Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кумулятивизм
нитивной деятельности (обыденное познание, философия, литература, религия) развивается только прогрессивно, от одних истин к другим, от менее общих истин к более общим, от менее фундаментальных теорий к более фундаментальным, от относительной истины к абсолютной и т. п. С точки зрения современной философии науки кумуляти-визм является слишком простой и наивной концепцией, чтобы быть истинной. (См. принцип соответствия, развитие науки, научная революция). ЛАМАРКИЗМ — направление в эволюционной биологии, противостоящее дарвинизму в трактовке основных механизмов и движущих сил исторического развития живой природы. Если, согласно Ч. Дарвину и дарвинизму, основными факторами и движущими силами эволюции являются борьба за существование (понимаемая, правда, достаточно широко) и естественный отбор (на основе исходно случайной наследственной изменчивости живых организмов), то ламаркизм настаивает на второстепенной роли естественного отбора в качестве фактора эволюции, отводя главную роль в эволюции жизни либо прямому направляющему влиянию внешней среды (механоламаркизм), либо волевым усилиям самих живых организмов (психоламаркизм). Хотя основы этого учения, как это и следует из названия, были сформулированы еще в самом начале XIX в. великим французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком (1744—1829), расцвет и особая популярность этого направления падает на конец XIX — первые десятилетия XX в., т. е. на период известного кризиса дарвинизма. Ламаркизм в любой своей версии в обязательном порядке базируется, как минимум, па двух основополагающих предпосылках, полностью не совместимых с современными представлениями о принципах организации и функционировании генно-молекулярных структур: 1) признание изначальной способности живых организмов всегда целесообразно (а не случайно) изменяться в ответ на любые изменения внешних условий (или на изменения своих собственных внутренних потребностей), и 2) признанием способности живых организмов передавать по наследству своим потомкам все таким образом благоприобретенные изменения. Оба эти постулата (в какой бы смягченной форме они ни формулировались) оказались полностью несостоятельными в свете основных принципов организации генных структур, все более полно выявляемые современной генетикой. В результате, к середине XX в. популярность ламаркизма в среде профессиональных эволюционистов практически сошла на нет, а все (весьма, кстати, редкие) попытки воскрешения этих идей на базе общепринятых на сегодня представлений о механизмах функционирования молекулярно-генетических структур выглядят откровенной натяжкой и малоубедительны. (См. биология, детерминизм, научно-исследовательская программа). В.Г. Борзенков ЛЖЕНАУКА — идеи и концепции, выступающие от имени науки, мимикрирующиеся под нее путем имитации некоторых ее внешних черт (дискурсность, рациональность, аппеляция к опыту, практике и социально-важным целям), однако не выдерживающие серьезной критики со стороны соответствующего профессионального научного сообщества на соответствие ее заявок общепринятым стандартом научности знания. Лженаука выступает в двух основных вариантах: 1) когда от имени науки пытаются выступать различные вненаучные формы знания (религия, философия, искусство, здравый смысл и т. д.); 2) когда от имени науки пытаются навязать обществу либо явно незрелые, не выдержавшие еще достаточной экспериментальной апробации теоретические концепции, либо различного рода идеологические системы, имеющие по существу ценностно-проективный, а не объективно-описательный, научно-проверяемый характер. Яркими примерами лженауки в истории познания являлись расистские теории, якобы хорошо обоснованные данными антропологии и генетики, лысенковские концепции в биологии и сельскохозяйственных науках, марксистско-ленинская идеология и т. п. (См. наука, критерии научности, научная 116 рациональность). ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ - одно из направлений аналитической философии (Райл, Остин и др.), генетически связанное с распадом логического позитивизма, считавшего предметом позитивной философии логический анализ научного знания. Лингвистические философы согласны с тезисом логических позитивистов, что предметом философии науки должно быть научное знание. Однако они утверждают, что, во-первых, это знание должно рассматриваться только со стороны его языковой данности, как специфический вид языковой игры (здесь они опираются на взгляды позднего Витгенштейна), а, во-вторых, что этот анализ не должен проводиться средствами только математической логики, как слишком узкой базы лингвистического анализа языка науки. (См. аналитическая философия, философия науки). ЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, исходящее при описании поведения любых объектов из следующей аксиомы: любое воздействие на объект предполагает со стороны последнего определенный отклик, прямо пропорциональный силе воздействия. С математической точки зрения в основе линейного мышления лежат два принципа: теорема единственности (начальные и граничные условия полностью определяют дальнейшее поведение системы, свойства которой не зависят от времени) и принцип суперпозиции, рассматривающий конечный результат как сумму индивидуальных. Линейное мышление — методологическая основа всей классической науки. (См. синергетика, бифуркация). Л.В. Лесков ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР (лицензия) - юридическое соглашение между правообладателем (лицензиаром) и любым другим лицом (лицензиатом), принимающим от лицензиара право на использование объекта интеллектуальной собственности на условиях, оговоренных в этом соглашении. (См. интеллектуальная собственность). Г.В. Бромберг ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ - термин, введенный в методологию науки американским философом М. Пола-ни и означающий тот объем неявного знания, которым ]\] располагает и использует в своей научной деятельности отдельный ученый. Близок по значению к термину «интуиция ученого». (См. неявное знание, знание, научная деятельность). ЛИЧНОСТЬ — человек, сформировавший себя как относительно замкнутую и развитую систему по отношению к окружающему его миру. Личность ищет и имеет основания своего поведения и соответствующего ему выбора прежде всего в самой себе. В этом смысле личность суть свободный и ответственный индивид. Противоположностью личности является конформистский человек — дитя, слуга и орудие внешних обстоятельств. (См. Человек, Я). ЛОГИКА — наука о формах, законах и методах правильного (т. с. построенного в соответствии с определенными логическими стандартами) мышления. Различают формальную и содержательную логику. Формальная логика изучает мышление опосредованно, только через репрезентацию его в дискурсе, в языке. Главным предметом формальной логики является правильное рассуждение, то есть такое, которое от истинных посылок в силу только их логической формы ведет к истинным (опять же только в силу их логической формы) заключениям. Современная формальная логика строит и описывает абстрактные (математические) модели (структуры) доказательных рассуждений, поэтому кратко ее определяют как теорию (формального) доказательства, или теорию дедукции. Содержательная логика стремится построить теорию мышления как специфического познавательного процесса, ответственного за продуцирование (конструирование) определенных новых единиц знания (абстрактных и идеальных объектов, эмпирических и теоретических гипотез, научных моделей, теорий, научных дисциплин и др.). Содержательная логика в таком се понимании является имманентной частью теории научного познания, а именно учением о предпосылках, возможностях, механизме и методах научного мышления. Другими названиями содержательной логики являются «логика научного познания», «логика и методология науки», «логика научного исследования», «диалектическая ло- гика», «генетически-конструктивная логика» и др. (См. мышление, рассудок, разум). ЛОГИКА НАУКИ — совокупность правил логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теории (множество правил вывода и определения). Среди важнейших логических методов построения научных теорий выступают дедукция и конструктивно-генетический метод. Наряду со средствами формальной логики при создании научных теорий о развивающихся системах и объектах применяют методы диалектической логики (метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический метод и др.) Сознательная фиксация логических средств разворачивания содержания научных теорий особое значение имеет в математике, поскольку здесь первостепенную роль играют непротиворечивость и доказательность теоретических структур знания. (См. логика, вывод, определение, доказательство, обоснование). ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ- направление в философии и методологии науки, представители которого (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Рейхенбах и др.) считали единственным предметом научной философии науки логический анализ структуры и языка конкретных наук с помощью аппарата современной (математической) логики и семантики. К4ощные попытки, предпринятые в этом направлении логическими позитивистами в первой половине XX в., показали тем, не менее, явную ограниченность чисто логических методов моделирования (реконструкции) как структуры, так и динамики научного знания. В наибольшей степени методология логического позитивизма оказалось реализуемой в анализе логических и математических теорий, да и то с известными ограничениями (результаты Чсрча, Геделя и др.), плохо реализуемо — в естественно-научном познании и явно нереализуемой в историческом и гуманитарном познании. В рамках логического позитивизма, оказалось невозможно адекватно поставить и решить ни проблему обоснования научного знания, ни проблему природы научных теорий, ни проблему предпочтения и 119 выбора наилучшей среди конкурирующих теорий. Как показало обращение к реальной истории и практике науки, образцы идеально построенной и функционирующей науки логических позитивистов оказались слишком далеки от ее реальных образцов. Осознание этого обстоятельства самими логическими позитивистами, а также мощная внешняя критика их конструкций и тех философских оснований, на которых они базировались, привели к саморазрушению логического позитивизма и уходу его к 70-м гг. XX в. со сцены как влиятельного течения в философии и методологии науки. (См. позитивизм, эмпиризм). ЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - последовательность высказываний, часть которых является ее исходными утверждениями — аксиомами, а все другие выводятся из них по четко указанным правилам вывода (основные из них — дедукция, математическая индукция, правило подстановки) или вводятся с помощью вспомогательных высказываний, определений и лемм. Основное применение логические доказательства имеют в логических и математических науках, а также на теоретическом уровне познания в других науках. В последних логическое доказательство является лишь одним из фрагментов научной теории. Разработкой законов и правил логического доказательства занимается современная (математическая) логика, которую часто кратко определяют как науку о доказательстве. Методологическая ценность логического доказательства состоит в том, что сколь бы длинным оно ни было (с увеличением длины его методологическая ценность только возрастает), оно всегда гарантирует истинность любого своего следствия (теоремы), если посылки (аксиомы) были истинными. Однако имеются определенные ограничения на мощность логических доказательств для научных теорий. Как доказал К. Гедель, даже самая простая в содержательном отношении математическая теория — арифметика натуральных чисел не может быть представлена в виде одного логического доказательства, так как множество ее истинных утверждений всегда будет больше множества ее доказанных утверждений в рамках одного доказательства. Поэтому для любой, особенно достаточно богатой по содержанию научной теории, всегда неизбежно имеет место дополнение ее логически доказанной части соображениями содержательного характера, принимаемых на эмпирической или интуитивной основе. (См. вывод, доказательство, логика). ЛОГИЦИЗМ — направление в философии математики, возникшее в конце XIX — начале XX в. Его основоположниками были Г. Фреге и Б. Рассел. Сущность логицизма состояла в стремлении свести математику к логике (математической) и таким образом обосновать истинность и непротиворечивость математики. Первую серьезную попытку в этом направлении предпринял Г. Фреге, определив основные понятия арифметики натуральных чисел (натуральное число, сложение и умножение) в терминах логики (класс, дизъюнкция, конъюнкция). Так, натуральное число определялось как класс всех равночисленных классов (определение натурального числа Фреге —Рассела). К тому времени уже была показана принципиальная возможность сведения всей математики либо к теории множеств (теоретико-множественная интерпретация и обоснование всех разделов и теорий математики), либо к арифметике натуральных чисел, а сами теория множеств и арифметика натуральных чисел были построены аксиоматически (последнее было осуществлено в конце XIX в. школой Пеано). Таким образом, проблема сведения математики к логике сводилась в принципе к решению вполне обозримой проблемы: переформулировке аксиом арифметики натуральных чисел в терминах логики и выведение этих логических высказываний в качестве теорем одного из логических исчислений. Попытка Фреге закончилась, однако, неудачей, так как в рамках его конструкции оказалось возможным сформулировать логический парадокс. Это сделал молодой Б. Рассел. По он же взял на себя роль продолжателя дела Фреге. Новая попытка была реализована в совместной монографии Б. Рассела и Н. Уайтхсда «Principia Mathematica». Благодаря введению иерархической теории идеального языка (теории типов) система Рассела-Уайтхеда была надежно защищена от логических парадоксов типа парадокса Рассела. Расселу и Уайтхеду в предло- Itl женной ими системе действительно удалось вывести аксиомы арифметики натуральных чисел в качестве теорем логики. Однако сама их система вызвала с самого начала серьезные возражения как чисто логическая, то есть как совокупность только логически-истинных высказываний. Обоснованные сомнения в их логическом характере касались трех аксиом: аксиомы выбора, аксиомы сводимости и аксиомы бесконечности. Таким образом, логицистская программа Рассела-Уайтхсда оказалась по меткому выражению А. Черча реализованной «не более чем наполовину». Окончательно же бесперспективность логицизма была показана в 30-х гг. XX в., благодаря известным результатом К. Геделя, доказавшим строго интуиционистскими методами принципиальную невозможность абсолютно полной формализации любыми средствами (а значит и чисто логическими) арифметики натуральных чисел (теорема о неполноте любых формализованных систем арифметики по отношению к ее содержательному варианту). Таким образом, гипотеза логи-цистов о том, что математика — суть не более сложная («зрелая») чем логика, оказалась неверной. Математика не есть совокупность чисто логических истин (в силу только их логической формы). Однако, с другой стороны, логицисты убедительно продемонстрировали огромную роль чисто логических методов в построении и обосновании математики. (См. философия математики, метаматематика). ЛОЖЬ — одно из истинностных значений высказываний (концепций), означающего фиксацию отсутствия тождества (вплоть до полного несоответствия) содержания высказывания о предмете с содержанием самого предмета. (См. истина, истинностные значения). МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - созданная К. Марксом принципиально новая, не имевшая аналогов в истории философии, система мировоззрения, в основу которой было положено понятие общественно-исторической практики. Под последней понималась система деятельности по производству и воспроизводству жизни во всех ее социальных аспектах и проявлениях. Один тип общества отличается от другого именно различными типами практики. Среди многообразия аспектов практики ведущим, первичным является господствующий в обществе способ материального производства, то есть тот или иной уровень развития производительных сил и производственных отношений. Все остальные подсистемы общества вторичны по отношению к господствующему способу материального производства и так или иначе (адекватно или менее адекватно) обслуживают и выражают его (государство, политические и правовые институты общества, формы общественного сознания и мировоззрения — философия, религия, мораль, искусство и др.). Сущность аутентичной марксистской философии четко выражается понятием «исторический материализм», где, в отличие от философии французского материализма, роль материи отведена не природе (она по Марксу — суверенный предмет естествознания), а практике или социальной материи. Кратко философию Маркса часто называют также теорией практики. Практика, а не природа сама по себе, является основой, источником и критерием истинности любых когнитивных построений, в том числе и самой философии. В науке имеет место особый вид практики — материальный эксперимент как результат взаимодействия субъекта науки и изучаемого им объекта. Однако эксперимент по самой своей сути всегда локален и ограничен в пространстве и времени и поэтому может выступать проверочной инстанцией лишь отдельных, частных научных моделей и теорий. Критерием же истинности науки в целом как специфической формы познавательной деятельности может быть только вся практика в целом в ее развитии. Крушение специфической системы социализма, построенной в СССР и других странах, является скорее подтверждением правоты марксистской философии, нежели опровержением последней, ибо, во-первых, социализм в России был построен не по марксистской теории, а, скорее, вопреки ей, а, во-вторых, он оказался не конкурентоспособным с развитыми индустриальными странами Запада прежде всего именно в сфере материального производства, не сумев обеспечить более высокий уровень производительности труда и эффективности всей системы социальной практики в целом. Марксистская философия как мировоззренческая парадигма вызывает по-прежнему пристальный интерес у многих мыслителей всего мира, а многие ее положения получили дальнейшее развитие не только в ряде трудов отечественных философов (особенно в области теории познания и философии науки, философии культуры и методологии деятельности), но и в трудах зарубежных философов (неомарксизм, франкфуртская школа, технико-технологический детермизм и др.). (См. философия, практика). МАТЕМАТИКА — наука о количественных отношениях самих по себе, взятых в отвлечении от их действительных носителей, от качественной стороны объектов, или, как говорят, «о количественных отношениях в чистом виде» (Ф. Энгельс, АЛ. Колмогоров). Иногда математику определяют как науку «об абстрактных структурах» (Н. Бурбаки). Понятие «абстрактной структуры» очень близко по содержанию понятию «форма» в ее теоретико-множественном определении, поэтому иногда математику определяют как науку «о формах». (П.С. Александров). Для более однозначного понимания предмета математики важно четкое определение категорий «количество», «число», «форма», «абстрактная структура». В определении Энгельса —Колмогорова число рассматривается как частный случай количества, то есть только как метрически заданное количество. Другим видом количества выступают тогда пространственные и топологические отношения, метрика которых не задана. С другой стороны, «количество» в широком понимании может истолковываться как частный случай «формы» и даже как тождественное ему понятие. Наконец, понятие «абстрактной структуры», с одной стороны, шире интуитивно-содержательного понимания предмета математики (ибо, по крайней мере, логические структуры заведомо являются абстрактными структурами), а, с другой стороны, если под «абстрактными структурами» иметь в виду только «математические структуры», тогда определение математики как «науки об абстрактных структурах» будет очень точным, но тавтологическим. В любом случае важно иметь в виду, что современная математика представляет собой очень сложную многоуровневую и многоаспектную конструкцию. В ней различают «чистую» и «прикладную» математики, формальные и содержательно-интерпретированные теории, конструктивную и неконструктивную (классическую) математику, в которых используются существенно различные средства, методы и критерии приемлемости математических теорий и доказательств. Если при этом иметь в виду очень большое число различных математических дисциплин со своими частными предметами и проблемами (по отношению к общему предмету математики), то становится понятной та огромная мощь и влияние, которые оказывает математика на развитие всей современной науки и культуры. И это влияние благодаря поразительной точности, доказательности и эффективности математического знания будет в дальнейшем только возрастать. (См. количество, форма, вывод, доказательство). МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - современная математическая модель формальной логики как науки о правильном рассуждении. По меткому выражению русского логика Порецкого, математическая логика суть логика по предмету и математика — по методу решения своих проблем. Систематическая разработка математической логики началась с работ Больцано, Фреге, Рассела и Витгенштейна. Суть этой логики и рассмотрении большинства логических категорий (понятие, предикат, суждение, умозаключение, вывод, доказательство) как логических функций, областью значения которых являются истинностные значения. Как логические функции истолковываются и все логические операторы (термины «Все», «Существует», «Некоторые», «Один», «Ниодин», «и», «или», «если, то», «тождественно», «возможно», «необходимо» и т. д. и т. п.). Все логические функции задаются, в конечном счете, табличным способом с помощью всевозможных сочетаний введенного числа истинностных значений на «входе» и «выходе» этих функций. Так, например, логическое отношение «если, то...» моделируется с помощью функции =), называемой материальной импликацией. Табличное задание этой функции в системах двузначной логики выглядит следующим образом:
где р и q — суть некоторые высказывания, и — истина, л — ложь, тогда сложное (составное) высказывание «р тэ q», связывающее входящие в него (простые) высказывания р и q отношением материальной импликации (—>), будет истинным во всех случаях, кроме одного, когда р — истинно, a q — ложно. Как показало интенсивное развитие математической логики в XX в., формальная логика может быть представлена бесконечным числом всевозможных логических математических систем, конструктивно моделирующих те или понятия и отношения естественной логики. Построено значительное число математических систем не только двух- значной, но и многозначной (и даже 8-значной) логик, модальных, временных, вероятностных логик и т. д. Системы математической логики находят важное применение при создании различных формализованных языков, с помощью которых только и возможно представление различных систем знания для компьютеров и ЭВМ. С помощью математической логики был также получен ряд фундаментальных результатов, имеющих огромное философское значение (доказательство Геде-лем принципиальной неполноты любых формализованных систем математики по отношению к их содержательным прототипам, доказательство возможности полной формализации логических систем типа исчисления высказываний и исчисления предикатов первого порядка, доказательство невозможности сведения математики к логике, контекстуальный характер любых содержательных рассуждений и др.). (См. логика, математика, вывод). МАТЕРИЯ — одна из центральных и, вместе с тем, многозначных категорий философии и науки. Можно указать на следующие основные значения данного термина: 1) любая объективная реальность как все то, что находится вне человеческого сознания; 2) такая объективная реальность, которая принципиально может быть зафиксирована (отражена, дана) с помощью человеческих ощущений (чувственных анализаторов); 3) объективный субстрат в виде вещества, т. е. то, что обладает свойствами иметь химическую структуру, вес, протяженность, способность к превращениям, движению и т. д.; 4) содержание сознания, полученное в результате внешнего опыта, в ходе взаимодействия чувственной ступени познания с внешним миром, с миром «не-Я»; 5) физическая реальность, то есть аспект бытия, знание о котором может быть получено с помощью использования физических методов и средств познания. Каждое из этих значений термина «материя» одинаково законно, однако должно всегда оговариваться в конкретном контексте во избежание философской путаницы. (См. бытие, сознание, опыт). МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ - совокупность эмпирических и теоретических дисциплин, исследующих строение, функции, состояние различных систем человеческого организма и человеческих общностей с точки зре- It/ ния их нормы и патологии, причины и возникновение различных болезней, их симптомы, проявление, течение и способы лечения, методы профилактики, способствующие снижению риска возникновения определенных болезней, методы сохранения здоровья и продолжительности жизни. Фундаментальными теоретическими науками, лежащими в основе современной медицины, являются физиология, химия, физика, биология, экология, психология, информатика, кибернетика, теория систем. Основные категории современной медицины: норма, патология, болезнь, здоровье, гомеостазис, орган, организм, функция, система, жизнь, смерть, врачебная этика и др. (См. науки о Человеке, биология, жизнь, смерть, биоэтика). МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - организация исследовательской деятельности, предусматривающая взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин. Внимание к междисциплинарным исследованиям и даже выделение их в специальный тип исследовательской деятельности относится ко второй половине XX в., хотя обсуждение различных аспектов междисциплинарного взаимодействия традиционно привлекало исследователей науки, историков и философов науки. Успешное осуществление междисциплинарных исследований предполагает одновременное решение трех видов проблем: 1) методологической (формирование предмета исследований, в котором объект был бы отражен таким образом, чтобы его можно было изучать средствами всех участвующих дисциплин, а полученные в ходе исследований результаты могли уточнять и совершенствовать исходное изображение); 2) организационной (создание сети коммуникаций и взаимодействия исследователей, с тем чтобы они могли профессионально участвовать в получении и обсуждении информации, а также привлекать к нему своих коллег из соответствующих дисциплин); 3) информационной (обеспечение передачи прикладных результатов междисциплинарного исследования в практику принятия решений и их технологического воплощения и одновременно передачу собственно научных результатов, полученных уча-Шстниками, для экспертизы в системы дисциплинарного знания). Практика реализации крупных междисципли- нарных проектов, где вся эта проблематика вынужденно формулируется в явной форме, позволила накопить уже довольно большой опыт. Ключевую роль играет методологическое обеспечение междисциплинарных исследований, которое предполагает создание предметной конструкции, функционально аналогичной предметной конструкции дисциплины. Поскольку предмет исследования невозможно «сложить» из его дисциплинарных изображений, акцент делается на развитии описаний совокупностей и массивов эмпирических данных, их структуризации и превращения баз данных в базы знаний. В условиях все большей глобализации науки особое значение приобретает комплекс проблем, связанных с передачей результатов крупных междисциплинарных исследовательских проектов в практику. (См. научная дисциплина, управление наукой). Э.М. Мирский МЕНЕДЖМЕНТ — одна из основных категорий наук об управлении любыми социальными процессами. Основной состав понятий любых теорий управления исходит из кибернетики и экономики (прямая и обратная связь, эффективность и продуктивность функционирования системы и т.п.). В основе любых теорий менеджмента лежат два основных принципа: 1) эффективное управление любой системой невозможно вне учета особенностей этой системы, и 2) эффективное управление любой системы существенно зависит от мастерства субъекта управления. (См. кибернетика, цель, социальная система). МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ- наиболее высокий уровень научного знания; множество высказываний, составляющих основания научных теорий (аксиом, принципов, научной картины мира, идеалов и норм научного исследования и др.). В силу системного характера научного знания, метатеорстическое знание непосредственно относится в первую очередь к фундаментальным научным теориям (в математике — к арифметике и геометрии, в физике — к механике, в биологии — к теории эволюции видов и генетике и т. д.). (См. уровни научного знания). ]си
|