новизна). ПРОЛИФЕРАЦИЯ —одно из основных понятий философии науки П. Фсйерабенда, означающего размножение, максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки. Важным условием отбора наилучшей из когнитивных инноваций (по существу — научных мутаций) является именно количество ad hoc гипотез, так как только при этом условии имеется большая вероятность появления действительно важной теории, которая пройдет жесткое сито отбора научным сообществом на ее приемлемость как наиболее предпочтительная из альтернатив. Без должной пролиферации и разнообразия самых, казалось бы, невероятных, сумасшедших теорий, говорить о возможном прогрессе в развитии научного знания, согласно Фейсрабенду, не возможно. (См. научный метод, развитие науки, постпозитивизм). ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - исключительное право на владение и распоряжение результатами научно-технического характера: изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, товарными знаками (знаками обслуживания), наименованиями мест происхождения товаров. (См. интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности). Г.В. Бромберг ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР НАУКИ - совокупность научных центров и исследовательских лабораторий, принадлежащих промышленным, сельскохозяйственным или сервисным предприятиям. (См. организация науки, научно-технический потенциал). Л.Н. Авдулов 2D7 ПРОСТРАНСТВО — одна из базовых категорий науки. Категория пространства характеризует взаимное расположение существующих объектов. Она возникала и формировалась для выражения рядорасиоложен-ности тел и их протяженности. В истории пауки и философии были выдвинуты две основные концепции пространства, которые сохранили свое влияние вплоть до настоящего времени: концепция субстанционального пространства и концепция атрибутивного пространства. Согласно первой (Ньютон и др.), пространство — самостоятельная субстанция, свойства и бытие которой не зависят от свойств и изменений в других субстанциях — времени и материи. Согласно второй (Аристотель, Лейбниц, современная физика), пространство есть аспект либо самих материальных тел, либо их взаимоотношений. Классическая физика наделяла пространство следующими свойствами: трехмерность, непрерывность, бесконечность, однородность, изотропность, абсолютные метрические свойства. С дальнейшим развитием науки стало ясно, что различные сферы реальности могут характеризоваться пространствами с различными свойствами. Например, различные метрические свойства пространства потеряли абсолютность в теории относительности. Объективное физическое пространство, с которым, прежде всего, ассоциируется представление о пространстве, в котором живет человек и существует природа, т. е. пространство Вселенной, изучается в космологии. В ней построено несколько моделей Вселенной с соответствующими пространственными свойствами.
|